Когда-то деньги были не только ценной, что естественно, но и ценимой вещью. Где-то даже сакральной. Их прятали ближе к телу (а то и внутри – во рту, например). При расплате контрагент долго и критически оценивал внешний вид монеты или купюры. Пробовал на зуб и вообще вел себя как коллекционер, сомневающийся в подлинности неожиданно найденной картины старого мастера, но уже знающий, что ни за что с ней не расстанется. Деньги, бывало, калечили, но только когда расставались с ними – надо было оставить себе на память немного драгоценного металла. И уж совсем дико выглядела бы попытка загрузить деньги дополнительным функционалом — в нагрузку к уже имеющейся функции платежного средства.

Это не использование денег для, скажем, заимствования тележек в торговых центрах или откручивания шурупов в отсутствие отвертки. Нет. Идея, предложенная Королевским монетным двором Канады, заключается в использовании купюр как рекламных носителей. Озвучивший ее представитель ведомства признался в радиоинтервью, что карточные платежи сделали канадские доллары совершенно невостребованными, и это катастрофически сказывается на бизнесе по их производству. Монетный двор теряет доходы, что вынуждает его искать нетрадиционные способы заработка. Коммерческая реклама на купюрах, по замыслу авторов идеи, способна вернуть канадскому доллару былой блеск и славу. При этом канадский аналог российского Гознака обещает, что сделает все «красиво» — эстетические чувства потребителей наличности не пострадают.

Идея использовать деньги (или другие платежные средства, например проездные билеты) в качестве рекламных носителей, конечно, не нова. Примеров тому масса, но все они доморощенные. Несколько раз довелось видеть, как купюры использовали в качестве доски объявлений. Иногда на деньгах обнаруживаются рукописные послания, а еще умельцы навострились ставить на них штампы из разряда «куплю почти все по бешеным ценам».

Оценить эффективность такой рекламы довольно проблематично, но, видимо, она не совсем безнадежна, а главное, бесплатна. Обычно такие деньги быстро выходили из обращения — люди стремятся от них избавиться при первой возможности. Но то реклама кустарная, уродливая. Если же за дело возьмутся настоящие художники, деньги не только выполнят свою рекламную миссию, но могут даже стать объектом коллекционирования. Как вкладыши от жвачки в школе: «меняю две Coca-Cola на одного Bombardier». Тем более рекламу обещают размещать на монетах, что автоматические и поднимет интерес к ним, и повысит долговечность самой рекламы.

Единственное серьезное возражение, которое можно привести против рекламы на деньгах, — это трудность в распознавании фальшивок. Если регулятор допустит бизнес такого рода, люди привыкнут, что монеты или купюры отличаются друг от друга, и могут не обратить внимания на настоящую фальшивку. Но при нынешней технике печати можно решить и этот вопрос.

Но вот до чего не додумался канадский монетный двор — это провести предварительную рекламу самих долларов, чтобы повысить эффективность (и поднять цену) рекламы. В этом ему можно поучиться у Банка России, конечно. Потому что кампания по выбору сюжета для новых банкнот, раскрученная ЦБ, сделает банкноты к моменту их выпуска суперпопулярными. Если в момент выпуска начинить купюры рекламой, можно запросто и расходы на кампанию отбить, и сделать задел для многолетней безубыточной чеканки мелочи.

Правда, в этом случае, боюсь, ЦБ придется регистрировать деньги как средство массовой информации, с указанием тиража и фамилией главного редактора. А это уже не шутки.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции