Банк как учреждение еще совсем недавно являлся символом и воплощением консерватизма. Если ты пришел в банк, шутки в сторону. Здесь работают серьезные люди, которые носят галстуки и костюмы, они способны вычислять в уме сложные проценты и составлять квалифицированное суждение о клиентах, снижая или повышая кредитную ставку. Неловко таких крупных специалистов отрывать от их важных дел по поводу меньшему, чем получение миллионного кредита или открытие не меньшего депозита.

Поэтому, отправляясь в банк, даже самый либеральный, хотелось казаться лучше, чем ты есть на самом деле, — пусть речь шла всего лишь об оплате коммунальных услуг. Бедные чистили платье и ботинки, чтобы выглядеть не так бедно, богатые выпячивали брюхо, открывая дополнительные звенья часовой цепочки, чтобы казаться еще богаче. Сюда приходили причаститься новой господской жизни.

Так было еще в 90-х, и реклама банковская была именно о респектабельности и консервативных ценностях. Тех, кто думал по-другому, упрекали в совковости и сбербанковщине — их не называли «господами» и не звали с собой в прекрасное будущее победившего рынка. Банк был элитарным учреждением, предлагавшим свои услуги избранным. С массовым клиентом мирились как с неизбежным злом, не более. Считалось, что на мелюзге много не заработаешь, а издержки высоки. Тем более не шла речь о потакании низменным вкусам широкой публики. В лучшем случае посетителям предлагалось почитать деловые журналы трехмесячной давности. Развлечением клиентуры никто не заморачивался, да и странно было бы — мы же договорились, что в банк приходят серьезные люди делать серьезные дела.

С тех пор много чего поменялось, конечно. Розничные банки вновь стали самыми уважаемыми, но все же не до такой степени, чтобы предоставлять клиентам площадку для игры в покемонов, гарантируя удачную охоту и страхуя травматические риски. Раньше такие штуки позволял себе только эксцентричный ТКС, чье страховое подразделение страховало болельщиков от проигрыша сборной России по футболу на чемпионате мира 2014 года. Но Тиньков изначально строил свой маркетинг на том, что «он один такой» и к банковским традициям относится не слишком уважительно.

Иное дело Сбербанк, пообещавший не только предоставить площадку и бесплатную страховку для зарегистрировавшихся игроков, но и специальные модули по привлечению покемонов. Впрочем, покемонофилия оказалась заразной для компаний в той же степени, что и для людей. Журналисты озабочены поиском не тех, кто открывает свои двери для ловцов мультяшек, а тех, кто готов запретить.

Последних пока оказывается гораздо меньше, включая религиозные организации и службы безопасности. Речь не о терпимости или гостеприимстве — корпоративный мир, умеющий зарабатывать на популярности любого рода, уже готовится сделать игру своим симбионтом. Исследовательский центр портала Superjob на основании опроса менеджеров по персоналу объявил, что 4% из них готовы рассматривать полученный игроками опыт как преимущество при трудоустройстве, так как он свидетельствует о наблюдательности и умениях быстро принимать решения и работать в команде.

Честно говоря, такое радушие заставляет задуматься, что будет, когда волна благодушного удивления пройдет, — не начнут ли адептов покемонов проклинать, если покажется, что сидение за компьютером меньшее зло, чем совмещение виртуальной реальности с офлайном?

Пока этого не случилось, можно подумать, какой экономический эффект способно принести финансовой организации покровительство покемонов. Здесь большая часть влияния на бизнес не будет прямой — вряд ли в «Сбере» всерьез рассчитывают на деньги игроков. Скорее, расчет на то, что лояльное отношение банка ко всем потенциальным клиентам, вне зависимости от их статуса, лучшим образом отразится на имидже. Еще можно предположить скоринговый эффект — если «Сбер» придумает, как узнавать в потенциальном заемщике лудомана, вряд ли ему будут делать максимальную скидку по ставке.

Плохо будет только старым клиентам Сбербанка. Электронные очереди в банке регулярно выходят из строя, народу в отделениях традиционно много. Каждый посетитель следит, чтобы никто не прошел без очереди. Если в офисах начнут еще и охотиться на мультяшек, это точно не уменьшит количество претензий и скандалов, регулярно происходящих в отделениях. С другой стороны, известно: если не можешь остановить процесс — надо его возглавить. Не сомневаюсь, что Сбербанку с легкостью удастся повести за собой пока немногочисленных поклонников Pokemon GO. Но не понимаю, куда.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции