Если с банком случается неприятность в виде отзыва лицензии, вкладчики могут не беспокоиться — они получат страховое возмещение. Заемщикам также будет предоставлена возможность исправно погашать свои кредиты. Тем же, кто снимает в банке сейфовую ячейку, стоит быть внимательными и оперативно забрать свои ценности. Да и вообще лучше не забывать о том, что у тебя в каком-либо банке арендован сейф.
Как правило, срок аренды сейфовой ячейки составляет от одних суток до нескольких лет. Практически во всех банках арендная плата за весь срок взимается в момент заключения договора. Казалось бы, ничего особенного: заплатил и можешь не беспокоиться. Главное — не забыть вовремя наведаться в депозитарий и изъять свои ценности.
Однако может случиться так, что у кредитной организации отзовут лицензию. Многие рядовые клиенты узнают о таких событиях из новостей. И если вкладчиков сразу берет под свою опеку Агентство по страхованию вкладов (АСВ), а заемщиков — временная администрация, то арендаторам сейфовых ячеек придется защищать свои интересы самим.
Самое простое, что можно сделать в такой ситуации, — это взять ценности из ячейки и разместить их в депозитарии другого банка. «Обычно проблем с этим не бывает, — говорит начальник юридического управления СДМ-Банка Александр Голубев. — Согласно договору аренды, банк обязуется обеспечить арендатору свободный доступ к ячейке в рабочие часы. И даже если у банка отозвали лицензию, он не прекратил существовать как юридическое лицо. Соответственно, его обязанности по данному договору сохраняются». Голубев добавляет, что законодательство защищает арендатора от всех третьих лиц включая собственника ячейки.
Но может статься, что арендатора встретят запертые двери отделения. И это вполне реальная ситуация. «Такое может случиться, если в банк пришла временная администрация, которая закрыла отделение не с целью не пустить туда клиентов, а, например, чтобы провести масштабную перепись имущества, ревизию, — отмечает Голубев. — Так что, скорее всего, это временные меры».
Голубев рекомендует арендаторам, столкнувшимся с закрытыми дверями отделения, узнать, кто возглавляет временную администрацию (портал Банки.ру уже писал о том, что информацией о временной администрации в банках с отозванными лицензиями располагают в АСВ) и написать заявление. В нем необходимо указать, что в соответствии с договором клиент имеет право беспрепятственного доступа к ячейке, и попросить обеспечить этот доступ. Стоит приложить к заявлению копию договора аренды и направить эти документы главе временной администрации.
Что касается сроков, в течение которых должно рассматриваться такое заявление, то они четко не прописаны. «Я думаю, здесь нужно исходить из неких разумных сроков, — подчеркивает Голубев. — Скажем, если временная администрация сошлется на проведение инвентаризации и попросит подождать пять рабочих дней, то это вполне разумно. Но срок пять месяцев уже трудно назвать разумным, и тогда арендатору следует обращаться в суд».
А вот рассчитывать на возврат арендной платы, если ценности из ячейки пришлось изъять раньше времени, не стоит. «Если ячейка арендовалась под сделку купли-продажи недвижимости, продавец может забрать денежные средства лишь тогда, когда будут соблюдены все ее условия, — указывает глава юруправления СДМ-Банка. — В случае же если ячейка арендовалась для хранения ценностей, все еще проще. Даже если ценности пришлось забрать раньше срока, это не ограничит право арендатора продолжать пользоваться данной ячейкой в течение срока действия договора».
Отзыв лицензии — не единственная причина, по которой не стоит расслабляться и забывать об арендованном сейфе. Например, банк может перенести отделение с депозитарием по другому адресу. И, соответственно, он уже сам заинтересован в том, чтобы клиенты помнили о своих ценностях. «В моей практике был такой случай, когда объединялись два банка, — вспоминает Голубев. — Тогда заблаговременно, за несколько месяцев клиентам были разосланы уведомления с просьбой прийти в отделение, закрыть свои счета и забрать ценности из банка. В таком случае банку, конечно, придется компенсировать клиентам стоимость аренды — либо частично, либо полностью».
По словам юриста, обычно проблем с уведомлением клиентов не возникает. «Переезд офиса — это процесс небыстрый, и если клиенты арендуют ячейки под сделку купли-продажи на короткий срок, то с какого-то момента, готовясь к переезду, банк просто не будет заключать новые договоры, — объясняет он. — Если же сейфы были арендованы на длительный срок, таким клиентам как раз и направляются уведомления».
О своих арендованных сейфах лучше не забывать. При определенной просрочке, установленной банком и указанной в договоре, кредитная организация вправе вскрыть сейф в присутствии специальной комиссии. При вскрытии составляются акт и опись вложения. После этого ценности, изъятые из ячейки, передаются на ответственное хранение в хранилище банка, а наличные деньги зачисляются на соответствующий счет. Если в течение последующего месяца разыскать арендатора не удается, банк получает право удовлетворить свои требования (арендная плата, штрафы и пр.) за счет этих самых ценностей.
Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru