В I квартале текущего года на 2/3 выросло количество проданных в кредит автомобилей по сравнению с I кварталом 2015-го. Интересно, каким был бы тренд, если бы можно было сравнивать не с прошлым, а с будущим?

Справедливости ради надо сказать, что рост в январе — марте 2016-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показали все виды потребительского кредитования. Национальное бюро кредитных историй утверждает, что в целом кредитов было выдано больше на 40,2%. Необеспеченные «потребы» выросли на 31,7%, кредитки — на 56,7%, автокредиты — на 65,7%, ипотека — аж на 125,1%. Всего в штуках это 3 261 684 новых кредита.

Но сравнение, мягко говоря, некорректное. В начале 2015 года, выражаясь метафорически, ставки по кредитам витали где-то в стратосфере, тогда как уровень одобрений погрузился на дно Марианской впадины.

Сравнение же с «примерно похожим» IV кварталом 2015 года показывает, что в целом кредитование просело на 24,7%. И те же автокредиты потеряли не меньше 23,5% в выдачах (попали ровненько в тренд).

Почему именно автокредитам такое повышенное внимание? Потому что они такие… «переходные», что ли. От кредитов условно полезных к безусловно бесполезным. Автокредит автокредиту рознь.

Один берет автокредит и покупает дорестайлинговый «Логан» с двигателем 1,4 и 75 лошадиными силами под капотом. Без музыки. С ручной регулировкой зеркал. И с такими еще крутилками, чтобы стекла опускать. Потом находит товарища, получает лицензию на пассажирские перевозки, и «Логан» изо всех своих 75 лошадиных сил начинает зарабатывать деньги. В две смены, без выходных, по 18—20 часов в сутки. Через полгода-год он отбивает все затраты на свою покупку, страховку, содержание и ТО. И даже генерирует какую-то прибыль покупателю. С учетом амортизации даже.

Другая идет в салон и покупает авто из немецкой Баварии, только потому, что оно красивое и черное (желтое, красное) и есть 10—15—20% на первоначальный взнос. Плюс страховка, дополнительные колеса, сигнализация, которые съедают сразу пару месячных доходов. Выезжает из автосалона, теряя 20—25% стоимости автомобиля за первый километр пробега, и… ставит машину на стоянку у дома. Потом на работе ставит на стоянку. Потом опять у дома и т. д. И надо платить по кредиту, за страховку, бензин и еще по мелочи, включая налоги. А актив — который, понятное дело, никакой в этом случае не актив — дешевеет и обходится все дороже. То есть генерирует убыток и в лучшем случае просто надоедает, в худшем — портит нервы и кредитную историю, доводит до коллекторов или суда, потому что, ну мало ли? Нет никакой гарантии того, что если в самом начале было только 10—20% стоимости, то дохода хватит на остальные 80—90%.

Косвенное доказательство тому, что так бывает и не то чтобы совсем редко, — 89 страниц залоговых авто на сайте ВТБ 24. Просто как пример.

Так каким был бы массовый (именно массовый, потому что на легковушках большинство не зарабатывает и даже не отыгрывает дешевеющие деньги) тренд, если бы можно было сравнивать сегодняшние цифры и завтрашние, а не вчерашние? Это называется «быть в состоянии составить прогноз». Хотя бы в отношении себя самого и не на так уж далеко вперед. Несмотря на всю внезапность человеческой природы по Булгакову. Чтобы хотя бы не переплачивать втридорога за то, что постоянно падает в цене и без чего можно, в принципе, нормально обходиться, не теряя при этом в качестве жизни. Такой вот риторический вопрос. Хотя и сугубо практический.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции