Что такое пенсия? На этот простой вопрос можно дать несколько вариантов ответов. В бытовом плане пенсия — это регулярная денежная выплата, которую получает человек, имеющий право на пенсию. Помимо этого, пенсия – макроэкономический показатель, который в соотношении с размером заработной платы может применяться для оценки уровня экономического развития страны. На этот показатель влияют разные факторы, в том числе решения, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти. Сейчас на повестке несколько «наболевших» вопросов, решение которых окажет непосредственное влияние как на размер будущей пенсии россиян, так и на масштабы дефицита Пенсионного фонда России.

Итак, фактор первый: изменение пенсионного возраста. Необходимость принятия такого решения обусловлена старением населения. Согласно прогнозам Всемирного банка, за 2010–2050 годы трудоспособное население России сократится примерно на четверть, а коэффициент демографической нагрузки вырастет в 1,5 раза. Все сложнее будет поддерживать обещанный уровень индексации пенсий. Старение населения затормозит рост потенциального ВВП до среднегодовых 1,3% в 2015–2040 годах, отмечают аналитики Всемирного банка. Изменение пенсионного возраста (его увеличение, в частности, до 65 лет для мужчин и для женщин, как обсуждают сейчас в правительстве) приведет, согласно нашим подсчетам, к снижению дефицита ПФР на 3% ВВП и увеличению размера страховой пенсии. Демографические риски снизятся, однако в полный рост встанет проблема занятости в старших возрастах. Поэтому необходимо предусмотреть развитие программ содействия занятости для людей пожилого возраста. Важно также создать в стране условия для развития активного долголетия.

Фактор второй: вывод заработной платы из серой зоны. Это одна из важнейших проблем. ПФР озвучивал цифру 20 млн российских граждан, которые работают в теневом секторе экономики и за которых работодатели не платят страховых взносов из фонда оплаты труда. Рост фонда оплаты труда на 30% приведет к положительному эффекту: дефицит ПФР снизится на 1,5% ВВП. Вырастет и размер страховой пенсии.

Фактор третий: выравнивание условий для наемных работников и индивидуальных предпринимателей. Сейчас ИП платят страховые взносы в Пенсионный фонд по сниженной ставке, а при завершении трудовой деятельности получают необеспеченную взносами пенсию. Это скрытое субсидирование и перераспределение средств внутри пенсионной системы: по справедливости, пенсионные права должны быть пропорциональны страховым взносам. Выравнивание условий для ИП повлияет на снижение дефицита ПФР и даст эффект в 1,25% ВВП. Кроме того, это приведет к росту страховых пенсий. Однако негативным побочным эффектом здесь может стать рост нагрузки на малый бизнес.

Реформа досрочных пенсий – четвертый фактор – также приведет к увеличению размера пенсий и снижению дефицита Пенсионного фонда. Сейчас значительное число россиян имеет право на досрочную пенсию. Ответственность за условия труда работника несет работодатель, однако выплата досрочных пенсий осуществляется за счет внутреннего субсидирования в ПФР: фактически за счет снижения размеров пенсий пенсионеров по возрасту. Нужно оговориться, что существуют объективно тяжелые и вредные условия труда, которые невозможно изменить силами работодателя (например, подземная добыча угля). Но в любом случае это вопрос экономики бизнеса, а не пенсионной системы. Полная ликвидация института досрочных пенсий в системе обязательного пенсионного страхования даст эффект в 1,1% ВВП.

Пятый фактор, который влияет на размер дефицита ПФР, — это индексация размеров пенсии. В частности, если индексация ускоренная – выше инфляции и темпов роста заработной платы – это приведет к увеличению страховой пенсии и росту дефицита ПФР примерно на 0,1% ВВП за год. К снижению дефицита ПФР приведет запаздывающая индексация, то есть на уровень ниже инфляции. Но и на размер пенсий это также повлияет отрицательно, что мы видим на примере бюджета 2016 года. Пока заложенная в бюджет-2016 индексация пенсий на 4% при инфляции в 12% де-факто означает их обесценение и снижение реального дохода пенсионеров.

Самый негативный фактор – полная ликвидация накопительной пенсионной системы. Помимо снижения размера страховой пенсии, этот вариант несет в себе также риски потери доверия граждан к пенсионной системе страны в целом и ликвидирует источник долгосрочных инвестиций для российской экономики.

Период выбора варианта пенсионного обеспечения становится седьмым фактором, который, в зависимости от принятых решений, может в разной степени повлиять на снижение дефицита ПФР. Если выбор 6/0 продлят бессрочно, это снизит дефицит Пенсионного фонда на 1,1% ВВП. Продление до 2020 года (как предлагает сегодня Минфин) даст эффект в 0,6% ВВП. Вариант завершения выбора в 2015 году также повлияет на бюджет ПФР – снижение дефицита составит 0,7% ВВП.

Но любой сценарий дальнейшего развития событий по выбору 6/0 приведет к снижению размера пенсии для «молчунов» — тех, кто так и не решится продолжить формирование накопительной пенсии в негосударственном пенсионном фонде или управляющей компании. У таких людей не будет возможности копить на пенсию в живых деньгах. Как показывает практика, НПФ на длинных сроках инвестирования дают доходность выше инфляции. При этом размер страховых пенсий в настоящий момент спрогнозировать сложно, а индексация, как мы видим на примере 2016 года, не всегда поддерживается властями на уровне и тем более выше инфляции.

Со стратегической точки зрения выбор в пользу двух пенсий – страховой и накопительной – более оправдан. В этом случае ваша будущая пенсия будет гораздо меньше зависеть от всех вышеперечисленных факторов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции