Финансовый рынок — это не только банки. Огромными финансовыми возможностями обладают и страховые компании, поэтому для понимания того, что происходит с деньгами в стране, стоит обращать внимание и на них. А тут все довольно печально, хотя и на обломках былого благополучия можно заработать.

Все сегменты рынка, все источники доходов страховщиков уверенно сокращаются. Мечты о хотя бы стабильности объема премий можно забыть. Инвестированные, пусть и весьма консервативно, средства тоже находятся под угрозой усыхания — падает не только рынок акций, падают и цены облигаций, да и в надежность банков уже мало кто верит. При этом девальвирующийся рубль и растущие цены увеличивают расходы страховых компаний. В общем, менеджеры и акционеры страховщиков уже чувствуют, как еще недавно казавшийся надежным «лист кувшинки» под их ногами начинает тонуть. И чтобы перебраться на другой берег кризиса, придется быстро и ловко прыгать, а за годы финансового благополучия многие нарастили такой жирок, что забыли, как это делается.

Некоторые участники рынка оптимистично заявляют, что кризис позволит избавиться от самых слабых и укрепить позиции сильных (и крупных) компаний. Мол, растущая конкуренция заставит страховщиков повышать качество услуг и бороться за каждого потребителя. Заодно, по их мнению, кризис смоет тех, кто демпингует, показав клиентам, что дешево и хорошо одновременно не бывает.

Такое ощущение, что эти люди живут в другом мире. Можно подумать, они никогда не замечали интересную особенность российского бизнеса: улучшение качества обслуживания в том или ином секторе происходит медленно и тяжело, а ухудшение — мгновенно. Хамоватые продавцы и неграмотные консультанты в магазинах довольно часто встречаются до сих пор, хотя первые относительно частные торговые точки появились лет двадцать назад. Автосервисы с сомнительной репутацией имеют постоянный поток клиентов, несмотря на все свои выкрутасы, а зубные врачи лечат до тех пор, пока пациенту не надоест платить.

Зато экономия на клиенте при первых признаках проблем — обычное дело. Особенно если речь идет о ситуации, когда фирма отдает деньги, а не берет их с жертвы. Про то, как банки в последние месяцы резко и молча подняли расценки на обслуживание и ужесточили правила работы с клиентами, известно почти всем. Если вы давно не проверяли, сколько с вас дерут за ведение счета, за снятие наличных в банкомате и за поддержание карты, советую посмотреть. Вас могут ждать неприятные открытия. Но то — банки, по которым кризис уже пару раз проехался.

До страховых же компаний наиболее серьезные проблемы доберутся к лету, когда станет понятен масштаб сокращения рынка. И вот тогда клиенты наверняка смогут в полной мере ощутить все прелести «конкуренции на понижение». Задержки выплат возмещения, пересмотр условий договоров, закрытие удобных офисов, введение массы дополнительных платежей в пользу компании за все подряд — страховщики начнут соревноваться именно в этих видах «спорта», а не в том, как лучше «облизать» еще готовых платить клиентов. И конечно, все это будет происходить под лозунгом улучшения качества обслуживания и введения новых выгодных условий страхования.

Клиентам остается лишь выбирать тех страховщиков, что пока не успели внести наиболее неприятные изменения в свою работу. Узнать же это можно только опытным путем — выясняя все подробности у тех, кто уже столкнулся с данной компанией, причем недавно. А это, кстати, дает желающим заработать возможность построить новый бизнес, основанный на сервисах рекомендаций, «народных рейтингов» и прочей социальной интернет-инфраструктуры. Проще говоря, вырастет спрос на информацию о том, насколько резво прыгает тот или иной лягушонок в той самой игре «Перестройка», которая начнется в страховом болоте. Нечто подобное можно найти и сейчас, но в скором времени популярность таких служб вырастет на порядки. А тут уж кто успеет, тот и заработает.