Рынок лизинга нацелился на новый рубеж
Основными драйверами рынка в 2017 году стали транспортные сегменты
Фото: Fotolia/petrovk

За девять месяцев 2017 года объем российского лизингового бизнеса вырос на 58% и составил 710 млрд рублей. Основными драйверами рынка за счет реализации госпрограмм стали транспортные сегменты, говорится в исследовании рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2017 года: новый рубеж». При этом благодаря сделкам с железнодорожной и авиатехникой доля оперативного лизинга в новом бизнесе достигла 21%. На фоне активного роста транспортных сегментов лизинг высокотехнологичного оборудования, потребность в котором испытывают крупные промышленные предприятия и госкорпорации, по-прежнему составляет менее 5% рынка. Развитие данного сегмента позволило бы ускорить процесс модернизации экономики и снизить отраслевую концентрацию рынка лизинга, объем которого по итогам 2017 года превысит 1 трлн рублей.

Развитие рынка за девять месяцев 2017 года

Объем и динамика рынка

Объем нового бизнеса за январь — сентябрь 2017-го составил около 710 млрд рублей, что превышает на 58% показатели аналогичного периода прошлого года. За III квартал текущего года стоимость имущества, переданного в лизинг/аренду, достигла 285 млрд рублей, что на 63% выше результатов июля — сентября прошлого года. Согласно анкетированию лизинговых компаний, увеличение объемов лизингового бизнеса за девять месяцев 2017 года показали две трети респондентов, на которых в совокупности по объему лизингового бизнеса приходится более 90% рынка. При этом ни для одного лизингодателя из топ-20 не была характерна отрицательная динамика объемов нового бизнеса. Причиной столь активного роста рынка стало исполнение государственных программ по субсидированию лизинга/аренды отдельных видов транспорта на фоне реализации отложенного спроса со стороны клиентов. Действие госпрограмм льготного лизинга обеспечило поддержку прежде всего транспортным сегментам, доля которых за девять месяцев 2017-го достигла в объеме нового бизнеса около 78% против 72% годом ранее.

За счет госпрограмм по субсидированию лизинга/аренды прежде всего отечественной авиатехники и автотранспорта рынок вырос на 160 млрд рублей, что составляет около 23% нового бизнеса. Таким образом, прирост лизингового рынка без учета государственных программ поддержки, по оценкам RAEX, составил бы около 53%.

Подтверждением того, что лизинговый рынок перешел от восстановления к росту, служит не только позитивная динамика объема нового бизнеса, но и то, что впервые с докризисного 2013 года численность сотрудников лизинговых компаний стала расти. По оценкам RAEX, основанным на результатах анкетирования, на 1 октября 2017 года численность персонала лизинговых компаний составляет не менее 11,3 тыс. человек, что на 15% больше, чем годом ранее.

Сумма новых договоров лизинга за январь — сентябрь 2017-го составила более 1,1 трлн рублей против 680 млрд годом ранее, а объем лизингового портфеля на 1 октября 2017 года достиг 3,3 трлн рублей. Объем полученных платежей по итогам трех кварталов 2017-го составил 680 млрд рублей — немногим больше показателя прошлого года. Среднее отношение полученных лизинговых платежей к портфелю по состоянию на 1 октября 2017 года составило 43% против 44,2% на аналогичную дату год назад. Средняя оборачиваемость портфеля у компаний, специализирующихся на розничных сегментах, сохранилась на уровне прошлого года (около 46—47%), однако у лизингодателей, работающих с крупным и дорогостоящим оборудованием, этот показатель снизился с 30% до 23%. Причиной снижения данного уровня стало активное наращивание в последние два года сделок с оперативным лизингом, при котором арендные платежи распределены неравномерно и основная часть долга приходится на конец договорных сроков. Кроме того, у ряда крупных игроков в портфеле присутствовали проблемные клиенты, невыплаты со стороны которых привели к падению потока лизинговых платежей. В этой связи на протяжении 2016—2017 годов были расторгнуты договоры с проблемными клиентами, что привело к кратковременной просадке размера портфеля у отдельных лизинговых компаний.

Индекс розничности, рассчитанный как сумма долей розничных сегментов, в объеме нового бизнеса снизился с 50% за январь — сентябрь 2016-го до 48% за аналогичный период текущего года. Снижение индекса обусловлено существенным увеличением объема нового бизнеса в крупных сегментах, что привело к росту средней суммы лизингового договора с 6,2 млн до 8,8 млн рублей. При этом количество заключенных лизинговых договоров в течение девяти месяцев 2017 года, по оценкам агентства, составило не менее 130 тыс.

Объем профинансированных средств за девять месяцев 2017-го вырос на 15% по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Помимо увеличения объема в источниках фондирования произошли структурные изменения. Так, за рассматриваемый период доля банковских кредитов в структуре профинансированных средств снизилась на 4 процентных пункта до 56,6%, однако кредиты по-прежнему остаются ключевым источником финансирования лизинговых сделок. В течение первых девяти месяцев 2017-го отмечается, что лизингодатели в большей степени стали опираться на авансовые платежи, доля которых составляет 14,4% (плюс 2,2 п. п. к аналогичному периоду прошлого года), а доля собственных средств, напротив, уменьшилась на 2,5 п. п. до 10,6%. Доля облигаций в структуре профинансированных средств достигла 10,5%, но стоит учитывать, что данный уровень во многом обеспечен Государственной Транспортной Лизинговой Компанией, которая активно использует облигационные выпуски для финансирования лизингового бизнеса. Без учета ГТЛК доля облигаций в источниках финансирования лизинговых сделок за девять месяцев 2017-го составила бы 4,3%, что незначительно превосходит прошлогодний уровень.

Согласно анкетированию лизинговых компаний, средний уровень маржинальности лизингового бизнеса (под маржой понимается разница между величиной ставки по лизинговым платежам и величиной ставки по привлеченным средствам под реализацию лизинговой сделки) по итогам девяти месяцев 2017-го составил 4,3%, что соответствует уровню 2014 года. Возвращение маржи к докризисному уровню свидетельствует о снижении опасений лизингодателей в отношении своих клиентов: лизинговые компании стали в меньшей степени закладывать кредитные риски в лизинговый процент. Самую высокую маржу показали компании, специализирующиеся на строительной технике, легковом и грузовом автотранспорте (максимальная маржа достигает 14%). Самая низкая разница между стоимостью привлеченных и размещенных средств (около 1,5—2%) характерна для компаний, работающих с лизингом ж/д и авиатехники. Маржинальность бизнеса лизингодателей, собственниками которых являются иностранные собственники, упала за последние три года на 2,3 п. п. до 3%. Как правило, лизингодатели при иностранных структурах работают с импортным оборудованием, которое значительно подорожало из-за девальвации рубля, что вынудило лизинговые компании снизить размер маржи ради сохранения клиентской базы. Стоит отметить рост маржи лизинговых компаний при российских банках (плюс 1,4 п. п. до 4,6%), что во многом связано с лагом по пересмотру процентной ставки по лизингу после снижения ставок по привлеченным кредитам лизинговой компании. Поэтому снижение ставки Банка России еще не отразилось в полной мере на стоимости лизинга.

Динамика и структура оперативного лизинга

За январь — сентябрь 2017-го объем оперативного лизинга составил около 147 млрд рублей, что на 263% больше результатов аналогичного периода прошлого года. Кроме того, объем оперлизинга, достигнутый за девять месяцев текущего года, является максимальным за всю историю российского рынка лизинга. В целом по итогам первых трех кварталов 2017-го на аренду пришлось около 21% объема нового бизнеса против 12% годом ранее. Доля аренды в лизинговом портфеле также существенно выросла — до 17,4% на 1 октября 2017 года с 5,3% годом ранее.

Концентрация на лидерах в новом бизнесе оперативного лизинга значительно выше, чем в финансовом: так, на долю топ-тройки арендодателей приходится 72% рынка, при этом доля трех крупнейших компаний в финансовом лизинге составляет 37%. Высокий уровень концентрации рынка на ограниченном круге лизинговых компаний связан со спецификой оперлизинга, который в большей степени востребован крупными клиентами. Данный вид лизинга востребован корпоративными клиентами, так как позволяет более гибко управлять транспортным парком в условиях нестабильности и не обязывает выкупать имущество по окончании договора.

Сегмент оперативного лизинга по итогам девяти месяцев 2017 года преимущественно формируют ж/д и авиатехника: на данные сегменты в совокупности приходится около 97% всей аренды. Поддержку оперлизингу воздушных судов в 2017 году прежде всего оказало субсидирование государством арендных платежей. «Без господдержки по субсидированию аренды отечественных самолетов региональная авиация будет нежизнеспособна. Во всем мире она так или иначе поддерживается государством. Другой вопрос в том, что меры государственной поддержки не должны расслаблять производителей, которым следует стремиться к снижению себестоимости», — отмечает заместитель генерального директора по работе с клиентами ПАО «ГТЛК» Владимир Добровольский.

В операционной аренде использование предмета лизинга ограничивается сроком договора, что дает возможность лизингополучателю быстро заменить технику в случае ее морального устаревания. Кроме того, снижение процентных ставок, обусловленное пересмотром ключевой ставки Банка России, будет способствовать повышению привлекательности оперлизинга. «По мере снижения процентной ставки растет эффективность применения лизинга, так как снижается процентная нагрузка по всей инвестиции, — указывает генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг» Кирилл Царев. — В операционном лизинге за счет большого balloon payment (крупный единовременный платеж, осуществляемый, как правило, в конце срока. — Прим. Банки.ру) процент влияет более существенно, чем при финансовом лизинге. А чем меньше проценты, тем более конкурентоспособным становится предложение операционного лизинга».

Лидеры рынка

По итогам девяти месяцев 2017-го лидером рынка стало АО «Сбербанк Лизинг», нарастившее объем нового бизнеса на 163%. Годом ранее компания была на третьей строке в рэнкинге. Второе место по объему нового бизнеса на лизинговом рынке удерживает ГТЛК, а третью позицию в рэнкинге занимает «ВТБ Лизинг». Как и прежде, отмечается высокая концентрация рынка на крупнейших лизингодателях, которая продолжает расти. Так, по итогам трех кварталов 2017-го на топ-тройку лизинговых компаний приходится около 37% нового бизнеса (годом ранее — 35%). Бизнес трех крупнейших игроков формирует 88% авиасегмента, 38% железнодорожного лизинга и четверть рынка лизинга грузовиков. Доля топ-10 в объеме нового бизнеса за январь — сентябрь текущего года выросла с 64% до 67%, а на 20 крупнейших лизингодателей приходится уже 80% против 78% годом ранее.

Наращивание лизингового бизнеса в капиталоемких сегментах привело к изменению структуры нового бизнеса в разрезе лизингополучателей за девять месяцев 2017 года. Согласно данным исследования RAEX, доля крупных предприятий в новом бизнесе за январь — сентябрь 2017-го составила около 45% против 38% за аналогичный период прошлого года. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства сократилась с 60% до 52%, на госучреждения пришлось около 2,5% против 1% годом ранее, доля физических лиц существенно не изменилась и по-прежнему составляет менее 1%. RAEX обращает внимание на то, что треть объема нового бизнеса ГТЛК за девять месяцев 2017-го приходится на компании, относящиеся по объему годовой выручки к субъектам малого бизнеса. С учетом того, что такие клиенты приобретали в лизинг дорогостоящую технику, прежде всего авиационную, сущностно их можно реклассифицировать в сегмент крупного бизнеса. В таком случае доля малого бизнеса составит 34,7%, а крупного — 49,3% по итогам трех кварталов 2017 года.

Распределение сделок по регионам и сегментам

В территориальном распределении нового бизнеса за девять месяцев 2017 года доля Москвы выросла с 35% до 41% вследствие наращивания в столице объема сделок с ж/д и авиатехникой. Кроме того, несмотря на заключение ряда авиасделок с участием офшорных SPV, нередко такие договоры учитываются по месту осуществления фактической деятельности лизингополучателя, в том числе в Москве. На фоне увеличения концентрации на столице доля пяти федеральных округов России показала снижение. Однако в абсолютных величинах объем нового бизнеса во всех федеральных округах показал рост за девять месяцев 2017 года. Отдельно аналитики отмечают Южный ФО, доля которого выросла с 4,9% по итогам трех кварталов 2016-го до 6,9% за аналогичный период текущего года. По мнению агентства, увеличение лизингового бизнеса в Южном ФО связано также со сделками в Крыму, где износ основных фондов (51,7% за 2016 год) заметно выше, чем в среднем по России (47,5% за 2016 год). В ходе анкетирования ряд лизинговых компаний указали на высокий спрос в регионе на автотранспорт и спецтехнику.

Крупнейшими составляющими лизингового рынка в России являются транспортные сегменты, к которым агентство относит автомобильный, железнодорожный, авиационный лизинг, а также сегмент водного транспорта. По итогам девяти месяцев 2017-го доля транспортных сегментов составила около 80% (годом ранее — 72%), а крупнейшим сегментом на протяжении последних четырех лет остается грузовой и легковой автолизинг, на который приходится 38% нового бизнеса. Отмечается, что сегмент грузовых автомобилей по доле рынка обошел легковые: 22% против 16% (годом ранее — 18% и 20% соответственно). Изменение структуры автолизинга в пользу грузовой автотехники стало результатом реализации трех госпрограмм адресной поддержки, запущенных Министерством промышленности и торговли России: «Русский тягач», «Русский фермер» и «Свое дело».

Наибольший прирост нового бизнеса за девять месяцев показал сегмент железнодорожной техники (плюс 153%) вследствие ускоренного списания парка старых вагонов, что привело к возникновению их дефицита на путях. «На данный момент привлекательность железнодорожного сегмента высокая: процентные ставки низки как никогда, а вагонов не хватает по фундаментальной причине — принудительной утилизации», — комментирует генеральный директор компании «МКБ-Лизинг» Александр Кожевников. Объем лизингового бизнеса в авиализинге за девять месяцев 2017 года вырос на 56%, при этом авиационный сегмент преимущественно представлен лизингом самолетов, а доля вертолетной техники не превышает 5%.

В целом по итогам первых девяти месяцев 2017 года позитивную динамику показали 12 из 17 крупнейших сегментов, выделенных RAEX в рамках исследования. Сокращение объемов отмечено в пяти сегментах, на которые приходится менее 3% лизингового рынка.

Структура лизингового портфеля в секторальном разрезе в течение последних 12 месяцев не претерпела существенных изменений. Стоит отметить лишь рост доли грузового автотранспорта в лизинговом портфеле с 7% до 9% на фоне снижения доли легковых автомобилей с 7% до 6%.

См. всю инфографику по теме «Развитие рынка за девять месяцев 2017 года»

Автотренд

За девять месяцев текущего года на российском авторынке, согласно «Автостату», было продано 53 тыс. новых грузовых автомобилей, из которых, по расчетам RAEX, через лизинг было реализовано около 34 тыс. Таким образом, проникновение лизинга в продажи грузовых автомобилей по итогам девяти месяцев 2017 года достигло 64% против 53% за 2016-й. Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, по оценке агентства, напротив, показала снижение с 8% за 2016 год до 6% за девять месяцев 2017-го. Однако с учетом того, что Минпромторг продлил действие программы льготного лизинга на легковой транспорт на период с 25 октября по 1 декабря 2017-го, стоит ожидать, что к концу года проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей достигнет прошлогоднего уровня.

За январь — сентябрь 2017 года легковой автолизинг на 76% был представлен легковыми автомобилями и на 24% — легким коммерческим автотранспортом. По итогам первого полугодия текущего года данное соотношение было 80% на 20% соответственно. Средняя стоимость (без учета НДС) легкового автомобиля, переданного в лизинг, за III квартал не изменилась и составила около 1,8 млн рублей. В сегменте грузового транспорта доля крупнотоннажной техники (свыше 16 тонн) выросла с 31% до 34%, что сопровождалось увеличением средней стоимости предмета лизинга в грузовом сегменте с 4 млн рублей по итогам первого полугодия до 4,6 млн рублей за девять месяцев текущего года. Рост спроса на более дорогостоящую технику прежде всего обусловлен увеличением со второго полугодия размера субсидий по грузовому автотранспорту и спецтехнике с 10% до 12,5% от стоимости лизингового имущества.

По итогам трех кварталов 2017 года около 17% лизингового бизнеса в автосегменте сформировано благодаря реализации госпрограмм по льготному автолизингу. Учитывая включение с 25 октября 2017 года легкового автотранспорта в госпрограмму субсидирования стоимости автомобилей, взятых в лизинг, RAEX прогнозирует, что доля автолизинга с господдержкой достигнет 20% по итогам 2017 года. Как отмечают авторы исследования, потребность в программах господдержки, несмотря на оживление автосегмента, сохраняется, особенно при работе с отечественными марками автомобилей. «Представители отечественных автопроизводителей направляют официальные запросы на сохранение программ, в частности, ассоциация «Российские автомобильные дилеры» обратилась к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой продлить меры господдержки для автомобильной промышленности в 2018 году», — подтверждает генеральный директор ГК «Балтийский Лизинг» Дмитрий Корчагов.

В настоящее время физическими лицами лизинг остается не востребован, доля лизинга с гражданами не превышает 1% нового бизнеса. Согласно опросу, проведенному RAEX, около половины респондентов основным стоп-фактором развития потребительского лизинга в России считают его высокую стоимость по сравнению с кредитом. Кроме того, лизинг/аренда проигрывает в конкурентной борьбе кредитованию в связи с налоговыми особенностями. «Физические лица не являются плательщиками НДС, поэтому освобождение от избыточной налоговой нагрузки должно повысить популярность потребительского лизинга как способа приобретения автомобиля, поскольку это нивелирует ключевое преимущество автокредита перед лизингом», — отмечает генеральный директор лизинговой компании «Европлан» Александр Михайлов.

Среди других причин, ограничивающих развитие лизинга для физлиц, участники опроса отмечают недостаточную информированность граждан о таком продукте, как лизинг (21%), общее падение потребительского спроса (9%), а также особенности менталитета россиян (8%). Несмотря на низкую востребованность лизинга у физических лиц, лизингодатели ведут работу по популяризации этого инструмента, внедряют сервисы, которые могли бы повысить привлекательность лизинга для граждан. Так, одним из данных инструментов являются мобильные приложения, используемые в каршеринге. «По мере распространения потребительского лизинга в России будет расти интерес к IT-решениям, позволяющим потенциальным клиентам взять автомобиль в лизинг/аренду с помощью мобильного телефона за один-два дня без каких-либо контактов с лизинговой компанией и даже дилером. Сейчас такие приложения набирают популярность в европейских странах», — комментирует управляющий директор компании «Хомнет Лизинг» Дмитрий Курдомонов.

Поддержать развитие автомобильного лизинга мог бы оперативный лизинг, в том числе потребительский. В большинстве западных стран арендная модель ведения бизнеса получила широкое распространение. Например, в Германии на арендные сделки с автотранспортом приходится около 25% автолизинга, в США — около 35%, в Италии половина сделок с автомобилями классифицируются как арендные. В России же на оперлизинг в автосегменте приходится всего 1,5% сделок. Тем не менее среди участников рынка распространено мнение, что именно развитие операционного лизинга и дополнительных сервисов будет драйвером для дальнейшего роста отрасли. «В ближайшие годы операционным лизингом заинтересуются сперва международные компании, затем крупные российские, а после услугой начнут пользоваться представители малого и среднего бизнеса. Подобный сценарий можно было наблюдать на Западе, и есть все шансы, что у нас в стране будет такая же схема развития», — отмечает Александр Михайлов.

См. инфографику по теме автолизинга

Лизинг высоких технологий

Структура российской экономики продолжает носить сырьевой характер при слабом производственном секторе, в том числе по причине низкой оснащенности производственных мощностей высокотехнологичным оборудованием. При этом модернизация крупных промышленных компаний и госкорпораций за счет обновления физически и морально устаревшего оборудования интересна не только клиентам и производителям, но и государству. Так, возможность использования современного оборудования с более высоким КПД способна значительно снизить операционные издержки и повысить производительность в экономике. Основным инструментом обновления производственного оборудования мог бы стать лизинг.

Объемы лизинга с технологичным оборудованием наиболее точно отражают текущую ситуацию и динамику развития в производственном секторе экономики. По итогам девяти месяцев 2017 года объем нового бизнеса высокотехнологичного оборудования составил около 34 млрд рублей, или всего 4,8% от лизингового рынка. К высокотехнологичному оборудованию RAEX относит машиностроительное, телекоммуникационное, фармацевтическое и медицинское оборудование, а также энергетическое оборудование и оборудование для нефте- и газодобычи и переработки.

В ходе исследования рынка лизинга по итогам девяти месяцев 2017 года респондентам было предложено отметить ключевые стоп-факторы, ограничивающие развитие лизинга высокотехнологичного оборудования в России. Каждый второй участник опроса отметил, что ключевым стоп-фактором выступает низкая ликвидность узкоспециализированного оборудования, что является существенной проблемой при реализации изъятого оборудования. Четверть опрошенных указывают, что отечественное высокотехнологичное оборудование практически отсутствует, а импортное существенно подорожало вследствие роста курса иностранных валют, что привело к снижению спроса на данный вид имущества. Более того, далеко не все лизингодатели готовы работать в этом сегменте. «Это довольно узкоспециализированные проекты, высокорискованные, в том числе с позиции развития технологий и их скорости. Поэтому на это нужно иметь довольно сильные компетенции с одной стороны и понятных заемщиков — с другой», — подтверждает Кирилл Царев.

Отвечая на вопрос, какие меры способны стимулировать развитие высокотехнологичного лизинга, 69% лизингодателей высказали мнение, что поддержать лизинг в этом сегменте могли бы государственные программы субсидирования, аналогичные льготному автолизингу. Около 14% участников опроса отмечают, что банки неохотно предоставляют кредитные ресурсы под залог неликвидного оборудования, таким образом, стимулом к развитию могли бы стать более доступные кредитные ресурсы. Около 7% уверены, что первичной является необходимость поддержки промышленного производства, а не стимулирование лизинга, поскольку спрос на лизинг технологичного оборудования является следствием развития производственного сектора.

См. инфографику по теме «Лизинг высоких технологий»

Прогноз развития рынка: триллион в лизинг

По данным Росстата, прирост инвестиций в основной капитал в январе — июне 2017-го составил 4,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. За девять месяцев индекс промышленного производства вырос на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Валовый внутренний продукт в первом полугодии 2017-го продемонстрировал рост на 6,5% относительно показателя первой половины 2016 года. Увеличение основных показателей, характеризующих состояние российской экономики, свидетельствует о ее выходе из кризисной фазы, что способствует дальнейшему росту рынка лизинга.

Согласно предыдущему прогнозу RAEX, прирост нового бизнеса по итогам 2017 года должен был составить около 15—18% и, как следствие, абсолютный объем рынка достигнуть 850—875 млрд рублей. Однако, принимая в расчет рост рынка за девять месяцев на 58%, до 710 млрд рублей, агентство пересмотрело данный прогноз в сторону увеличения и полагает, что IV квартал будет еще более результативным с точки зрения объемов нового бизнеса. Поскольку именно в конце года заключаются наиболее крупные сделки, проработка которых велась в течение года, RAEX ожидает, что IV квартал обеспечит 33—35% совокупного объема нового бизнеса в 2017-м. Таким образом, в последние три месяца года в лизинг/аренду будет передано имущества на сумму не менее 350 млрд рублей, что позволит рынку превысить рубеж в 1 трлн рублей и достигнуть нового максимума.

Реализация прогноза наиболее вероятна при заключении крупных сделок с дорогостоящей техникой в авиа- и ж/д сегментах, а также при росте объемов автолизинга благодаря действию государственных программ поддержки. По итогам года RAEX прогнозирует прирост сегмента грузового и легкового автотранспорта на 80% и 35% соответственно. Объем авиализинга за 2017-й вырастет на 30%, а наиболее динамичным сегментом по итогам года станет лизинг железнодорожной техники (плюс 120%). В настоящее время в ж/д сегменте по отдельным видам подвижного состава наблюдается дефицит. «Рост будет продолжаться в тех секторах, где по-прежнему остро ощущается дефицит подвижного состава, в том числе хопперы-зерновозы, фитинговые платформы, платформы для перевозки леса, спеццистерны», — комментирует Владимир Добровольский. Прогноз RAEX основан на ожиданиях дальнейшего снижения ключевой ставки Банка России до уровня 7,5—8% до конца 2017 года, а также инфляции не выше 3,5—4%.

В 2018 году, по мнению агентства, позитивная динамика развития рынка продолжится, однако темпы прироста лизингового бизнеса замедлятся и будут находиться на уровне 15—20%, в результате за 2018-й объем нового бизнеса составит 1,2—1,3 трлн рублей. Несмотря на стабилизацию макроэкономических показателей и восстановление экономики, в следующем году лизингодатели сконцентрируются не на экспансии и выходе в новые для себя сегменты, а продолжат повышать свою эффективность за счет развития существующих продуктовых предложений и совершенствования внутренних бизнес-процессов. Кроме того, в 2018 году начнут вступать в силу первые регулятивные требования: включение в реестр лизинговых компаний, поддержание капитала выше минимально допустимого уровня, а также соответствие систем внутреннего контроля, корпоративного управления и управления рисками стандартам СРО.

На сайте RAEX опубликованы также рэнкинг лизинговых компаний России по итогам девяти месяцев 2017 года и интервью с партнерами исследования (генеральным директором ПАО «ТрансФин-М» Дмитрием Зотовым, генеральным директором ГК «Балтийский Лизинг» Дмитрием Корчаговым, заместителем генерального директора по работе с клиентами ПАО «ГТЛК» Владимиром Добровольским, генеральным директором ООО «МКБ-Лизинг» Александром Кожевниковым, генеральным директором АО «Сбербанк Лизинг» Кириллом Царевым, управляющим директором компании «Хомнет Лизинг» Дмитрием Курдомоновым, генеральным директором лизинговой компании «Европлан» Александром Михайловым). Кроме того, доступны для скачивания отдельные рэнкинги лизингодателей по отраслям, регионам, клиентским сегментам, а также рэнкинг игроков по объему нового бизнеса в оперативном лизинге.

Материалы RAEX