Лизинг идет на рекорд
Рынок лизинга стоит на пороге нового годового рекорда
Фото: Fotolia/Markus Mainka

В первом полугодии 2017 года объем лизингового бизнеса вырос более чем в два раза и достиг 427 млрд рублей. Поддержку рынку оказала реализация отложенного спроса, а также госпрограмм по субсидированию лизинга авто- и авиатранспорта, говорится в исследовании рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») «Лизинг в России: итоги первого полугодия 2017 года». Кроме того, впервые с 2012 года позитивную динамику показал новый бизнес в железнодорожном сегменте. Масштабировались сегменты ж/д и авиатехники за счет сделок оперлизинга, на который пришлось более четверти нового бизнеса. Во второй половине текущего года транспортные сегменты продолжат активно расти, что, согласно базовому прогнозу RAEX, позволит рынку достичь по итогам 2017 года рекордных 850 млрд рублей.

Развитие рынка в первом полугодии 2017 года

Объем и динамика рынка

Новый бизнес (стоимость имущества) за первые шесть месяцев 2017 года составил 427 млн рублей, что стало рекордным объемом для первого полугодия за всю историю лизингового рынка. Стоимость имущества, переданного в лизинг в первой половине 2017-го, на 55% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом отрицательную динамику нового бизнеса показали 38% участников анкетирования, в то время как годом ранее спад продемонстрировали четверть респондентов. Сокращение нового бизнеса в основном отмечается у небольших компаний, на которые приходится менее 20% рынка. Из топ-10 лизингодателей, формирующих 66% рынка, отрицательную динамику объемов нового бизнеса показали лишь две компании, а остальные игроки существенно увеличили новый бизнес в первом полугодии 2017-го относительно аналогичного периода прошлого года. Поддержку лизингу оказывают льготные программы Минпромторга РФ и реализация отложенного спроса, прежде всего в розничных сегментах, что стало возможным благодаря завершению острой фазы кризиса.

Активный рост суммы новых лизинговых договоров в первом полугодии (плюс 56% за последние 12 месяцев) привел к увеличению лизингового портфеля на 16% за период с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017-го — до 3,24 трлн рублей. Размер лизингового портфеля с начала года вырос незначительно — лишь на 1,3%, что объясняется существенным сокращением портфеля одного из лидеров рынка.

Индекс розничности, рассчитанный как сумма долей розничных сегментов (легковой и грузовой автотранспорт, строительная и сельскохозяйственная техника) в объеме нового бизнеса, в первом полугодии 2017-го снизился на 5,8 процентного пункта относительно аналогичного периода прошлого года. Причина снижения индекса заключается в увеличении объемов лизингового бизнеса в крупных сегментах более чем на 90% относительно первого полугодия 2016-го. Так, прирост объема нового бизнеса железнодорожной техники в первой половине 2017-го к аналогичному периоду прошлого года составил 77% вследствие реализации спроса на инновационные вагоны.

По оценкам агентства, количество заключенных в течение первого полугодия 2017-го лизинговых сделок возросло на 27% и превысило 80 тыс., прежде всего за счет роста розничных сегментов; основной прирост количества сделок приходится на автолизинг. Тем не менее за счет реализации дорогостоящего имущества в крупных сегментах (авиа-, ж/д и водный транспорт) средняя сумма сделки выросла на 1,5 млн рублей и достигла 8 млн рублей по итогам первого полугодия 2017-го. Наибольшая средняя сумма сделки в первом полугодии 2017-го — у Государственной Транспортной Лизинговой Компании, что обусловлено ее специализацией на лизинге капиталоемкой техники; без учета ГТЛК средняя сделка в первой половине 2017 года составила бы 6,7 млн рублей.

Источники финансирования деятельности

В структуре источников финансирования сделок компаний с госучастием отмечается устойчивая тенденция к росту доли кредитов. За последние два года доля банковских кредитов выросла почти на 6 п. п., до 67%. Также в первом полугодии 2017-го доля фондирования облигациями составила 12,9%, при этом наиболее активно облигационные выпуски использовали ГТЛК и «ВЭБ-лизинг». Стоит отметить, что на фоне роста доли кредитов использование собственных средств компаний сокращается: менее 3% за первые шесть месяцев 2017-го при 7% годом ранее. На 7,5 п. п. снизилась доля векселей среди инструментов финансирования деятельности. При этом динамику доли данного инструмента практически единолично формирует «ВТБ Лизинг».

Лизинговые компании, контролируемые отечественными частными банками, в среднем сократили долю кредитных ресурсов среди источников финансирования своей деятельности с 87% до 78%. Тем не менее данный уровень является максимальным в структуре фондирования среди всех типов лизингодателей, что обусловлено структурой собственности таких компаний. Как правило, материнские банки предоставляют более доступные кредитные ресурсы требуемой срочности. Кроме того, выросла доля авансов — на 1,9 п. п., до 21,4%.

Среди источников финансирования сделок лизингодателями при иностранных собственниках, в том числе банках, в первом полугодии 2017-го относительно аналогичного периода прошлого года отмечается рост доли авансов и собственных средств. В структуре фондирования сделок лизинговых компаний при иностранных банках доля авансов за последние 12 месяцев выросла с 13% до 22%, доля капитала — на 1 п. п., до 20%. У лизингодателей с прочими иностранными собственниками доля авансов увеличилась на 10 п. п., до 16,4% по итогам первого полугодия 2017-го, а доля собственных средств выросла с 17,8% в первом полугодии 2016-го до 30,6% в первой половине текущего года. Всплеск использования иностранными лизингодателями облигаций в первые шесть месяцев прошлого года был связан с CARCADE, а в первом полугодии 2017-го лизинговые компании с иностранными собственниками практически не применяли облигационные выпуски для финансирования бизнеса. У российских частных лизингодателей, не являющихся дочерними структурами кредитных организаций, доля собственных средств, напротив, сократилась на 13 п. п., до 19,4%, по итогам первого полугодия 2017-го.

Структура фондирования в первом полугодии 2017-го в целом характеризуется снижением доли собственных источников и ростом авансов лизингополучателей. Например, в лизинговых компаниях с госучастием, на которые приходится около 55% всех профинансированных средств в первой половине текущего года, доля капитала в источниках фондирования деятельности за последние 12 месяцев снизилась на 4,3 п. п., до 2,8%. Ряд крупных эмиссий облигаций, осуществленных ГТЛК в первом полугодии 2017-го, увеличил долю этого инструмента с 1,7% до 9,9%.

Лидеры рынка

Лидерство на рынке лизинга с 2009-го прочно закрепилось за госкомпаниями: на первое место по итогам шести месяцев 2017 года поднялся «Сбербанк Лизинг», на втором — ГТЛК, а «ВТБ Лизинг» занимает третью позицию. Как и в предыдущие периоды, деятельность лидеров ориентирована на три основных направления: автолизинг (грузовой и легковой автотранспорт), лизинг авиа- и ж/д техники. Стоит отметить активизацию лизинга железнодорожной техники (в первом полугодии впервые с 2012-го стал расти лизинг в ж/д сегменте). В результате доля данного направления в новом бизнесе трех крупнейших игроков рынка выросла до 14% по итогам первых шести месяцев 2017 года против 9% за аналогичный период 2016-го.

Концентрация рынка в первом полугодии 2017-го на крупнейшем лизингодателе достигла 17% нового бизнеса против 13% годом ранее. Доля трех крупнейших лизинговых компаний в объеме нового бизнеса по итогам шести месяцев 2017-го составила 39% против 34% годом ранее. При этом новый бизнес в отдельных сегментах практически единолично формируют компании-лидеры: так, 94% всего авиализинга по итогам первого полугодия 2017-го покрывают три крупнейших лизингодателя.

Рост концентрации рынка на крупнейших компаниях сопровождается частичным перераспределением долей среди лизингополучателей. Согласно данным, предоставленным респондентами при анкетировании, доля субъектов среднего предпринимательства сократилась на 3 п. п., при этом доля крупного бизнеса, благодаря активному росту лизингового бизнеса в сегментах крупной техники, увеличилась на 2,8 п. п., до 43,6%. Доля нового бизнеса с субъектами малого предпринимательства составила 42,8% по итогам первых шести месяцев 2017 года. Однако стоит обратить внимание на то, что около половины объема нового бизнеса ГТЛК в первом полугодии 2017-го приходится на компании, относящиеся по формальному признаку объема годовой выручки к субъектам малого бизнеса. Учитывая, что такие клиенты приобретали в лизинг дорогостоящую технику, прежде всего авиационную, сущностно их можно реклассифицировать в сегмент крупного бизнеса. В таком случае доля малого бизнеса составит 36,8%, а крупного — 49,6% по итогам первого полугодия 2017-го.

Распределение нового бизнеса по регионам и сегментам

Территориальное распределение нового бизнеса в первом полугодии 2017-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показало увеличение доли Москвы на 2,6 п. п., до 42,4%, в то время как годом ранее доля столичного региона сократилась на 16 п. п. по причине роста объема розничных сделок в регионах. В текущем году активизировались сделки с дорогостоящими предметами лизинга, большинство из которых приходятся на клиентов из Москвы. Кроме того, вырос объем нового бизнеса за пределами РФ — с 1,2% в первом полугодии 2016-го до 2,5% в первой половине текущего года, что также во многом связано со сделками ГТЛК и компании «ВТБ Лизинг». Также следует отметить рост нового бизнеса в Южном федеральном округе, включая Севастополь, на 2,9 п. п., до 8,1%. За январь — июнь 2017 года доли Санкт-Петербурга и Приволжского ФО скорректировались вниз на 3,8 и 1,8 п. п., до 6,8% и 9,4% соответственно, после роста в первом полугодии 2016-го.

По другим административно-территориальным единицам распределение не претерпело значительных изменений.

На протяжении последних четырех лет крупнейшим сегментом на рынке остается автолизинг, однако за первое полугодие 2017-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года его доля сократилась на 4,8 п. п., до 35,1%. Причем сокращение доли сегмента прежде всего связано с лизингом легкового автотранспорта, а грузовой сегмент остался практически неизменным. Несмотря на сокращение доли автолизинга, в стоимостном выражении автосегмент за январь — июнь 2017 года увеличился на 79%.

Наиболее активный рост доли в новом бизнесе в первом полугодии 2017-го показали сегменты авиа-, ж/д и водной техники. Прирост лизинга авиационного сегмента составил 4 п. п., в результате за первые шесть месяцев текущего года доля авиализинга в новом бизнесе составила 22,1%; лидером по данному направлению стал «Сбербанк Лизинг» (57% сделок с авиацией в первом полугодии 2017-го). Лизинг ж/д техники вырос на 2,7 п. п., до 16%, при этом первое полугодие 2017-го стало поворотным для данного сегмента: на протяжении предшествующих двух лет объемы лизинга вагонов сокращались. Доля водного транспорта также выросла — с 1,5% до 3,1%, при этом около 85% сделок с судами приходится на ГТЛК. Рост вышеназванных сегментов происходит не только в относительном, но и в абсолютном выражении. Прирост объема нового бизнеса в авиасегменте за первое полугодие 2017-го составил 90,5%, в сегментах железнодорожного и водного транспорта — 76,7% и 224,6% соответственно.

Аналитики отмечают значительный прирост объема лизинга строительной и дорожно-строительной техники (плюс 58%), что стало возможным благодаря расширению господдержки лизинга коммерческого автотранспорта на спецтехнику. В целом по рынку позитивная динамика объема нового бизнеса отмечается в 13 из 17 крупнейших сегментов, выделенных RAEX в рамках исследования. Годом ранее прирост показывали 12 сегментов.

В секторальной детализации лизингового портфеля в течение последних 12 месяцев существенных изменений не произошло. Однако отмечается, что рост нового бизнеса в сегментах авиа-, ж/д и водного транспорта также отразился на лизинговом портфеле, доли вышеназванных сегментов в остатке платежей к получению выросли в диапазоне от 1,2 до 2 п. п.

Динамика и структура оперативного лизинга

В первом полугодии 2017-го прирост оперативного лизинга относительно первого полугодия 2016-го составил 166%, что привело к увеличению доли аренды в структуре нового бизнеса до 26%. При этом половина всех сделок аренды в первом полугодии пришлась на «Сбербанк Лизинг», в структуре нового бизнеса которого оперативный лизинг по итогам шести месяцев 2017-го достигает 70% и представлен арендой авиационной техники.

Структура нового бизнеса в оперативном лизинге за первые шесть месяцев 2017 года на 71% сформирована сделками с авиационной техникой и на 24% — с железнодорожной, совокупная доля остальных сегментов не превышает 5%. Активный рост по сделкам в авиационном сегменте (плюс 90% за шесть месяцев 2017-го к аналогичному периоду прошлого года) во многом связан с реализацией государственных программ поддержки аренды российских воздушных судов. «Авиационный бизнес активно расширяется как за счет реализации программы развития аренды самолетов SSJ 100, так и за счет новых типов воздушных судов. Это и поставка вертолетов в рамках программы санитарной авиации, и программа локализации самолетов «Л-410», — комментирует первый заместитель генерального директора ГТЛК Антон Борисевич.

Самый высокий уровень проникновения оперлизинга наблюдается в авиасегменте: в первом полугодии 2017-го 79% всех сделок с авиатехникой пришлось на аренду. В других сегментах доля оперлизинга заметно ниже: на ж/д приходится около 37%; сделки с оборудованием для нефте- и газодобычи и переработки в 12% случаев оформляются как аренда; доля оперативного лизинга в новом бизнесе с автомобилями составляет не более 3%. В дальнейшем наиболее активного роста доли аренды стоит ожидать в сегменте железнодорожной техники. «Ситуация движется в сторону мирового рынка — среди зарубежных компаний распространена light asset model, при которой непрофильные активы не ставятся на баланс предприятий. Так, например, в США доля оперативного лизинга составляет около половины на рынке подвижного состава», — отмечает начальник финансового отдела ПАО «НПК «ОВК» Александр Годеев.

В большинстве западных государств арендная модель распространена при использовании автопарка. На российском рынке доля аренды автотранспорта незначительна (1,2% в первом полугодии 2017-го). Сегодня основными арендаторами автомобильного парка являются представители международных компаний. Дальнейшее развитие оперлизинга автотранспорта будет зависеть от того, насколько распространенным станет потребительский лизинг у физических лиц.

Как правило, большинство компаний рассматривают арендные сделки в качестве дополнительных к основному виду деятельности. Тем не менее структура нового бизнеса четырех из 19 компаний, предлагавших услуги аренды в первом полугодии 2017-го, на 100% представлена оперативным лизингом.

См. инфографику по теме «Развитие рынка в первом полугодии 2017 года»

Автолизинг: грузовики идут на обгон

По итогам первого полугодия 2017-го прирост объема нового бизнеса с легковым автотранспортом составил 23,8%, лизинг грузового автотранспорта в стоимостном выражении за последние 12 месяцев прибавил 55,5%.

По итогам 2017 года количество переданных в лизинг единиц грузового автотранспорта может составить около 45—50 тыс., в том числе 35% — в рамках госпрограмм.

Активный рост автолизинга поддерживает льготная программа Минпромторга РФ. В первом полугодии 2017-го практически каждый пятый автомобиль, переданный в лизинг, был реализован в рамках госпрограммы. В новом бизнесе с грузовым автотранспортом доля льготного лизинга составила 29%, и во втором полугодии 2017-го она продолжит расти. «В первом полугодии еще не вступили в действие обновленные условия подпрограмм «Российский тягач», «Свое дело» и «Российский фермер», в рамках которых субсидия увеличивается с привычных 10% до 12,5% от стоимости транспортных средств», — комментирует генеральный директор группы компаний «Балтийский Лизинг» Дмитрий Корчагов.

Программы господдержки в настоящее время переориентированы на лизинг грузового автосегмента. В результате проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей снизилось с 8% в 2016 году до 5% в первом полугодии 2017-го, а доля лизинга в продажах грузового транспорта за аналогичный период выросла с 53% до 76%. При этом рейтинговое агентство ожидает, что в дальнейшем проникновение льготных сделок в лизинг грузового автотранспорта будет расти вследствие обновления с 1 июля 2017 года условий госпрограмм и увеличения субсидии по грузовому автотранспорту и спецтехнике.

Согласно структуре нового бизнеса, в первом полугодии 2017-го в сегменте автолизинга средняя стоимость легкового автомобиля, переданного в лизинг, составила 1,8 млн рублей, что на 650 тыс. рублей выше, чем по итогам 2016 года. Объясняется это как прекращением господдержки легкового автолизинга, стимулировавшей в первую очередь лизинг в бюджетном сегменте, так и общерыночным повышением стоимости автотранспорта. Средняя стоимость грузовой автотехники, напротив, снизилась на 660 тыс. рублей, до 4 млн рублей, что обусловлено возросшей долей отечественной техники в структуре грузового автолизинга за счет реализации госпрограмм. Увеличение объемов грузоперевозок (по данным Минэкономразвития, прирост грузооборота в первые шесть месяцев 2017-го по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 7,1%) на фоне оживления экономики может привести к росту спроса на магистральные тягачи во втором полугодии 2017-го, что будет способствовать повышению средней стоимости грузового автотранспорта.

Несмотря на то что более 80% участников рынка в первом полугодии заключали сделки с автомобилями, для автолизинга характерна высокая концентрация на крупнейших лизингодателях. Так, по итогам первого полугодия 2017-го на топ-10 лизинговых компаний, специализирующихся на автолизинге, приходится около 75% нового бизнеса против 72% годом ранее. Стоит отметить, что автолизинг по сравнению с другими сегментами является менее монополизированным.

При этом значительная доля нового бизнеса обеспечивается компаниями-монолайнерами. Для шести автомобильных лизингодателей из топ-10 характерна ярковыраженная специализация на автолизинге, средняя доля автолизинга в новом бизнесе данных компаний составила 93% по итогам первой половины 2017 года.

См. инфографику по теме «Автолизинг»

МСФО: актуальность растет

В настоящее время отчетность в соответствии с международными стандартами формируют лишь небольшое количество участников лизингового рынка. Как правило, это крупные лизинговые компании при банках, компании с иностранным капиталом, с государственным участием, а также компании, входящие в промышленно-производственные холдинги. В ходе реформы рынка от планов по обязательному ведению лизинговыми компаниями отчетности по МСФО отказались, тем не менее разрабатываемый отраслевой стандарт будет аналогом международных стандартов. В этой связи актуальность формирования отчетности в соответствии с международными стандартами сохраняется и возрастает по мере приближения срока введения отраслевых стандартов. «Предстоящий переход на новые стандарты, приближенные к МСФО, будет менее болезненным для компаний, у которых есть опыт подготовки отчетности в соответствии с международной практикой», — считает директор по лизингу ПАО «КамАЗ», генеральный директор АО «Лизинговая компания «КамАЗ» Дмитрий Гладков.

Усредненные показатели финансовой эффективности по МСФО малых и средних компаний наиболее стабильны в 2016 году. Отмечается некоторая позитивная динамика в части рентабельности и отношения чистой прибыли к выручке у компаний с лизинговым портфелем до 10 млрд рублей и в диапазоне от 10 млрд до 100 млрд рублей. Коэффициент автономии таких компаний, несмотря на снижение на несколько процентных пунктов, сохраняется на приемлемом уровне. В 2016 году агрегированный показатель коэффициента автономии превысил значение 2015-го только у лизингодателей с лизинговым портфелем свыше 100 млрд рублей.

Для представителей верхнего эшелона 2016 год, на первый взгляд, стал проблемным, однако этот негативный тренд сформирован финансовым результатом лишь двух лизингодателей — компаний «ВЭБ-лизинг» и «ВТБ-Лизинг», трудности которых во многом связаны с дефолтом «Трансаэро». Без учета этих лизингодателей агрегированный коэффициент автономии крупнейших компаний составил 13,8%, отношение чистой прибыли к выручке — 197%, показатели рентабельности активов и капитала — 14,5% и 105% соответственно.

RAEX представляет рэнкинг 20 лизинговых компаний, ранжированных по объему выручки и капитала в соответствии с МСФО за 2016 год. Показатель чистых инвестиций в лизинг не учитывает операции арендного характера, в этой связи у некоторых лизингодателей объемы и позиции в рэнкинге по МСФО могут значительно отличаться от аналогичных показателей по РСБУ.

Согласно опросу лизинговых компаний, проведенному RAEX по итогам 2016-го, аудиторы из «большой четверки» заверили отчетность по МСФО компаний, на которые приходится 83% совокупного лизингового портфеля, что на 10 п. п. выше, чем годом ранее. Концентрация аудита отчетности по РСБУ на аудиторах из Big-4 ниже (около 60%), при этом по аудиту отчетности как по РСБУ, так и по МСФО безоговорочным лидером является компания EY: на ее клиентов приходится более 55% лизингового портфеля.

См. инфографику по теме

Прогноз развития рынка: на пути к рекорду

Согласно опросу RAEX, превалирующая доля лизинговых компаний ожидает, что объем нового бизнеса во втором полугодии 2017-го сохранит восходящий тренд и превысит результат первых шести месяцев. Рост нового бизнеса в 2017 году, во-первых, объясняется удовлетворением отложенного спроса предыдущих периодов, хотя в среднесрочной перспективе по мере насыщения спроса влияние данного фактора ослабеет. Во-вторых, завершение острой фазы кризиса и постепенное восстановление экономики при условии отсутствия форс-мажорных внешних шоков будут оказывать поддержку рынку на значительном временном горизонте.

По данным Росстата, прирост инвестиций в основной капитал в РФ в I квартале 2017-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 5,2%. Индекс промышленного производства в первом полугодии 2017-го по сравнению с первым полугодием 2016-го также показал положительную динамику (плюс 2%). Валовый внутренний продукт в I квартале 2017-го продемонстрировал небольшой рост (плюс 0,5%) относительно аналогичного периода годом ранее. Увеличение основных показателей, характеризующих состояние российской экономики, свидетельствует о ее выходе из рецессии, что способствует восстановлению и дальнейшему росту рынка лизинга.

«Дальнейшее снижение ключевой ставки в совокупности с программами господдержки также будет стимулировать повышение объема лизинговых операций в сегментах авто- и спецтехники», — отмечает Дмитрий Корчагов. Производство легковых автомобилей в первом полугодии 2017-го относительно первого полугодия 2016-го, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, выросло на 20,7%, автобусов — на 31,4%, грузового автотранспорта — на 16,4%, что, по мнению агентства, приведет к увеличению объемов автолизинга по итогам 2017 года не менее чем на 30%.

Кроме того, дополнительный потенциал развития автолизинга, по мнению члена правления, директора департамента корпоративного бизнеса АО «Сбербанк Лизинг» Вячеслава Спирова, заключается в том, что «предыдущий пик автопродаж был три года назад, соответственно, в настоящее время истекает гарантийный срок по автопарку 2014 года. Во многих коммерческих структурах существует ограничение на использование автотранспорта с истекшим сроком гарантийного обслуживания, что приводит к необходимости обновления автопарка».

В результате продолжающегося списания железнодорожных вагонов выросло производство ж/д техники: по данным Росстата, в первом полугодии 2017-го прирост к первому полугодию 2016-го составил 92,7%, что окажет поддержку рынку лизинга ж/д техники. По итогам года RAEX ожидает прироста объема нового бизнеса в железнодорожном сегменте примерно на 70—75%. Однако в более долгосрочной временной перспективе в сегменте ж/д техники более вероятна стагнация, чем дальнейший рост, из-за риска возврата профицита вагонов. «Дальнейшие перспективы ж/д сегмента будут сильно зависеть от того, насколько активно будет финансироваться строительство новых вагонов. Крайне важно не допустить профицита вагонов», — выражает озабоченность Антон Борисевич.

Динамика лизинга в авиасегменте во втором полугодии 2017-го, по оценкам RAEX, сохранит восходящий тренд, превысив результат первых шести месяцев текущего года. Традиционно основной объем крупных сделок структурируется в течение года и выходит на завершающую стадию в IV квартале. По подсчетам агентства, при сохранении динамики первого полугодия 2017-го прочие сегменты рынка по итогам года прибавят 45%, а объем нового бизнеса вырастет на 15% и составит около 850 млрд рублей. Этот сценарий является базовым, а вероятность его реализации максимальна при росте инвестиций в основной капитал по итогам 2017 года (согласно данным Росстата, за 2016-й сокращение составило 0,9%). При этом инфляция, по оценкам аналитиков, составит 4%, что потребует поддержания ключевой ставки на уровне 8—8,25%.

Позитивный прогноз подразумевает увеличение нового бизнеса на 18%, при этом его объем составит около 875 млрд рублей. Реализация позитивного прогноза наиболее вероятна при уровне инфляции не выше 3,5% и дальнейшем снижении ключевой ставки до 7,25—7%. RAEX ожидает, что в 2018 году подготовка к введению отдельных регулятивных норм замедлит темпы роста лизингового рынка и новый бизнес прибавит около 5%; в результате по итогам 2018 года стоимость имущества, переданного в лизинг, составит около 900 млрд рублей.

См. инфографику к теме «Прогноз развития рынка»

На сайте RAEX опубликованы также рэнкинг лизинговых компаний России по итогам первого полугодия 2017 года, приложение «Позиции России на лизинговом рынке Европы» и интервью с партнерами исследования (членом правления, директором департамента корпоративного бизнеса АО «Сбербанк Лизинг» Вячеславом Спировым, первым заместителем генерального директора ПАО «ГТЛК» Антоном Борисевичем, генеральным директором группы компаний «Балтийский Лизинг» Дмитрием Корчаговым и директором по лизингу ПАО «КамАЗ», генеральным директором АО «Лизинговая компания «КамАЗ» Дмитрием Гладковым). Кроме того, доступны для скачивания отдельные рэнкинги лизингодателей по отраслям, регионам, клиентским сегментам, а также рэнкинг игроков по объему нового бизнеса в оперативном лизинге.