Как это обычно и бывает, спрос родил предложение. Сначала больше россиян узнали о том, что такое кредитная история. Затем поняли, что с ней делать (или хотя бы вообще, что с ней нужно что-то делать). Затем банки и бюро кредитных историй начали предлагать интересные «электрические» продукты. Например, для оперативного мониторинга своей кредитной истории.

Спрос

Традиционное исследование НБКИ об осведомленности соотечественников насчет института кредитной истории показало, что за два последних года тех, кто вообще не знает, что это такое, стало в два раза меньше. В 2013 году их было 20,2%, сейчас только 10,8%. В основном верно представляют себе, какую информацию кредитная история содержит, почти 60% опрошенных. В 2013 году содержание «отскакивало от зубов» только у 31,6%. Больше россиян (на целых 9%) теперь знают, где конкретно хранится кредитная история, и понимают, что ее вообще-то надо запрашивать время от времени. При этом верно представляют, что это может понадобиться для оценки шансов на получение нового кредита уже 55,9% опрошенных, что на 13,2% больше, чем в 2013 году.

Конечно, не все так безоблачно в статистических выкладках НБКИ. Почему-то на 7,6% стало больше людей, уверенных, что их кредитная история хранится в банке, где они брали кредит. В четыре раза стало больше тех, кто полагает: раз кредит закрыли – из кредитной истории он пропадает (на сегодня это 30,7% вместо давешних 8,5%). О своем праве в кредитную историю вмешиваться и исправлять неверную информацию твердо знают только 39,2% опрошенных. Остальные или не знают совсем, или сомневаются (40,6%).

И хотя руководство кредитных бюро полагает (отчасти справедливо), что «уровень осведомленности граждан о кредитных историях свидетельствует скорее о «популярности» кредитных историй, чем об осознании того, для чего они существуют», количество запросов кредитной истории физическими лицами также растет. Пусть не кратно в год, как это было раньше, но и не на сотые доли процентов.

Предложение

Как реагирует на это рынок? Делает кредитную историю еще ближе для конечного потребителя. Например, в УБРиРе, входящем в топ-30 банков можно получить и кредитную историю. Чтобы узнаеть, кто по вам информацию запрашивал, не повесили ли на вас новый кредит какие-нибудь «добрые люди», не сформировалась ли, не дай бог, техническая просрочка или какая похуже. Удобно.

А если вы прямо любознательный пользователь кредитных данных и готовитесь к ипотеке или другому длинному кредиту, интересуетесь не только фактами в кредитной истории, но и «природой вещей», то вам доступна опция «Идеальный заемщик». Она содержит советы по улучшению кредитной истории. Эта экспертность – в данном случае от аналитиков бюро – крайне ценна. Просто так ее нигде не получить. Нужен или сотрудник бюро, или крайне общительный сотрудник банка, желательно из экономического отдела либо из СБ, или кредитный брокер.

Получается, уже не просто удобно, но своевременно и полезно. По сведениям того же «Эквифакса», сегодня только 47% заемщиков могут уверенно рассчитывать на получение кредита. Еще 25% можно назвать «удовлетворительными» заемщиками. А 28% кредит в ближайшее время получить не смогут, как раз ввиду состояния кредитной истории.

И очень хорошо. Таких бы сервисов побольше, хотя бы по одному в банках из топ-50, и ситуация с информированностью граждан по своим историям приблизилась бы к идеальной. Один Сбербанк может сразу ситуацию в корне переменить, со своими не то 50% рынка, не то больше. Кто на новенького?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции