Половые отношения: разбираем на кредитных картах
Мужчины и женщины становятся все более похожи друг на друга и в пользовании кредитными картами
Фото: Banki.ru

Треть держателей «мужских» карт банка «Русский Стандарт» составляют женщины. Причем по «женским» картам одни из самых популярных категорий трат — «мужские»: оплата услуг в автосалонах и на станциях техобслуживания. Банки.ру изучил, чем отличаются мужчины и женщины в использовании банковских карт.

Женская душа

Согласно исследованию банка «Русский Стандарт», банковские карты, созданные специально для женщин и для мужчин, различаются по трансакционному поведению их держателей. И не всегда ожидаемо. За «женскую» карту в исследовании взята карта «Мисс Россия», а за «мужскую» — «Футбольная карта».

Так, «женская» карта банка, разработанная совместно с Национальным конкурсом красоты «Мисс Россия», позиционируется как продукт для женщин. При этом только 62% держателей данных карт — представительницы прекрасного пола. В «Русском Стандарте» отмечают: держательницы данных карт — «самодостаточные, уверенные в себе дамы, средний возраст держательницы такой карты 37 лет».

«Действительно, треть держателей «женских» карт — мужчины. Представители сильного пола чаще всего оформляют основную карту, чтобы потом сделать дополнительную для своих любимых женщин — жен, дочерей. Среди мужчин — владельцев данного вида карт есть поклонники национального конкурса красоты. Кроме того, эта карта популярна среди мужчин, которые работают в сфере бьюти-услуг. А также среди тех, для кого красота и внешний вид — это профессия (актеры, модели). Они много тратят в сегментах «Косметика» и «Красота», и для них кешбэк в 10% — это значительная выгода», — рассказали в аналитическом отделе «Русского Стандарта».

Средний чек по всем операциям по «женским» картам составляет 1,6 тыс. рублей. Наибольшее количество трансакций держательницами таких карт было совершено в супермаркетах (средний чек такой покупки — 885 рублей). На втором по популярности месте — мебельные салоны и магазины по обустройству дома (средний чек — 4,6 тыс. рублей), следом идут магазины косметики (средний чек — 2,5 тыс. рублей).

Неожиданным открытием оказалось то, что в число популярных сегментов, где девушки тратили деньги по карте, «затесались» автосалоны со средним чеком 34,5 тыс. рублей, а также автозаправочные станции и станции техобслуживания со средним чеком 1,4 тыс. рублей.

«Что касается большого объема трат по «женской» карте на АЗС и СТО, мы все-таки связываем это с тем, что с каждым годом количество автовладельцев-мужчин и автовладельцев-женщин выравнивается. Сегодня женщина не просто ездит на автомобиле, но и ухаживает за ним на СТО и заправляет его на АЗС ничуть не меньше мужчин», — поясняют в «Русском Стандарте».

Трансакции по «женским» картам банка «Русский Стандарт» проводились за последние полгода в 36 странах. Топ-5 городов в России с самыми трансакционно активными держательницами «карт красоты» выглядит следующим образом:

— Москва (средний чек операции по карте составил 1 576 рублей);

— Санкт-Петербург (средний чек — 1 792 рубля);

— Новосибирск (2 878 рублей);

— Омск (1 212 рублей);

— Воронеж (1 318 рублей).

В интернет- и мобильном банке самая популярная операция по карте для прекрасного пола — оплата жилищно-коммунальных услуг (средний чек трансакции — 3,9 тыс. рублей). Далее идут внешний перевод со средним чеком 29,3 тыс. рублей и внутренний перевод между своими счетами со средним чеком 43,9 тыс. рублей.

Мужская история

«Футбольная карта» банка «Русский Стандарт», выпущенная весной 2017 года в преддверии Кубка Конфедераций, создана специально для поклонников этого вида спорта. Хотя и здесь не обошлось без сюрпризов. 33% держателей данной карты — женщины.

«Конечно, для разных людей на выбор карты влияют разные факторы: и красивый яркий дизайн, и причастность к такому значительному событию в России, и любовь к футболу — все это играет в пользу выбора такой карты не только мужчинами, но и представительницами прекрасного пола. В нашей стране действительно немало болельщиц и любительниц футбола, которые оформляют карту, чтобы быть ближе к любимой игре. Но и не будем забывать, что карта предоставляет повышенный cаsh back в категориях «Спорт», «Спорттовары» и «Фитнес», которые в равной степени интересны и мужчинам, и женщинам», — рассказывают аналитики «Русского Стандарта».

Средний чек покупки по «мужской» карте составляет 2,3 тыс. рублей. Больше всего покупок держатели таких карт совершают в супермаркетах (средний чек — 600 рублей), в спортивных магазинах — (средний чек — 7,9 тыс. рублей), АЗС (1,5 тыс. рублей). Также у мужчин пользуются популярностью магазины строительных материалов (средний чек — 10,5 тыс. рублей) и рестораны. Учитывая, что по последним размер среднего чека равняется 800 рублей, то речь, скорее всего, идет именно о ресторанах быстрого питания (фастфуд).

По «картам болельщика» больше всего (по объему) трансакций проходит в Москве, Челябинске, Орле, Ульяновске, Кемерово, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске.

В каналах дистанционного банковского обслуживания самые популярные операции с использованием «мужских» карт — внутренний перевод между своими счетами со средним чеком трансакции 11,1 тыс. рублей, перевод с карты на карту (в среднем 8,9 тыс. рублей) и оплата Интернета (535 рублей).

Похожи или нет?

Начальник управления электронного бизнеса и пластиковых карт Абсолют Банка Василий Потемкин обращает внимание, что на банковском рынке есть примеры «мужских» и «женских» карт, но в основном у банков в линейках представлены «универсальные» карты.

Потемкин также указывает, что в статьях расходов «Красота» и «Медицина» — традиционно женское начало, а у трат, связанных с авто и техникой, — мужское. Отличается и трансакционная активность. По мнению Потемкина, женщины склонны к непредвиденным тратам, маленьким, но частым покупкам. У мужчин покупки происходят реже, но сумма среднего чека больше.

«Это, конечно, усредненные данные по рынку. Безусловно, на трансакционное поведение и траты оказывает существенное влияние уровень доходов, возраст, семейное положение, — объясняет Потемкин. — Мы видим, что различия в этом плане между мужчинами и женщинами постепенно стираются. Вероятно, это связано с тем, что женщины все активнее участвуют в социальной жизни, успешно реализуются в профессиональном плане и уровень их доходов растет». Эксперт по банковским картам Банки.ру Екатерина Марцукова отмечает, что карты, созданные специально для мужчин или женщин, кроме особенного дизайна, могут предусматривать дополнительные привилегии для их держателей.

«Бонусы и скидки по таким картам устанавливаются зачастую в одной, реже в двух узконаправленных категориях, а также могут носить акционный кратковременный характер. Поэтому такие карты не всегда более выгодны по сравнению со стандартными продуктами. Прежде чем оформить «мужскую» или «женскую» карту, лучше сравнить условия по ней с остальными предложениями на рынке», — предупреждает Марцукова.

Многие дамы тратят крупные суммы на покупки в категориях «Топливо» и «Автоуслуги». Мужчины же все больше денег оставляют в салонах красоты и магазинах косметики.

Тем не менее опрошенные кредитные организации обращают внимание на то, что платежное поведение российских мужчин и женщин разнится в зависимости от пола и не по гендерным картам.

«При выпуске карт мы ориентируемся скорее на интересы клиентов, нежели на гендерные особенности. В нашей продуктовой линейке есть специальные карты для путешественников, геймеров, любителей интернет-шопинга. Хоть мы и не ставим целью создание продукта только для мужчин или женщин, очевидно, что карта Tinkoff All Games пользуется большей популярностью у мужчин, а кобренд с интернет-магазином Lamoda — у женщин. При этом среди держателей карт Lamoda также немало мужчин, да и среди женщин встречаются поклонницы видеоигр», — рассказали Банки.ру в пресс-службе Тинькофф Банка.

В кредитной организации дополняют: с каждым годом разница в трансакционном поведении все сильнее «размывается». Многие дамы тратят крупные суммы на покупки в категориях «Топливо» и «Автоуслуги». Мужчины же все больше денег оставляют в салонах красоты и магазинах косметики.

«Мы наблюдаем, что есть категории, в которых чаще тратят либо мужчины, либо представительницы прекрасного пола. Так, например, женщины расходуют на 17% больше средств в супермаркетах. Также они чаще, чем мужчины, совершают покупки в магазинах одежды и обуви, в аптеках, салонах красоты и магазинах косметики. В то же самое время представители сильного пола расходуют больше средств в кафе и ресторанах и чаще совершают трансакции, связанные с путешествиями. А на АЗС и в автосервисах траты мужчин и вовсе в два раза выше, чем у женщин», — рассказывает исполнительный директор, начальник управления перекрестных продаж и развития отношений с клиентами банка «Ренессанс Кредит» Никита Вобликов.

«Судя по платежной активности наших клиентов, мы видим, что количество трансакций у женщин в среднем выше, чем у мужчин, поскольку они чаще мужчин занимаются домашним хозяйством и совершают повседневные бытовые траты — покупают товары для дома, продукты, медикаменты и так далее. При этом женщины, по статистике, зарабатывают меньше и реже демонстрируют сберегательное поведение», — говорит начальник управления развития продуктов Бинбанка Алексей Охорзин.

Одновременно количество трансакций у мужчин, по наблюдениям аналитиков Бинбанка, меньше, однако они чаще совершают крупные покупки, например, в категориях «Авто» и «Путешествия». Кроме того, часто клиенты из числа супружеских пар заводят несколько карт к одному счету, что позволяет им быть в курсе расходов друг друга, а также копить больше бонусов в разных категориях.

«В целом, что касается гендерного подхода к продуктовой линейке, мы отмечаем, что он больше относится к маркетинговой подаче продукта, чем к принципиальному разделению бизнес-модели. Мужчины и женщины проявляют примерно равный интерес к банковским услугам и одинаково заинтересованы в карточных продуктах, кредитах и вкладах», — уточняет Охорзин.

С каждым годом трансакционное поведение женщин и мужчин по картам все больше «сближается».

По словам вице-президента, руководителя розничного блока СМП Банка Романа Цивинюка, специальных предложений отдельно для мужчин и женщин в банке нет — кредитная организация стремится сделать продукты универсальными и удобными для всех категорий клиентов. При этом разницу в финансовом поведении клиентов разных полов не заметить сложно.

«В первую очередь это размер среднего чека — у мужчин он несколько больше, чем у женщин. Это связано с особенностями расходов: мужчины чаще оплачивают крупные покупки вроде туристических путевок, авиабилетов, техники. Дамы же в основном совершают повседневные бытовые траты: оплачивают продукты, бытовую химию, товары для дома, а также делают покупки в специализированных магазинах — косметики, парфюмерии, одежды, — перечисляет Цивинюк. — С точки зрения сберегательного поведения также есть различия: женщины более бережливы и чаще открывают вклады, чем мужчины. Кстати, по части финансовой дисциплины дамы тоже на первом месте — они реже пропускают платежи по кредитам, а если допускают просрочку, то чаще погашают долг на ранних сроках».

Как бы то ни было, в «Русском Стандарте» считают, что с каждым годом трансакционное поведение женщин и мужчин по картам все сильнее «сближается». Так, мужчины все чаще посещают салоны красоты, покупают еду в супермаркетах, в то время как женщины — активные посетители тренажерных залов и станций техобслуживания. По мнению аналитиков «Русского Стандарта», во многом разнополых клиентов «сблизило» по характеру трат появление онлайн-сервисов — такси, сервисов по доставке готовой еды и продуктов, клининг-компаний.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru