Налоги и споры
Россиянам не нравится «вкус» налогового пирога
Фото: Fotolia/mizar_21984

Россияне оказались абсолютными рекордсменами среди жителей «большой двадцатки» по несогласию с налоговой политикой государства. Во всем остальном отношение наших граждан к налогам и налоговой политике вполне сопоставимо с точкой зрения представителей других ведущих государств планеты.

Разговоры о политике налогообложения не стихнут никогда. Всегда есть сторонники и противники устоявшейся системы, и от баланса их мнений во многом зависит будущее фискальной политики конкретных государств. Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) и Международная федерация бухгалтеров (IFAC) провели исследование среди 7,6 тысячи граждан стран G20 с целью выяснить их отношение к существующей налоговой политике. В исследовании приняли участие мужчины и женщины, достигшие возраста налоговой ответственности, у них разный доход и этническая принадлежность. В G20 входят 19 ведущих стран мира и Евросоюз. Это 2/3 населения планеты и порядка 80% мирового ВВП.

Ниже — позиции респондентов по трем ключевым вопросам.

1. Кому доверять: бухгалтерам — да, политикам — нет

Общество нуждается в авторитетном и доверительном источнике, к которому можно обращаться за консультацией и просвещением. Респонденты стремятся больше знать о налоговой политике и, чтобы обезопасить себя, предпочитают обращаться к услугам экспертов: 57% опрошенных отметили, что доверяют профессиональным бухгалтерам, 49% доверяют налоговым юристам.

При этом 67% ответили, что категорически не доверяют политикам, 41% не доверяют СМИ, а 38% — главам корпораций. Среди возможных причин выделяют неточную отчетность и общую непрозрачность системы.

В России общие тенденции примерно те же: 63% не доверяют словам политиков, 39% не чувствуют уверенности в медиа, 33% отказывают в доверии бизнесменам. При этом в России меньше, чем в среднем по «двадцатке», доверяют профессиональным бухгалтерам (39%).

67% ответили, что категорически не доверяют политикам, 41% не доверяют СМИ, а 38% — главам корпораций. Среди возможных причин выделяют неточную отчетность и общую непрозрачность системы.

Интересно, что Россия резко отличается взглядом на негосударственные организации: в целом в странах G20 люди питают доверие к негосударственным организациям, а в России 23% категорически им не доверяют. Кроме России, из всех стран «двадцатки» схожее отношение только у жителей Японии: там 18% не разделяют общего доверия к негосударственным организациям. Респонденты из других стран G20 относятся к негосударственным организациям в целом положительно.

2. Налоговое сотрудничество или налоговый индивидуализм?

Что приоритетнее для жителей стран G20 в налоговой системе: поставить во главу угла интересы своего государства или сотрудничать с другими странами?

Цели подобного международного сотрудничества — привлечение иностранных инвесторов и модернизация налогового законодательства без подавления национальных экономик. 73% граждан «большой двадцатки» согласны, что консолидированная позиция и налоговое сотрудничество между странами должны быть в приоритете. Наиболее позитивно к этому относятся жители Аргентины (73%), Индии (71%), Индонезии (80%) и Турции (77%). Наименьшую готовность к согласованию позиций по налогам с другими государствами демонстрируют Германия (50%), Канада (52%) и Япония (49%). В России 62% респондентов согласны с тем, что сотрудничество в налоговой политике важнее налогового индивидуализма.

В целом для участников опроса международная налоговая система оказалась в 3,5 раза приоритетнее, чем продвижение национальных интересов. Однако респонденты также признались, что существуют барьеры, которые осложняют концепцию международного партнерства. Наиболее острыми проблемами стали двойное налогообложение, влияние валютных курсов на налогооблагаемый доход, унификация мер борьбы против укрывательства налогов.

Наиболее не согласны с налоговой политикой жители России: 24% россиян изменили бы политику относительно представителей местного и транснационального бизнеса, 36% считают ее несправедливой для средне- и малоимущих, а 39% хотели бы изменить сумму налоговых отчислений для людей с высоким доходом.

3. Справедливы ли налоговые выплаты?

Отношение респондентов к объемам налоговых выплат разных классов налогоплательщиков является одним из самых спорных вопросов. 56% респондентов из стран «двадцатки» уверены, что местные компании платят достаточно налогов. 52% считают справедливыми налоговые выплаты глобальных корпораций. Такое же количество людей — 52% — думают, что средне- и малоимущие выплачивают достаточно, 46% согласны с политикой для тех, у кого высокий доход.

Отдельно отметим, что наиболее не согласны с налоговой политикой жители России: 24% россиян изменили бы политику относительно представителей местного и транснационального бизнеса, 36% считают ее несправедливой для средне- и малоимущих, а 39% хотели бы изменить сумму налоговых отчислений для людей с высоким доходом.

Эффективную систему налогообложения формируют не только цифры, но и настроения в обществе. В конечном итоге именно обычные люди определяют русло будущих реформ. Из результатов исследования понятно, что большинство стран «большой двадцатки» готовы к переменам. Вопрос в том, смогут ли они прийти к консенсусу.

Вера СТАРОДУБЦЕВА, глава АССА в России, для Banki.ru