Сбербанк сообщил о сокращении своей банкоматной сети. По словам заместителя председателя правления банка Станислава Кузнецова, от достигнутого несколько лет назад пикового уровня в 90 тыс. банкоматов на сегодня осталось около 80 тыс. Далее предполагается уменьшить это количество еще на 7—8 тыс. Все делается в рамках оптимизации. При этом первопричины оптимизации не назывались — по крайней мере, информационные агентства на них не сконцентрировались. Из предыдущих заявлений Германа Грефа, обещавшего банковской системе скорую смерть платежных карт, можно сделать вывод, что крупнейший банк начал готовиться к массовому переходу магазинов (а также рынков и ларьков) на бесконтактный способ оплаты товаров. Поэтому размах сокращений следует признать даже достаточно скромным.

Одновременно основатель и владелец Тинькофф Банка Олег Тиньков признался, что рассматривает возможность создания собственной банкоматной сети. Несмотря на бизнес-схему, ориентированную на минимизацию расходов — в частности, предполагавшую отсутствие не только собственных банкоматов, но и офисов, Тиньков признал неудобным для клиентов работу через банкоматы сторонних банков. Сейчас в банке думают, какими функциями снабдить новую сеть, чтобы посильнее удивить клиентов. По словам Тинькова, это будет «нечто большее, чем просто автомат для выдачи наличных».

Два банка, имеющих славу самых технологически продвинутых, демонстрируют разнонаправленное движение. Но, по сути, единый подход. Оба признают, что банкоматы хотя и перестают играть определяющую роль в деле развития рынка платежных карт, но от них не то что рано отказываться, а без них — никуда. Даже с кредитными картами, использование которых для снятия наличных обложено драконовскими комиссиями.

Похоже, отказ от наличных и платежных карт как их рудимента, щедро анонсированный банковскими инноваторами, откладывается на неопределенный срок. Это подтверждается и наблюдениями. Банкоматы Сбербанка, установленные в местах общественного пользования, постоянно находятся в работе. Раньше в метро к ним подходили единицы — теперь по вечерам постоянная очередь, иногда размером не уступающая очереди к билетным кассам. Видно, что сотрудники всех мало-мальски значимых учреждений, включая организации малого и среднего бизнеса, получают зарплату на банковские карты — чаще всего Сбербанка или ВТБ 24. И это главный тормоз, не позволяющий сокращать банкоматную сеть, потому что зарплатные клиенты менее всего склонны к экспериментам со своими картами. В лучшем случае они обналичивают зарплату не сразу в день получки, а чуть погодя.

Фонд «Общественное мнение» проводил несколько лет назад опрос среди владельцев карт и выяснил, что всего 7% из них можно отнести к активным пользователям, которые пользуются картой регулярно и не только в банкоматах. И это притом, что только 89% всех держателей карт получают на них зарплату или пенсию. То есть активных пользователей даже меньше, чем тех, кто получил карту без посредничества собеса или бухгалтерии на своей основной работе.

Но статистика ЦБ еще интереснее. Она, конечно, показывает рост числа операций по оплате картами товаров и услуг. Но, вопреки предсказаниям, при этом не происходит пропорционального сокращения операций по получению наличных денег. Хотя доля последних, конечно. снижается. Так, в 2010 году держатели карт провели 2,1 млн карточных операций по снятию денег и 1 млн — по оплате товаров и услуг. Уже в 2012 году количества операций по обналичиванию и оплате сравнялись — по 2,8 млн. По итогам прошлого года соотношение стало уже 3,3 млн и 9 млн операций в пользу покупок.

Однако по абсолютным объемам, выраженным в рублях, разрыв сохраняется и даже увеличивается. В 2010 году получено через банкоматы 10,9 трлн рублей, оплачено товаров и услуг на 1,3 трлн рублей. В 2011 году это соотношение составило 13,9 трлн и 2,4 трлн рублей, в 2012-м — 17,8 трлн и 3,7 трлн рублей, в 2013-м — 20,9 трлн и 5,2 трлн рублей, в 2014-м — 23,2 трлн и 7,1 трлн рублей, в 2015 году — 24 трлн и 9 трлн рублей.

Ахиллес бежит за черепахой, но никак ее не догонит — классическая зеноновская задача. Только в 2015 году был заметен определенный сбой роста обналичивания, но связан он скорее с общим замедлением роста доходов в стране. Так что народная тропа к банкоматам не только не зарастает, но и увеличивается.

Потому и оптимизировать банкоматы до полного исключения из банковского бизнеса было бы непростительной ошибкой. Тем более учитывая зажигательную кампанию, проведенную Банком России по повышению популярности банкнотного ряда.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции