​Выше вышки: нас ждет рост цен на услуги связи
Интернет и мобильная связь в России вскоре могут существенно подорожать
Фото: коллаж Banki.ru

Новость о том, что крупнейший провайдер «Ростелеком» поднимает цены на домашний Интернет, всколыхнула рынок. Люди давно ждали повышения цен, но вдруг страхи стали реальностью. Банки.ру спросил экспертов и участников рынка, что будет с ценами на услуги связи дальше.

Товар первой необходимости

Интернет уже давно стал для миллионов россиян товаром первой необходимости: в смартфоне и планшете — мобильный Интернет, в кафе и ресторанах — общественный Wi-Fi, дома — проводной Интернет с хорошей скоростью. И если какой-то из элементов этой цепи вдруг перестает работать, то мы начинаем чувствовать себя крайне неуютно. Практически «голыми» и беспомощными. Зачастую мы даже не задумываемся о том, чтобы отказаться от какой-то из этих услуг, и привычно платим по тарифам. Но когда тарифы растут, это бьет и по карману, и по настроению. Вроде и доля в бюджете не очень большая, но платежи постоянные, и от этого еще обиднее. А в ситуации, когда реальные доходы населения падают, люди реагируют на любые новости о повышении тарифов на Интернет болезненно.

Не первая ласточка

Понятно, почему новость о повышении тарифов «Ростелекомом» так возмутила общественность — все же крупнейший провайдер, причем для многих отдаленных уголков страны практически безальтернативный. Но «Ростелеком» в этой волне роста тарифов стал не первым. И, похоже, не последним.

«Ростелеком» повышает в ряде регионов тарифы на архивных планах на 5—7%. При этом «Ростелеком» не первая компания, которая пошла на повышение цен, до этого тарифы повысил «ЭР-Телеком» (работает под брендом «Дом.ру»)», — утверждает генеральный директор агентства TelecomDaily Денис Кусков.

Действительно, «ЭР-Телеком» начал повышение цен в июне этого года. За месяц до вступления в силу нашумевшего «пакета Яровой». Совпадение? Не думаем.

Курс доллара, «пакет Яровой» и прочие неприятности

В «Ростелекоме» так прокомментировали новость о повышении тарифов: «Наша компания проводит гибкую тарифную политику, которая неизбежно зависит от общеэкономических факторов. Индексация тарифов проводится в исключительных случаях и касается архивных тарифных планов (это предусмотрено правилами оказания услуг и договором с абонентами)».

Что это за общеэкономические факторы? Давайте разбираться.

Прежде всего это «пакет Яровой», для исполнения требований которого операторам и провайдерам приходится существенно потратиться. Суммы, которые участники рынка заложили на исполнение требований закона, выглядят внушительно. Например, «МегаФон» оценил затраты в 40 млрд рублей в течение пяти лет, «ВымпелКом» (оператор «Билайн») — в 45 млрд рублей, МТС — в 60 млрд рублей на тот же срок. Где операторам брать такие деньги? Правильно, с абонентов!

Вторым фактором, вынуждающим телеком-компании повышать цены, становится рост стоимости основных валют. Тут все просто: операторы покупают контент и оборудование за границей, следовательно, ослабление рубля приводит к росту затрат. Эти траты тоже нужно как-то компенсировать.

Третьим фактором, который влияет на цены на услуги операторов, становится грядущее повышение НДС до 20% с 1 января 2019 года, которое закономерно приведет к росту себестоимости услуг. И операторы готовятся к этому уже сейчас.

Все эти факторы в сумме могут привести к постепенному росту цен на операторские услуги.

TelecomDaily сейчас проводит федеральный опрос операторов связи на предмет текущего положения бизнеса и возможного повышения цен. Согласно предварительным данным, более 90% операторов повысят цены.

Роста цен не избежать?

Что же будет с ценами на связь? Ждать ли нам роста цен на услуги операторов и провайдеров? Мы задали этот вопрос экспертам рынка и самим провайдерам.

«Мы постоянно расширяем наши пакетные предложения для клиентов, в которые входит не только Интернет, при этом стараемся закрыть неактуальные архивные тарифные планы. Специально повышение не планируем», — говорит директор по развитию бизнеса провайдера NETBYNET Андрей Егоров.

Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин напоминает: «С начала кризиса 2014 года реальные доходы населения упали почти на 10% даже с учетом недавнего небольшого роста. Снижение доходов вынуждает домохозяйства экономить на всех основных расходах, в том числе на услугах связи. В сентябре 2017 года, согласно статистике, услуга «Абонентская плата за доступ к сети Интернет» подешевела на 0,14% год к году. Однако в сентябре 2018-го рост составил 0,3% год к году».

По мнению Нигматуллина, операторы используют как предлог для повышения цен расходы на «закон Яровой». Скорее всего, если не вмешается ФАС, в ближайшие кварталы мы можем увидеть дальнейший рост цен, особенно у компаний, занимающих большую долю рынка.

Денис Кусков настроен более пессимистично и считает, что в ближайшее время вслед за «Ростелекомом» будут повышать цены и другие провайдеры: «В течение периода с декабря 2018-го по февраль 2019 года повышение тарифов будет и у других компаний. TelecomDaily сейчас проводит федеральный опрос операторов связи на предмет текущего положения бизнеса и возможного повышения цен. Согласно предварительным данным, более 90% операторов повысят цены».

Итак, скорее всего, в ближайшее время нам придется столкнуться с постепенным повышением цен на услуги связи. И затронет это, к сожалению, не только домашний Интернет, но и другие телеком-продукты: мобильную связь и мобильный Интернет, телевидение. Хотя текущее повышение цен «Ростелекома» (в среднем 20—30 рублей с абонента) не кажется большим, тенденция намечается не очень приятная. Если людям придется переплачивать и за мобильную связь, и за проводной Интернет, они могут встать перед выбором, что им важнее. И велика вероятность, что потребители предпочтут мобильную связь с мобильным Интернетом, отказавшись от услуг фиксированной связи. Хотя здесь многое будет зависеть от финансового положения абонентов и масштабов роста цен.

Антонина САМСОНОВА, Banki.ru