Из-за своей природной лени, нелюбопытства или просто из-за веры в добросовестность любого человека, даже если он является мелким сотрудником банка, я никогда не проверял свою кредитную историю. При этом тешу себя надеждой, что на фоне большинства своих соотечественников являюсь финансово грамотным — то есть знаю, что проверять свою историю необходимо минимум раз в год. А лучше — еще чаще.

Это почти как чистить септик на своей даче. Можно наивно верить рекламе производителя, что микробы будут съедать все без остатка еще много лет, а можно любой посторонний запах, вторгающийся в вашу пастораль, воспринимать как свидетельство того, что «опять скопилось». И ежемесячно звать ассенизатора.

Истина, как всегда, лежит где-то посередине. В случае с кредитными историями, если вы не являетесь шопоголиком с постоянно набираемыми кредитами, предоставляемого права на ежегодное бесплатное ознакомление с историей должно хватить для «финансовой гигиены». Я же, как уже было сказано, чрезмерно доверчив и, зная, что все платежи по единственному своему кредиту совершаю аккуратно, в кредитную историю не заглядываю. А поскольку новых кредитов тоже не беру, то лишен возможности и опосредованно узнать, все ли там в порядке, – по реакции своих потенциальных кредиторов.

Между тем инициатива Ассоциации «Россия» предоставить банкам возможность без спроса граждан знакомиться с их кредитными историями меня сперва не то что неприятно кольнула, но насторожила. Несмотря на то что доступ к кредитной истории в предлагаемом законопроекте получит не всякий желающий, а только банк, уже установивший с вами договорные отношения, штука эта получается все равно малоприятной. Потому что очень уж похоже на то, как в истории с тем же септиком, например, сотрудник управляющей компании будет ходить по участкам в отсутствие хозяев и проверять, какой из колодцев, так сказать, нуждается в пристальном внимании специалиста. Чтобы потом, покачивая укоризненно головой, советовать хозяину немедленно вызвать специалиста (конечно же, прирученного), потому что еженедельные гости, съезжающиеся на шашлыки, конечно, систему перегружают и она не справляется с избытком этого самого. И хорошо, если в личном разговоре, а не в доступном всем объявлении на поселковом сайте.

Кредитная история, как ни крути, не менее интимная штука, чем септик. Даже если твое белье чисто, не слишком приятно знать, что шкаф доступен для всеобщего обзора.

Недавно старый друг, выступивший поручителем по моему кредиту, невзначай обмолвился, что с моей историей все в порядке. Я не сразу даже вспомнил, что он мой поручитель, и потому хорошая в общем новость приобрела какой-то неловкий оттенок. Но потом вспомнил — с немалым облегчением и благодарностью. И, кстати говоря, по своей реакции понял, что моя кредитная история меня самого волновала гораздо больше, чем я пытался показать это самому себе. Уж если я сам не в состоянии запросить ее раз в год, пусть это делают банки. В зависимости от того, станут тебя заваливать кредитными предложениями или, наоборот, их поток превратится, можно будет догадываться, все ли у тебя там хорошо. Или узнавать безошибочно — если, например, предложат рефинансировать все ваши просроченные кредиты, о наличии которых вы не подозревали.

Но должен заметить, что это практически единственный не придуманный мной случай, когда расширение доступа к кредитной истории способно принести пользу гражданину. Ничего другого хорошего — если только вы, конечно, не завзятый кредитоман — в голову не приходит.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции