Почти пять лет назад, в ноябре 2011 года, я написал колонку «Сбербанк: 170 лет в очереди». Тогда основной проблемой Сбербанка по-прежнему были очереди. Теперь острота этой проблемы снизилась. Однако когда отступают одни напасти, проявляются другие проблемы. Сейчас ключевыми бедами Сбербанка стали раздувшаяся бюрократия, низкий уровень культуры управления и плохая трудовая этика. Об этом свидетельствуют отзывы экспатов-сотрудников Сбербанка на сайте Glassdoor.com.

Это известный сайт, где сотрудники, в том числе и бывшие, анонимно высказывают свое мнение о компаниях. Там просто залежи полезной информации, которую можно использовать для совершенствования Сбербанка.

Вот, например, отзыв "Dead end job" («Тупиковая работа») сотрудника Сбербанка из Москвы от 17 мая: «Плохая трудовая этика, банк наполнен необразованными не говорящими по-английски мастурбаторами в сбербанковском стиле, которые ставят своей целью сделать жизнь каждого сложнее». Специально привожу текст оригинала, чтобы меня не обвинили в очернительстве: "Bad work ethics, bank is filled with sberbank-style uneducated non-english speaking wankers who make it their aim to make everyone's life harder".

А вот отзыв от 11 декабря 2015 года, который называется "Be prepared for a cultural shift" («Приготовьтесь к культурному сдвигу»): «Плохая культура управления и повсеместная практика дублирования функций и создания нескольких конкурирующих команд внутри нескольких подобных подразделений. Неясная постановка целей и отсутствие видения. Разобщенность между топ-менеджерами и их подчиненными». Совет менеджменту: меньше заниматься повышением своего персонального KPI и больше — повышением эффективности компании.

Отзыв от 4 мая специалиста миддл-офиса из Москвы: «Очень-очень-очень огромная бюрократия. Слишком много начальников. Единственный способ получить повышение на должность менеджера среднего звена — если уйдет ваш начальник». Совет менеджменту: «Более индивидуальный подход к персоналу».

Отзыв от 7 декабря 2015 года: "For those who love struggling bureaucracy" («Для тех, кто любит сражаться с бюрократией»): «Совковая» корпоративная культура, чрезмерная бюрократия». Совет менеджменту: «Вам нужно уделить внимание корпоративной культуре и эмоциональному климату в компании. Люди предпочитают компании, которые предлагают лучший баланс «работа/жизнь».

Отзыв от 20 мая: «Важные решения могут приниматься слишком поздно из-за слишком большой бюрократии».

Отзыв от 1 марта: «Очень большая компания с самыми медленными бизнес-процессами».

Отзыв от 13 февраля: «Длинный процесс принятия решений, только «любимчики учителя» получат повышение».

Отзыв от 8 мая: «Ограниченный карьерный рост для не говорящих по-русски (я бы добавил: и для говорящих по-русски тоже. — Прим. автора), централизованное принятие решений, замкнутое на топ-менеджменте. Убогая корпоративная культура…». Совет менеджменту: «Менеджмент должен децентрализовать принятие решений».

Отзыв от 13 января: «Бюрократия — ключевое слово, чтобы охарактеризовать компанию в целом». Совет: «Сделайте организацию более гибкой путем сокращения ненужных уровней среднего звена менеджмента и сокращения количества документов, регулирующих рабочий процесс».

Отзыв от 28 июля 2015 года: "Poor managed old-school bank" («Плохо управляемый архаичный банк»). «Чрезмерно управляемый, слишком много требований, которые не влияют на производительность труда, но потребляют много времени, новые стандарты работы выпускаются один раз в 1—2 месяца, что сбивает с толку сотрудников, вызывает потери времени и не оказывает никакого реального влияния на производительность труда». Совет менеджменту: «Дайте сотрудникам просто выполнять работу».

Справедливости ради отмечу, что о Сбербанке в отзывах сказано и много хороших слов. Например: «Менеджмент очень требователен, что я считаю позитивом, после работы в Сбербанке вы будете способны работать в любом месте. Сильный и стабильный, выживет в любой кризис».

Вот что пишет аналитик из Sberbank CIB: «Приятный офис в центре города. Блестящая команда. Конкурентная зарплата с опциональными бонусами. Соцпакет — гимнастический зал, дисконты, транспорт». Боюсь, что не всем сотрудникам Сбербанка доступны подобные условия.

В отзывах отмечают доминирующую позицию Сбербанка на российском рынке.

Понятно, что Сбербанк за время правления Германа Грефа прошел большой путь, сделано многое, успехи очевидны и несомненны. Но, увы, Грефу, похоже, начала надоедать большая зеленая игрушка. Он все больше увлекается кулинарными шоу и лекциями об agile. А проблемы в Сбербанке разрастаются.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции