В конце 2015 года Банк России выдвинул ряд инициатив, направленных на корректировку структуры рынка микрофинансирования. Если все эти инициативы будут реализованы, микрофинансовые организации ждут самые большие преобразования с 2010 года, когда был принят закон «О микрофинансовых организациях», сделавший их подотчетными ЦБ.

Причины этих изменений вполне понятны: рынок микрофинансирования сейчас показывает наименьшее снижение темпов роста. Оценочный рост рынка в 2015 году — около 8—10%, что меньше роста предыдущих лет, когда он был около 25—30% ежегодно, но существенно лучше динамики других сегментов финансового рынка, на которых практически везде отмечается снижение. По нашим оценкам, по итогам 2015 года рынок достиг показателя в 60—63 млрд рублей. Цель инициатив ЦБ – сделать микрофинансовые организации ближе к малому и среднему бизнесу, стимулировать их кредитовать малые предприятия.

Микрофинансирование изначально задумывалось как альтернатива банковским займам для малого и среднего бизнеса, которому трудно получить доступ к банковскому кредитованию. Однако основными потребителями микрофинансовых услуг являются физические лица (более 60% рынка, в том числе 17% — краткосрочные займы категории «до зарплаты»), активно развивается сегмент онлайн-займов. Центробанк предлагает ограничить процент займов для физических лиц в портфеле МФО до 25%, а срок займа – до одного года. Если ограничение по срокам мало похоже на изменение, так как подавляющее большинство микрозаймов и так выдается на срок не более года, то ограничение в 25% для физических лиц в портфеле едва ли реалистично.

Дело в том, что все микрофинансовые организации работают по поточному принципу: принцип скоринговой модели таких организаций заключается в том, что низкомаржинальные кредиты для юридических лиц и ИП должны обязательно перекрываться высокомаржинальными кредитами для физических лиц. В противном случае вся система теряет эффективность. Поэтому следует более внимательно и, если хотите, тщательно подойти к вопросу ограничения доли физических лиц в портфелях МФО. Возможно, порог следует несколько повысить. И вообще, идти нужно скорее не по пути портфельных ограничений, а по пути выделения микрофинансовых организаций, специализирующихся на финансировании малого и среднего бизнеса, со своей спецификой регулирования со стороны ЦБ.

Для частных МФО значительно обострится проблема привлечения финансирования, размер которого инвесторы связывают с размером собственного капитала (в возможностях увеличения которого микрофинансисты традиционно ограничены), а также отсутствия обеспечения, так как сейчас банки не всегда готовы финансировать МФО под залог портфеля выданных займов. Для государственных и региональных МФО проблема ограниченных возможностей маржи по займам, которые накладываются региональными органами власти, только усугубится. В этой связи особое место должно быть отведено в их работе заимствованиям из альтернативных источников, например из коммерческих банков. В этом случае они смогут работать с большей для себя маржой и отчасти покрывать невозврат по своим портфелям ввиду ухудшения качества заемщиков.

Ситуацию могут изменить проекты по кредитованию МФО под поручительство Корпорации развития МСП: пилотный проект такого рода был запущен в 2015 году. Надеемся, что в наступившем году этот положительный опыт будет распространен и на коммерческие банки. Предполагается создать систему, при которой в дальнейшем эти кредиты могут быть рефинансированы по льготным ставкам Банком России. Также совместно с ЦБ сейчас ведется активная работа над запуском проекта по секьюритизации портфелей кредитов малому бизнесу, предоставленным МФО. Это может дать дополнительный серьезный импульс работе микрофинансовых организаций, финансирующих малые предприятия.

В 2015 году Банк России предложил и другие весьма актуальные инициативы, касающиеся реформирования рынка МФО. В частности, это увеличение суммы микрокредита для предпринимателей с 1 млн до 3 млн рублей. Вопрос во многом уже «перезрел», и его скорейшее решение (как мы все ожидаем в начале этого года) во многом облегчит работу МФО с предпринимателями. Также заслуживает поддержки озвученный ЦБ план постепенного доформирования резервов по кредитным портфелям МФО с 30% на конец 2015 года до 100% на конец 2017 года. Это должно происходить постепенно, чтобы у собственников МФО была возможность проводить необходимую докапитализацию не в авральном режиме.

В случае реализации инициативы ЦБ смогут серьезно изменить рынок микрозаймов в лучшую сторону. А нам остается надеяться, что наступивший год окажется успешнее прошлого.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции