Ключевые позиции на рынке розничного кредита захватили госбанки. Основная борьба происходит между Сбербанком и ВТБ. Последний разворачивает активную экспансию, Сбербанк пока выжидает. Доля рынка прочих игроков неуклонно сокращается.

Розничный бизнес первым вышел из кризиса и в конце прошлого года вернулся на траекторию роста. На 1 июля 2017 года розничный кредитный портфель вырос за год на 5,8%, или на 0,6 трлн рублей, тогда как корпоративный кредитный портфель продолжил сокращаться: за этот период его размер уменьшился на 3,9%, или на 1,2 трлн рублей.

Просроченная задолженность в розничном кредитном портфеле уменьшилась за этот период на 2,8%, ее доля снизилась с 8,5% на 1 июля 2016 года до 7,8% на 1 июля 2017 года.

Причинами роста розничного кредитного портфеля являются активизация потребительского спроса в условиях выхода экономики из кризиса и сокращение кредитных рисков. Стабильная тенденция снижения процентных ставок способствует росту спроса на кредит. Потребители вновь переходят от сберегательной модели к потребительской, а у банкиров восстанавливается аппетит к риску.

Активнее всего наращивала розничный кредитный портфель группа ВТБ: на 1 июля 2017 года его совокупный размер в трех российских банках группы (ВТБ, ВТБ 24 и Почта Банк) за год вырос на 325,1 млрд рублей, или на 18,3%, — более чем в три раза быстрее рынка.

На втором месте — Сбербанк: за этот период его розничный кредитный портфель увеличился на 246,2 млрд рублей, или на 5,8%, — вровень с рынком. Существенно меньший темп роста розничного кредитного портфеля у Сбербанка по сравнению с ВТБ объясняется, в частности, эффектом базы: у Сбербанка розничный кредитный портфель на 1 июля 2016 года составлял 4,2 трлн рублей, у трех российских банков группы ВТБ — 1,8 трлн рублей. Конечно, могла сыграть свою роль и неповоротливость или чрезмерная осторожность Сбербанка. Тем более что Герман Греф увлечен эджайлом, бигдатой и блокчейном. До такой прозы, как розничный кредит, у него просто руки не доходят. ВТБ подходит к этому вопросу более утилитарно, не перевозит деньги дронами и не заменяет массово сотрудников роботами, предпочитая решать более жизненные проблемы.

Основным источником финансирования роста розничного кредитного портфеля для группы ВТБ стали вклады населения: за этот период в трех российских банках группы они выросли на 300,5 млрд рублей. Тогда как Сбербанк большую часть прироста вкладов, составившего 766 млрд рублей, направил на кредиты банкам.

Экспансия Сбербанка и группы ВТБ позволила им существенно нарастить свою долю на рынке розничного кредита: если на 1 июля 2008 года она составляла всего 38,1%, то на 1 июля 2017 года достигла 58,6%.

Видимо, эта тенденция устойчива, прочие банки будут постепенно вытесняться с рынка розничного кредита. В том числе принадлежащие иностранцам. Они могут и вовсе покинуть рынок в случае ужесточения антироссийских санкций. В настоящее время самыми крупными игроками, принадлежащими иностранцам, на российском рынке розничного кредита являются Райффайзенбанк (размер розничного кредитного портфеля составил 206,6 млрд рублей на 1 июля 2017 года), Хоум Кредит Банк (153,1 млрд рублей) и Росбанк (126,2 млрд рублей).

Важным инструментом экспансии ВТБ стал Почта Банк, созданный на базе Лето Банка. Если на 1 июля 2017 года розничный кредитный портфель в ВТБ и ВТБ 24 вырос на 14,9%, то в Почта Банке — на 90,3%.

ВТБ 24 владеет контрольным пакетом Почта Банка. Оставшиеся акции принадлежат Почте России. Начальная стратегическая идея, заложенная в создание Лето Банка, состояла в активизации деятельности в нижнем массовом сегменте; вторая стратегическая идея — воспользоваться гигантской сетью Почты России, которая по числу офисов превышает более чем в два раза сеть Сбербанка.

Почта Банк уже вышел на прибыльность: чистая прибыль по МСФО за 2016 год составила 1,2 млрд рублей против убытка в 4,3 млрд рублей годом ранее. Чистая прибыль по РСБУ за первое полугодие 2017 года достигла 1,6 млрд рублей. Число розничных клиентов Почта Банка выросло за первое полугодие 2017 года на треть до 4,4 млн человек.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции