Сезонное обострение, или Шопинг не допинг
Россияне не стали транжирами на новогодних каникулах. Это просто усталость от кризиса
Фото: Fotolia/ivanko80

В новогодние праздники россияне оставили в магазинах примерно 1 трлн рублей. Около 7 млн человек занимались шопингом в новогоднюю ночь. Среди вещей, на которые вырос спрос, шубы и ювелирные изделия. Действительно ли россияне вновь хотят тратить, а не копить?

В новогодние праздники россияне потратили на покупки порядка 920 млрд рублей, из них траты на онлайн-шопинг составили около 23 млрд рублей. Такие данные приводит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).

Число покупок еды в Интернете на каникулах выросло на 200%

Во время походов по магазинам в праздники потребители чаще всего покупали товары в категориях «бытовая техника и электроника», «ювелирные украшения» и «верхняя одежда». Эксперты ассоциации отмечают рост популярности товаров ценовой категории выше средней и связывают это с распродажами. Кроме того, большинство работающих россиян получили к Новому году премии и бонусы, которые готовы были потратить на крупные покупки и подарки близким.

В Интернете, как отмечают в АКИТ, чаще всего люди заказывали продукты питания и готовую еду. В этой категории объем покупок вырос по сравнению со среднемесячным значением на 200% и на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, в Интернете активно покупали электронику и аксессуары (смартфоны, «умные» часы, наушники), рост составил 7% по сравнению со среднемесячным значением в 2017 году и 20% по отношению к аналогичному периоду 2016 года. Покупки товаров для дома и мебели выросли на 23% по сравнению со среднемесячным значением в 2017-м и на 10% по отношению к аналогичному периоду 2016 года.

Примечательно, что в период 1—8 января 2018 года доля онлайн-ретейла по отношению к традиционной рознице снизилась с 3,5% до 2,5%. У потребителей появилось свободное время, что позволило им спокойно выбирать товары в Интернете, а покупки совершать в физических магазинах.

Шопинг не прекращался даже в новогоднюю ночь. По данным АКИТ, в ночь с 31-го на 1-е в Интернете совершили покупки порядка 7 млн человек. Интересно, что в это время отмечался всплеск спроса на ювелирные украшения и шубы.

«Мы заметили, что спрос на онлайн-покупки в период новогодних каникул в нашей стране оказался выше, чем в прошлом году. Такая ситуация сложилась в первую очередь благодаря неблагоприятным погодным условиям в Москве и Санкт-Петербурге — основных центрах онлайн-коммерции. Потребители чаще выбирали товары онлайн, а затем совершали покупки в офлайн-точках, прогуливаясь в торговых центрах. Интересной тенденцией, наблюдаемой нами, стала высокая доля заказов ювелирных украшений и шуб в начале января. Кроме того, интересно, что и процент отмененных заказов вырос в этот период и доходил до 30—35%, тогда как в обычное время он не превышает 10%. Значительно увеличилось и количество импульсных покупок дорогих товаров как онлайн, так и в традиционной рознице», — прокомментировал президент АКИТ Алексей Федоров.

Шопинг не прекращался даже в новогоднюю ночь. По данным АКИТ, в ночь с 31-го на 1-е в Интернете совершили покупки порядка 7 млн человек.

Больше всего денег тратили москвичи

В банке «Русский Стандарт» отметили, что в первые дни января 2018 года рост операций по картам по сравнению с аналогичным периодом 2017-го составил 12%.

По данным банка, в супермаркетах в среднем тратили 657 рублей, на АЗС — 1 089 рублей, в категории «кафе и фастфуд» средний чек составил 589 рублей, «магазины одежды» — 4 507 рублей.

В этот период держатели карт путешествовали, судя по количеству операций по картам, в такие страны, как Белоруссия, Финляндия, Франция, Польша, Германия. Самыми популярными сегментами для новогодних трат за рубежом стали «размещение в отелях», «рестораны», «магазины одежды», «супермаркеты» и «сувенирные магазины».

В России самое большое количество операций по картам было отмечено в следующих городах: Москве (средний чек операции по карте — 1 564 рубля), Санкт-Петербурге (1 276 рублей), Казани (992 рубля), Екатеринбурге (1 006 рублей), Новосибирске (1 068 рублей).

Больше всего новогодних трат (по количеству операций) россияне совершили по классическим картам — 98,8%. Средний чек по классическим картам в период с 1 по 8 января 2018 года составил 1 001 рубль, по премиальным — 6 206 рублей.

Аналитики банка «Русский Стандарт» также рассмотрели статистику запросов по потребительским кредитам перед Новым годом. В преддверии праздников банк наблюдал всплеск запросов на кредиты наличными. Так, в декабре 2017-го спрос вырос на 8% по сравнению с ноябрем и на 10% по сравнению с октябрем. «В предновогодние дни клиенты занимают на отдых, ремонт и подарки, среди которых чаще всего называются техника для дома, ювелирные украшения и шубы из натурального меха. Средняя сумма такого предновогоднего кредита — 107 тысяч рублей», — рассказали в пресс-службе банка.

В праздники мы много читали и путешествовали

В новогодние каникулы россияне читали книги и путешествовали. К такому выводу пришли аналитики «Яндекс.Денег», изучив траты пользователей в начале января.

По информации «Яндекс.Денег», в минувшие праздники на книги люди тратили больше, чем, например, на традиционное для этого периода развлечение — кино. Так, средний чек любителей почитать составил 2 185 рублей, киноманов — 680 рублей. Те, кто в каникулы решил попутешествовать, предпочитали делать это по воздуху. В начале января по сравнению с таким же периодом 2017 года количество покупок билетов на самолеты выросло примерно на 10%. На поезда оно, наоборот, уменьшилось на 7%. В первом случае средний чек составил 9 175 рублей, во втором — 1 962 рубля.

В каникулы многие отдыхали от шопинга, заранее купив все нужное для праздника. В начале этого января по сравнению с концом декабря 2017 года выросло только количество покупок одежды, обуви и аксессуаров (на 30%), а также интимных товаров (на 18%). В других товарных категориях число заказов уменьшилось — например, продажи косметики и парфюмерии упали более чем на 15%.

Несмотря на закономерное снижение продаж по сравнению с декабрем, год к году покупок стало больше. Так, количество платежей за ту же косметику и парфюмерию увеличилось в 3 раза по сравнению с январем 2017-го, средний чек — 2 710 рублей. Количество заказов сувениров выросло в 5 раз, а средний чек увеличился примерно в 1,5 раза — до 2 254 рублей. Детских игрушек россияне купили в 4,5 раза больше и в среднем за раз тратили на них 4 486 рублей. Выросли и продажи бытовой техники — в 8 раз, средний чек составил 3 167 рублей.

Средний платеж за продукты в эти новогодние праздники составил 2 200 рублей. За бакалею люди платили в среднем за раз 564 рубля, в булочных — 287 рублей, в кондитерских — 300 рублей, в молочных и мясных отделах — 490 и 546 рублей соответственно.

Россияне устали от кризиса

Эксперты считают, что рост новогодних расходов не означает оживления экономического спроса, и связывают праздничную расточительность с усталостью от кризиса.

«Новогодние праздники традиционно в нашей стране в течение многих лет широко отмечаются, и затраты населения в этот период, как правило, выше. Но в последние годы экономического кризиса, начиная с 2014-го, большинство граждан старались как можно сильнее сократить свои расходы, создав таким образом эффект «низкой базы затрат». Кроме того, необходимо учитывать еще один психологический фактор — усталость россиян от кризиса. В условиях снижения уровня жизни людям крайне нужны позитивные эмоции. Они часто связаны с приобретением каких-то вещей, которые выходят за рамки строгой необходимости, что приводит к дополнительным расходам», — поясняет руководитель стратегических проектов CAF Group Валентин Островский. Говорить о каком-то стабильном росте потребительских расходов на примере новогодних трат россиян пока не приходится, как и о каком-либо значимом оживлении экономики. «Скорее, можно говорить об изменении мнения наших сограждан относительно прогнозов на будущее в пользу более оптимистичных настроений и некотором ослаблении режима жесткой экономии», — говорит эксперт.

Увеличение трат населения на 7% в первые дни 2018 года не отражает реальной ситуации с ростом экономики, которая показывает куда более скромные результаты.

Люди потратили больше, потому что выросли цены, обращает внимание аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. «Полагаю, что рост новогодних трат на 7% вполне укладывается в рамки наблюдаемой инфляции, которая, в отличие от официальной, скорее всего, составила около 10% за год. То есть люди потратили больше, потому что выросли цены на основные группы товаров. Хотя, если смотреть внимательнее, под Новый год многие покупают гаджеты и другую электронику себе или в подарок, а как раз эта группа товаров дешевеет за счет укрепляющегося курса рубля», — отмечает Яковенко.

Тенденции в экономике свидетельствуют о том, что намечается спад потребительской активности, считает начальник отдела брокерских операций РосЕвроБанка Евгений Волков. «Основываясь на данных показателях, сложно сделать прогноз на рост потребительских расходов. Многие тенденции в экономике говорят об обратном — намечается спад потребительских расходов россиян. Приведенные цифры показывают сезонное праздничное увеличение расходов. Увеличение суммы общих расходов на 7% говорит не столько об увеличении количества покупок, сколько о локальном росте цен на товары и услуги в новогодние каникулы. Ведь конец декабря и начало января традиционно считаются самыми прибыльными месяцами для торговли», — рассуждает он.

Основываясь на данных показателях, сложно сделать прогноз на рост потребительских расходов. Многие тенденции в экономике говорят об обратном — намечается спад потребительских расходов россиян.

По мнению Кирилла Яковенко, в этом году многое будет зависеть от исхода президентских выборов: если сохранится преемственность власти, то потребительские расходы россиян могут в 2018 году вырасти еще на 10—12%. «В воздухе витает ощущение стабильности экономического курса, высоких цен на нефть. Экономическим ростом это сложно назвать. Это скорее просто рост расходов из дополнительных, сырьевых доходов страны. Для экономического роста нужны реформы, экономические и социальные, ослабление давления на малый и средний бизнес, восстановление социальных лифтов. Но это не ключевые темы для текущей политической повестки», — заключает Яковенко.

Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru