В некоторых ситуациях такая инструкция не помешает. Например, когда твой друг скидывает на тебя свой долг, банк передает неверную информацию в бюро кредитных историй, проигрывает суд и зажимает 10 000 рублей.

Не люблю англицизм «кейс» в значении «случай, история». Но то, о чем я сегодня хочу поговорить, именно кейс, и весьма примечательный. Дело в том, что еще 3—5 лет назад ничего подобного не случилось бы. Или случилось бы вряд ли, потому как, что такое кредитная история, почему она важна и что делать, если там нашлась ошибка, уверенно себе представляли процентов 15—20 российских заемщиков, не больше. А теперь налицо подвижки.

История донельзя банальная. Оренбург, начало двухтысячных. Человека попросили выступить поручителем по кредиту. В 2003 году это было обычной практикой. Кредиты «без справок за 15 минут» появились значительно позже. Поручился. Через 11 лет и два кризиса основной заемщик оказался не в состоянии рассчитаться по кредиту. Суд, взыскание и обязанности перед банком — просто к слову: АО «КБ «Агропромкредит» — легли на плечи поручителя. Он полностью рассчитался с кредитной организацией. Но в сентябре 2015 года запросил свою кредитную историю в НБКИ и обнаружил там сведения о некоей задолженности. Эта информация действительности не соответствовала, и гражданин обратился в банк с просьбой исправить неверную информацию. Банк на эту просьбу не отреагировал, и тогда заемщик пошел в суд. Чтобы исправить кредитную историю и возместить моральный ущерб. На символическую сумму 10 000 рублей. Суд установил, что да, задолженности нет, и взыскал с кредитной организации компенсацию морального вреда.

Со скрипом верные данные были переданы Национальному бюро кредитных историй только в январе текущего года, и это можно было бы считать хеппи-эндом, но дело на этом не кончилось. Банк решил подать апелляцию. Его представители не считали, что гражданину был причинен моральный вред. Суд рангом выше — Оренбургский областной — оставил решение без изменения.

И вот сразу несколько выводов.

Друзья друзьями, но сейчас, когда вернулись залоги и поручительства, к решению о своем участии в кредитовании третьего лица нужно подходить куда более тщательно, чем во времена неудержимо растущей в цене нефти. Конъюнктура момента не та, чтобы рисковать, согласитесь.

Качество кредитной истории — то, за что стоит биться. Если дело дойдет и до этого, то в суде — тоже. Но для начала можно попробовать стандартный механизм: 1) заявление в бюро кредитных историй с доказательствами того, что информация в отчете неверна; 2) ожидание в течение двух недель, в которые само бюро должно уложиться, регулируя вопрос с банком; 3) положительное разрешение ситуации. Правда, для этого должны быть «железные» аргументы. Лучше всего — справка о закрытии счета. Многие заемщики опускают этот этап взаимодействия с банком. Кредит закрыли, и слава богу. Тащиться туда специально еще через 30—45 дней за какой-то бесполезной бумажкой не хочется. Но бумажка на поверку может оказаться ого-го какой полезной.

Не надо бояться отстаивать свои права. 10 000 рублей — это пустяк, символика, просто ничто в финансовом потоке банка. Но если от этого лучше работать начнет он сам или его коллеги, пусть так и будет. В какой-то мере это воспитательный момент. Для всех участников кредитного процесса. И да, отличный… кейс.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции