В октябре многие представители технологической части финансовой индустрии устремились в Лас-Вегас. Не то чтобы им захотелось спустить нажитые миллионы: большинство из 10 тыс. участников конференции Money 20/20 их еще не заработали. Зато они с удовольствием продавали себя и идеи, многие из которых кажутся вполне безумными, чтобы привлечь инвесторов и заставить раскошелиться потребителя.

Вообще, нужно сказать, что финансовая сфера предоставляет настолько мало возможностей для творчества и самовыражения особо креативных личностей, что, как правило, все такие финансисты предпочитают иметь какое-нибудь хобби на стороне. Кто фарфор коллекционирует, кто на байках рассекает, а кто-то покоряет вполне осязаемые горные (а не бизнес-) вершины. Ну не считать же приумножение денег делом всей своей жизни! Нет в этом ни истинного, ни мнимого величия.

Пожалуй, единственное направление в финансовом секторе, позволяющее хоть как-то творчески подойти к своей работе, – это платежные карты (я не беру в расчет PR-департаменты, каждый год измышляющие очередные пакеты подарков, это все-таки не совсем финансисты). Одни из самых веселых отраслевых мероприятий всегда были у «карточников», и редкий форум или семинар обходился без добрых шуток. У меня где-то до сих пор лежит карта, обещающая держателю 20-процентную скидку на услуги всех девушек, дежурящих на протяженности всего Ленинградского шоссе. А поскольку на Money 20/20 собираются именно такие добрые финансовые шутники и технологи, то идеи там, понятно, бьют ключом.

В текущем году молодые креативные команды разыгрывали между собой 125 тыс. долларов, которые обещали лучшим разработчикам и стартаперам. Но больше внимания, конечно, доставалось «грандам», представлявшим технологии, готовые к запуску и потому являющиеся ближайшим будущим платежных систем. В платежных сервисах крупнее Visa и MasterСard здесь нет никого. Но крупные компании удивить, увы, не смогли. В Master предложили интегрировать платежный чип в предметы одежды и аксессуары, а в Visa – в автомобиль. Так и тянет повторить фразу девушки из анекдота: «Куда бы ее засунуть?»

С другой стороны, предназначение всех финансовых компаний, как было сказано выше, – производить не креатив, а золотые кирпичи (помните, как испанцы в рекламе банка «Империал»?). Если они с ней справляются, то и креатив им не нужен. 100% потребителей услуг платежных систем ждут от них надежности и еще раз надежности. Дополнительные сервисы вроде заранее заказанной в дороге пиццы способны привлечь доли процента потребителей, особенно когда информация сама с карты куда-то уходит. То есть они сомнительны и в креативе, и в своей коммерческой ценности. Для чего же это все нужно? Ну, например, чтобы организовать талантливую молодежь вокруг себя, чтобы они делом занимались в серьезной конторе, а не тырили деньги по темным углам Интернета. Вполне достойная задача, я считаю.

Не вижу, кстати, причин в этой связи, почему бы только что народившейся НСПК не начать собирать в России такую же креативную молодежь с финансово-технологическим уклоном. В конце концов, если импортозамещение должно быть, пусть оно будет качественным. Мне кажется, в России тоже пора чем-нибудь занять талантливых скимминг-мошенников.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции