Чего хотят банки?

Есть несколько сценариев начать оказывать услуги мобильной связи, но для начала давайте поймем, что нужно банку. Сами по себе услуги связи не представляют для банков особого интереса, а вот их трансформация в уникальный пакет сервисов для конечного пользователя — совсем другое дело! Такой пакет можно формировать непосредственно под те сегменты пользователей, которые интересны банку. Если это высокодоходный сегмент, то необходимо учесть важность таких сервисов, как доступ в мобильный Интернет в любой точке мира, платежи за товары и услуги с использованием различных платежных систем и с помощью одного удобного всем инструмента — мобильного телефона. Конечно, немаловажная задача — защищенность платежных трансакций и использование корпоративных систем защиты информации. Массовый сегмент заинтересован в сокращении стоимости услуг связи, что вполне реализуемо благодаря программам лояльности, которые позволяют либо возвращать потраченные на товары и услуги деньги, либо трансформировать их в баллы, которые также можно потратить в дальнейшем на покупки.

Таким образом, конвергентные услуги связи для банка — это и непосредственно его услуги, доступные в мобильном формате, и мобильные платежи, интернет-трафик, система лояльности за пакетное использование сервисов. При пакетировании критично, чтобы пользователь получал услугу «в одном окне». А вот возможно ли реализовать такое, давайте попробуем разобраться.

Реализация запуска

На сегодняшний день у банков есть три сценария реализации и запуска собственных услуг связи. Первый — договориться с кем-то из операторов связи и полностью использовать его инфраструктуру. Этот вариант, конечно, самый простой, но связан с риском зависимости от одного конкретного оператора со всеми вытекающими последствиями. Второй — обратиться к виртуальному оператору (MVNO), который возьмет на себя функции по развертыванию всей необходимой инфраструктуры, выпустит сим-карты и настроит тарифы. Тут вроде все хорошо, но есть много подводных камней, таких как качество и лицензионная чистота используемого оборудования и программного обеспечения, коммерческая эффективность существующих договоров на пропуск трафика и финансовая стабильность самого MVNO. Ну и третий вариант — начать строить инфраструктуру оператора самостоятельно. Честно говоря, еще пару лет назад последний вариант выглядел утопичным и нереализуемым, но все кардинально изменилось с появлением Multi-IMSI-технологий и, в частности, таких ее модификаций, как стандарт RSP (Remote SIM Provisioning). Данные технологии позволяют любой компании создать своего оператора, выпустить собственные брендированные сим-карты и получить относительную независимость в оказании услуг от операторов связи. Почему относительную, спросите вы. Да потому, что базовая инфраструктура оператора все равно остается при операторе и вы в любом случае используете ее, совершая звонок или выходя в мобильный Интернет.

Технологии Multi-IMSI

Суть Multi-IMSI-технологии и ее модификаций — в возможности удаленно загружать виртуальный профиль сим-карты либо на саму сим-карту, находящуюся где-то на телефоне абонента, либо на само абонентское устройство с предварительно инсталлированным чипсетом, поддерживающим данные технологии (так называемые e-sim). Появились и опытные образцы, не требующие наличия чипсета, а только специального софтверного обеспечения на гаджете пользователя (soft-sim), однако к этим модификациям продуктов все игроки рынка относятся пока настороженно, так как их использование пока не до конца регламентировано международным телеком-сообществом GSMA.

Так вот, используя Multi-IMSI-технологии, любой, даже не профильный игрок рынка способен выпускать собственные сим-карты, как я и отметил выше, а происходит это следующим образом. Вы инсталлируете специальную платформу на своих серверах и оформляете заказ на выпуск сим-карт через официального вендора сим-карт, умеющего работать с Multi-IMSI-технологиями. Если вы еще не обзавелись лицензией MVNO, то вам придется оформить выпуск сим-карт через любого оператора связи, опять же поддерживающего данные технологии у себя в сети. Дальше вам потребуется несколько платформ, которые обеспечат маркетинговую составляющую вашего продукта (тарифы, допуслуги, спецфункции и т. д.), но тут вы можете выбирать из большого количества решений, уже существующих на рынке, и я рекомендовал бы использовать системы, уже апробированные в «боевом» режиме.

Отмечу также, что новинкой в области Multi-IMSI-решений является RSP-технология, которая позволяет динамически управлять профилями на сим-карте, не «прошивая» их жестко, что в свою очередь обеспечивает максимальную коммерческую эффективность конечного продукта, так как вы платите за трафик только тому оператору, профиль которого в настоящий момент загружен на сим-карту, а не нескольким операторам за профили, которые не используете здесь и сейчас.

Ваше место на рынке

Разобравшись в технологиях, вы спросите: а как же зарабатывать банку на новом для себя рынке телекоммуникаций? И как конкурировать с оператором, у которого вы как бы отнимаете его хлеб? Ответ такой: с оператором не нужно конкурировать, с ним нужно сотрудничать! Вы никогда не построите сеть базовых станций, а значит, всегда будете проигрывать в качестве и стоимости оказания услуг, но у вас есть главное — ваша база пользователей, и это решающий аргумент в пользу партнерства, а не конкуренции с операторами. Вам как банку нужна лояльность ваших пользователей, и именно поэтому вы хотите создавать конвергентные услуги, не правда ли? Если ваши услуги окажутся востребованными, то ваши клиенты будут больше пользоваться GSM-услугами, а значит, это выгодно оператору, трафик которого вы потребляете. Именно тут кроется истина, на которую надо открыть глаза вашим партнерам-операторам, если вы хотите активно работать и хорошо зарабатывать на телеком-рынке.

Таким образом, на сегодняшний день у банков есть возможность и прекрасные перспективы начать оказывать услуги мобильной связи быстро и без существенных вложений в инфраструктуру. Задача нашей компании — обеспечить полный спектр маркетинговых, технических и организационных услуг по запуску собственного оператора в кратчайшие сроки и с минимальными затратами!

Ярослав СВИНЦОВ, TapMobile One, для Banki.ru