Ученье – свет. Безусловный, если речь идет об уроках финансовой грамотности. Однако одной теории мало. Усваивать такой прикладной предмет, как личные финансы, лучше всего на практике. И вот тут бы вспомнить про хорошо забытые уроки советских учебно-производственных комбинатов, они же УПК.

Это были действительно хорошие новости из Банка России. О старте подготовки учителей по субпредмету «Основы финансовой грамотности» для российских школьников. «Суб...» потому, что подразумевается, что в большинстве случаев преподавать его планируется не самостоятельным курсом, а в рамках предмета «Обществознание». В ближайшее время планируется подготовить 13 тыс. учителей для регионов. Это тоже очень хорошо. Если удастся реализовать, то практически в каждой четвертой российской школе появится «преподаватель денег». И тогда в хорошем смысле наполеоновские планы создателей программы по тотальному ликбезу в области финансов вполне могут сбыться.

Кажется разумным и выбор тем для преподавания. От планирования семейного бюджета до особенностей пенсионной системы в России. От кредитования, которому, как утверждается, уделено особое внимание, до различных способов инвестирования. От страховки до предупреждения участия учащихся в будущем в сомнительных финансовых предприятиях.

Но хочется, чтобы этот курс был «живым». В том плане, что за дюжину лет, которые отводятся на появление финансово образованных граждан в России (об этом говорил первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов), та же пенсионная система, как показывает практика, может успеть поменяться, мягко говоря, неоднократно и кардинально.

И хорошо бы, чтобы этот курс а) стал со временем обязательным, по крайней мере в той же степени, что и преподавание различий в религиозных течениях, чего так настоятельно добивается церковное лобби, б) практическим.

Я не про контрольные работы и тесты говорю, они разумеются сами собой. А про нечто похожее на практические, полупрофессиональные курсы на манер советских УПК. Разбираться в принципах работы двигателя внутреннего сгорания и сдавать на водительские права в школьном возрасте – это замечательно. Осваивать токарный станок или швейную машинку, искусство кулинарии или сварки — ок. Но надо и сделать поправку на время. Которая подсказывает, что знание пакета графических редакторов и практический навык кредитования сейчас могут пригодиться куда больше.

Ничего не мешает. Паспорт у гражданина РФ появляется в 14 лет. Это значит, что девятиклассники вполне могут взять небольшой потребительский кредит на что-нибудь нужное и выплатить его во время или по окончании учебы в среднем образовательном учреждении. Почему нет? Заодно объяснить, как работает скоринг (у Пети оценки лучше, он выполняет 96% домашних заданий, а значит, аккуратнее относится к своим обязательствам. Поэтому ему мы дали 20 тысяч рублей, а тебе, Вася, только 5 тысяч рублей. У тебя вон еще и тройка по алгебре. Нет, мы можем дать и 15, но тогда приведи родителей). Научить молодых людей рассчитывать свои силы, думать о том, что надо откуда-то постоянно брать деньги, если ты в кредит ввязался, а не только получать радость обладания пусть и важным, и ценным, и необходимым предметом или благом. И заносить записи о таком учебном кредитовании в кредитную историю. С пометкой «учебный кредит». Если преподаватели сработают корректно, нет проблем. Кто-то из учеников просто не должен взять кредит, прекрасно понимая, что не сможет, не захочет его вернуть или он ему не нужен. Зато ответственные молодые люди уже к совершеннолетию подойдут с позитивной статистикой и вполне смогут самостоятельно взять кредит на учебу в техникуме или университете.

А обеспечить учеников легальным источником доходов могут, кстати, те же УПК. И тут еще бизнес-образование получится. Откуда ты возьмешь деньги, если производишь никому не нужные табуреты, в то время как местный рынок, скажем, активно нуждается в домашних тапочках и плетеных половых ковриках? Будь любезен перепрофилироваться и стать конкурентоспособным. Да, и подумай, как будешь рекламировать свою продукцию. Как можно увеличить продажи и закрыть свой кредит досрочно.

Вот это действительно было бы немного полезнее. Целое поколение людей, умеющих считать, думать и делать через 12 лет? Отлично! Даже при некоей инертности государственного управления это послужило бы хорошей заявкой на ту самую «модернизацию и перестройку экономики», про которую сейчас так много говорят. Без «бла-бла», а конкретно.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции