Почему немецким банкам так важен красный цвет

Дата публикации: 29.07.2016 00:00
5 438
Время прочтения: 4 минуты

Многолетняя судебная тяжба между банками в Германии за право на использование красного цвета может показаться примером откровенного сутяжничества. На самом деле она основана на знании финансово-культурных традиций немцев и имеет крайне важное значение для банковской сферы страны.

Немецкому поэту и мыслителю Иоганну Вольфгангу Гете приписывается выражение: «Энергичные, здоровые, малокультурные люди находят особое удовольствие в красном цвете. Склонность к нему обнаружена повсюду у диких народов». Мне не удалось найти его источник, возможно, это фейк. Но неоднозначное отношение к красному известно и у других народов. Русские не зря говорят: «Дурак красному рад».

Зато (а может и поэтому) в банковской сфере красный цвет весьма популярен. Давайте просто вспомним банки с полностью или частично красными логотипами: UBS, UniCredit, Santander, HSBC, Mitsubishi UFJ, Bank of America, Sparkasse, Oberbank, Wells Fargo, Société Générale, ERSTE, Banca Monte dei Paschi di Siena. В России это Альфа-Банк, Банк Москвы, МКБ, Росбанк, «Россия», «Банк Санкт-Петербург», Совкомбанк, Мособлбанк, УБРР, МДМ Банк и другие. Пожалуй, единственный конкурент красному в банковской цветовой гамме — синий, считающийся «деловым» цветом, который показывает солидность компании и нацеленность на рациональное ведение дел. В последние годы в моду входит зеленый, но ему пока далеко до лидеров.

Красный — цвет страстный, активный, яркий. Не случайно и страсти вокруг него кипят нешуточные. На днях Федеральный верховный суд Германии рассмотрел спор между сетью сберегательных банков (Sparkasse) и местным подразделением глобального банка Santander. Предмет разбирательств на первый взгляд может показаться не слишком значительным: глобальные банкиры оспаривают исключительные права немецких сбербанков на использование красного цвета в качестве фирменного на территории Германии. У Santander во всем мире практически тот же цвет логотипа, что и у германских сберкасс. Поэтому логично, что он хотел бы использовать его и в Германии. Собственно, он его и использует, но законность такого совпадения цветов как минимум под вопросом.

История длится с 2007 года, когда организация, представляющая интересы сберкасс, Deutscher Sparkassen- und Giroverband eV (DSGV) зарегистрировала на себя «цветовую торговую марку», проще говоря, цвет, известный как HKS 13 (один из оттенков красного) для использования в розничном банкинге и финансовых сервисах. В 2008 и 2009 годах Oberbank, а потом два банка из группы Santander (все имеют логотипы примерно того же цвета) попытались аннулировать это решение. Сначала «делом о красном цвете» занимался германский патентный суд. Потом свое мнение высказал Суд Европейского союза, и в 2014 году регистрация цвета была отменена. Однако DSGV дошла до Верховного суда Германии и выиграла. Фактически на данный момент ситуация вернулась к началу: HKS 13 снова зарегистрирован на DSGV, но Santander продолжает оспаривать это решение в различных судах.

Почему банки тратят столько усилий, времени и денег на, казалось бы, не слишком важный вопрос? В конце концов, Santander мог бы изменить цветовое решение: для огромного глобального банка перекрашивание 324 отделений и замена рекламной продукции — это копейки. Его позиции в Германии не так крепки, чтобы сильно переживать из-за размывания бренда, да и потребителям, будем откровенны, не так важно, какой именно оттенок красного используется на логотипе. К тому же, формально, Santander использует другой цвет — HKS 14, пусть он и очень похож на «сберкассовский».

Если бы это происходило в другой стороне, банк, возможно, и отступил бы. Но Германия — другой случай. «Тот самый красный» — не просто признак какого-то, пусть и крупного, банка. Это символ сберегательного банкинга в целом. Дело в том, что в Германии действуют три вида банков, отношение к которым со стороны населения очень отличается. Коммерческие банки (типа Deutsche Bank) в первую очередь работают с бизнесом и современными активными людьми, готовыми рисковать ради получения широкого спектра услуг. Кооперативные банки систем Volksbank, Raiffeisenbank, Sparda и PSD (более 1 000 банков) принадлежат клиентам и имеют более консервативный характер. Наконец, 417 сберегательных банков, которыми в основном владеют местные власти, отличаются крайним консерватизмом и предназначены для максимально безопасного хранения денег клиентов.

Именно сберегательные банки (Sparkassen) в Германии исторически имеют красный цвет логотипа и отделений. Этот цвет в финансовой сфере страны устойчиво ассоциируется с надежностью, государственной поддержкой и консерватизмом в операциях. Согласно опросу, проведенному в 2013 году, 70% населения страны распознает данный цвет именно как цвет сбербанков. Поэтому понятно желание коммерческих банков, в том числе иностранных, «присоединиться» к красному цвету, намекнуть на свою сверхнадежность, которой, конечно, они не обладают.

Если коммерческим банкам удастся отобрать у германских сбербанков «монополию» на красный цвет, это размоет ценность бренда Sparkasse и введет в заблуждение потребителя, не знающего тонкостей отношений между банками и клиентами.

Кстати, отечественный Сбербанк в конце 2015 года зарегистрировал права на свой зеленый цвет (Pantone 349) для сферы банковских услуг в России. Сложно сказать, много ли среди банков желающих «присоединиться» к цвету «Сбера», но, так или иначе, делать это теперь нельзя.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

vasilisk30
29.07.2016 03:23
Немцы оригинальный народ в деловых отношениях и конечно за красный цвет они борются не спроста
Немецкому поэту и мыслителю Иоганну Вольфгангу Гете приписывается выражение: «Энергичные, здоровые, малокультурные люди находят особое удовольствие в красном цвете. Склонность к нему обнаружена повсюду у диких народов». Мне не удалось найти его источник, возможно, это фейк. Но неоднозначное отношение к красному известно и у других народов. Русские не зря говорят: «Дурак красному рад».
Независимо фейк это или нет-для немцев очень распространено при принятии решений ссылаться на исследования или научные данные. При разработке логотипа и его обсуждении у немцев нельзя аргументировать "это красиво", к "этому душа лежит" Нужно обязательно обосновать. Хотя бы тестом Люшера,который наделяет красный агрессией .
Относительно русской пословицы-у нее есть значение что дурак рад красному т.е. красивому например малоценной побрякушке.
Кстати красный у немцев ассоциируется с Россией,особенно царской Как в песне "Moskau"
Moskau - Tor zur Vergangenheit
Москва – в прошлое врата,
Spiegel der Zarenzeit
Зеркало царских времён
Rot wie das Blut
Красное, как кровь.
В России о таких изысках не знали Однако очень намучились владельцы ресторанов и баров декорируя чисто красным цветом в угоду иностранцам. Оказалось что иностранцы просто боялись туда заходить .В красных интерьерах чаще возникали конфликты с битьем бутылок о головы и даже стрельбой, споры о политике
Наверно красный цвет в подпитии раздражает.
70% населения страны распознает данный цвет именно как цвет сбербанков.
Возможно от того что по законам физики красный- один из самых различимых цветов на большом расстоянии и немцы опираясь на это стремятся заполучить себе более "дальнобойную" цветовую гамму
ИМХО делать цвет предметом лицензирования неправильно все равно что налог на воздух. А тема интересная
1

9066496087
29.07.2016 05:48
Так вот почему испанские быки так не любят красный! Он оказывается "консервативный"! А я-то в начале, по заголовку статьи, подумал, что люди просто денег больше хотят!
1

ВкладчиK
29.07.2016 11:43
Сспадя.))Чотамискать-та?))

http://www.textlog.de/6812.html

775. Die aktive Seite ist hier in ihrer hцchsten Energie, und es ist kein Wunder, daЯ energische, gesunde, rohe Menschen sich besonders an dieser Farbe erfreuen. Man hat die Neigung zu derselben bei wilden Vцlkern durchaus bemerkt. Und wenn Kinder, sich selbst ьberlassen, zu illuminieren anfangen, so werden sie Zinnober und Mennig nicht schonen.

Ну и так, походя, замечу, уж коль "нашел", что речь не о красном, а о желто-красном (Gelbrot) ведется в исследовании J.W. Goethe - Zur Farbenlehre (1808-1810) Гёте "Учение о цветах", в последней его части "Чувственное и моральное воздействие цвета".

А Германия, как обычно, притянута за уши у автора. Кроме Шпаркассы с ее нарочитым красным, да входящего в группу того же Дойче Банка малоизвестного Норисбанка упомянуть в этой связи практически некого. Крупнейшие банк. учреждения страны пользуются синим и желтым цветами на белом фоне.

А для любителей поисков тайных смыслов и параллельно специалистов по трактованию "чо там и как у немцев" скажу так, что красный был для немцев красным еще за тысячу лет до того, как про коми-угроведскую деревеньку Москва кто-то пару строчек удосужился тиснуть. Именно так, а не в связи с какими-то отсталыми соседями.
0

rand
29.07.2016 12:20
Что-то мне сама идея исключительных прав на цвет не нравится. Давайте ещё ноты регистрировать. И что б никто не смел использовать ля второй октавы!!!!1
3

vasilisk30
29.07.2016 13:34
ВкладчиK пишет:

А для любителей поисков тайных смыслов и параллельно специалистов по трактованию "чо там и как у немцев" скажу так, что красный был для немцев красным еще за тысячу лет до того, как про коми-угроведскую деревеньку Москва кто-то пару строчек удосужился тиснуть. Именно так, а не в связи с какими-то отсталыми соседями.
Если это камень в мой огород, то вы невнимательно прочли Из моего комента вовсе не следует такая взаимосвязь. А про то как принимаются решения у немцев никакой конспирологии нет-самолично видел как принимаются решения - в духе "ein zwei drei-die instructions читай"
И чем угры досадили непонятно Угро-финны хоть бани посещали, в отличие от немцев которые поливались духами
0

Материалы по теме