«Известия» написали, что группа товарищей из Национального платежного совета, Национального совета финансового рынка и ассоциации «Электронные деньги» (не уверен, что за минуту до прочтения знал о существовании последней) предложили ЦБ и Росфинмониторингу разрешать гражданам открывать депозиты в банках без предъявления паспорта. Источник в Центральном банке якобы не увидел ничего страшного в том, чтобы при открытии вклада для идентификации использовать, например, СНИЛС (это номер, написанный на карточке пенсионного страхования, если кто не в курсе) или ИНН. Росфинмониторинг высказался против (иначе не был бы Росфинмониторингом), в Госдуме либерализацию поддержали.

Когда я увидел информацию о новой инициативе, признаться, не до конца понял, в чем заключается проблема, которую хотят решить многоуважаемые организации. То есть даже не то что не поверил в наличие каких-то системных затруднений, статистически значимо влияющих на рынок частных депозитов (это само собой разумеется), а не смог смоделировать ситуацию, при которой отдельно взятому гражданину — без паспорта в кармане, но зато с ИНН и СНИЛС — может вдруг потребоваться немедленно реализовать свое право на открытие банковского вклада. Ведь это не является первичной нуждой, не терпящей отлагательств. Даже если вы не забыли свой паспорт у родителей во Владивостоке, а безвозвратно потеряли, то новый вам выдадут (то есть должны выдать, конечно) в соответствии с административным регламентом в течение двух месяцев. А если у вас свободных денег столько, что потеря процентов за два месяца составит значимую сумму, вы уже должны давно являться VIP-клиентом и пользоваться услугами подразделений privat banking или wealth management, где к клиенту немного другой подход, чем в общем фронт-офисе.

Возникает впечатление, что в банковской системе все проблемы решены и лоббистам больше нечем заняться, кроме надуманных проблем идентификации клиентов. В конце концов, дети Африки продолжают голодать и могут стать более достойным объектом для приложения сил, если у кого-то прямо свербит от собственной пассионарности.

Но тут я вспомнил, что все-таки сталкивался с чем-то похожим лично. И случай тот оставил у меня не самые приятные впечатления. Речь тогда, правда, шла не о вкладе, а о выплате по кредиту, но, с точки зрения обывателя, проблемы схожие, потому что и в том, и в другом случае банк принимает ваши деньги. Тогда за два дня до крайнего срока я пришел в банк с намерением сделать ежемесячный платеж по кредиту. У меня были при себе паспорт и деньги для платежа. Я дал паспорт операционистке и сказал, зачем я здесь. Она начала забивать данные в компьютер, потому у нее что-то начало не получаться, потом она вновь открыла паспорт, закрыла его и, довольная решенной задачей, вернула его мне. «К сожалению, мы не можем провести операцию, потому что ваш паспорт недействителен», — сказала она.

И тут я вспомнил, что месяц назад праздновал день рождения и, конечно, должен был поменять паспорт, но не поменял. Забыл. А все потому, что счел проблему несущественной и имеющей отношение только ко мне лично, а не к возникающим кредитно-денежным отношениям.

Ситуация между тем нравилась мне все меньше: за два дня получить новый паспорт я не мог, а портить кредитную историю просрочкой платежа мне не хотелось. Поэтому я попросил операционистку позвать мне администратора или написать письменный отказ в приеме платежа. Администратор, конечно, вопроса не решила, но предложила прийти на следующий день с загранпаспортом. Вариант с загранпаспортом всех устроил, моя кредитная история осталась незапятнанной.

Зато вследствие того, что у меня отказались принять добровольно отдаваемые в пользу банка деньги, я срочно озаботился получением нового паспорта. Чем отвел от себя угрозу получения штрафа, накладываемого в случае неполучения паспорта в месячный срок после истечения срока действия прежнего.

Если с вкладами творится та же самая ерунда (а это, скорее всего, так), я, конечно, выступлю за предложение инициаторов отмены обязательной идентификации банком личности клиента по паспорту. Хотя, повторюсь, те проблемы, которые пытаются решить при помощи своей инициативы Национальный платежный совет, Национальный совет финансового рынка и ассоциация «Электронные деньги», так и остаются для меня неведомыми.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции