Многолетняя судебная тяжба между банками в Германии за право на использование красного цвета может показаться примером откровенного сутяжничества. На самом деле она основана на знании финансово-культурных традиций немцев и имеет крайне важное значение для банковской сферы страны.

Немецкому поэту и мыслителю Иоганну Вольфгангу Гете приписывается выражение: «Энергичные, здоровые, малокультурные люди находят особое удовольствие в красном цвете. Склонность к нему обнаружена повсюду у диких народов». Мне не удалось найти его источник, возможно, это фейк. Но неоднозначное отношение к красному известно и у других народов. Русские не зря говорят: «Дурак красному рад».

Зато (а может и поэтому) в банковской сфере красный цвет весьма популярен. Давайте просто вспомним банки с полностью или частично красными логотипами: UBS, UniCredit, Santander, HSBC, Mitsubishi UFJ, Bank of America, Sparkasse, Oberbank, Wells Fargo, Société Générale, ERSTE, Banca Monte dei Paschi di Siena. В России это Альфа-Банк, Банк Москвы, МКБ, Росбанк, «Россия», «Банк Санкт-Петербург», Совкомбанк, Мособлбанк, УБРР, МДМ Банк и другие. Пожалуй, единственный конкурент красному в банковской цветовой гамме — синий, считающийся «деловым» цветом, который показывает солидность компании и нацеленность на рациональное ведение дел. В последние годы в моду входит зеленый, но ему пока далеко до лидеров.

Красный — цвет страстный, активный, яркий. Не случайно и страсти вокруг него кипят нешуточные. На днях Федеральный верховный суд Германии рассмотрел спор между сетью сберегательных банков (Sparkasse) и местным подразделением глобального банка Santander. Предмет разбирательств на первый взгляд может показаться не слишком значительным: глобальные банкиры оспаривают исключительные права немецких сбербанков на использование красного цвета в качестве фирменного на территории Германии. У Santander во всем мире практически тот же цвет логотипа, что и у германских сберкасс. Поэтому логично, что он хотел бы использовать его и в Германии. Собственно, он его и использует, но законность такого совпадения цветов как минимум под вопросом.

История длится с 2007 года, когда организация, представляющая интересы сберкасс, Deutscher Sparkassen- und Giroverband eV (DSGV) зарегистрировала на себя «цветовую торговую марку», проще говоря, цвет, известный как HKS 13 (один из оттенков красного) для использования в розничном банкинге и финансовых сервисах. В 2008 и 2009 годах Oberbank, а потом два банка из группы Santander (все имеют логотипы примерно того же цвета) попытались аннулировать это решение. Сначала «делом о красном цвете» занимался германский патентный суд. Потом свое мнение высказал Суд Европейского союза, и в 2014 году регистрация цвета была отменена. Однако DSGV дошла до Верховного суда Германии и выиграла. Фактически на данный момент ситуация вернулась к началу: HKS 13 снова зарегистрирован на DSGV, но Santander продолжает оспаривать это решение в различных судах.

Почему банки тратят столько усилий, времени и денег на, казалось бы, не слишком важный вопрос? В конце концов, Santander мог бы изменить цветовое решение: для огромного глобального банка перекрашивание 324 отделений и замена рекламной продукции — это копейки. Его позиции в Германии не так крепки, чтобы сильно переживать из-за размывания бренда, да и потребителям, будем откровенны, не так важно, какой именно оттенок красного используется на логотипе. К тому же, формально, Santander использует другой цвет — HKS 14, пусть он и очень похож на «сберкассовский».

Если бы это происходило в другой стороне, банк, возможно, и отступил бы. Но Германия — другой случай. «Тот самый красный» — не просто признак какого-то, пусть и крупного, банка. Это символ сберегательного банкинга в целом. Дело в том, что в Германии действуют три вида банков, отношение к которым со стороны населения очень отличается. Коммерческие банки (типа Deutsche Bank) в первую очередь работают с бизнесом и современными активными людьми, готовыми рисковать ради получения широкого спектра услуг. Кооперативные банки систем Volksbank, Raiffeisenbank, Sparda и PSD (более 1 000 банков) принадлежат клиентам и имеют более консервативный характер. Наконец, 417 сберегательных банков, которыми в основном владеют местные власти, отличаются крайним консерватизмом и предназначены для максимально безопасного хранения денег клиентов.

Именно сберегательные банки (Sparkassen) в Германии исторически имеют красный цвет логотипа и отделений. Этот цвет в финансовой сфере страны устойчиво ассоциируется с надежностью, государственной поддержкой и консерватизмом в операциях. Согласно опросу, проведенному в 2013 году, 70% населения страны распознает данный цвет именно как цвет сбербанков. Поэтому понятно желание коммерческих банков, в том числе иностранных, «присоединиться» к красному цвету, намекнуть на свою сверхнадежность, которой, конечно, они не обладают.

Если коммерческим банкам удастся отобрать у германских сбербанков «монополию» на красный цвет, это размоет ценность бренда Sparkasse и введет в заблуждение потребителя, не знающего тонкостей отношений между банками и клиентами.

Кстати, отечественный Сбербанк в конце 2015 года зарегистрировал права на свой зеленый цвет (Pantone 349) для сферы банковских услуг в России. Сложно сказать, много ли среди банков желающих «присоединиться» к цвету «Сбера», но, так или иначе, делать это теперь нельзя.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции