ЦБ взялся за эквайринг

Дата публикации: 29.05.2012 00:05
20 493
Время прочтения: 4 минуты

Банк России проверит, действительно ли уровень банковских комиссий за эквайринг так высок, как о нем говорят торгово-сервисные предприятия, не желающие принимать карты к оплате. Как стало известно порталу Банки.ру, с этой целью регулятор разослал в кредитные организации письма с просьбой предоставить данные о размере таких комиссий. Банкиры опасаются, что за этим последуют меры по ограничению стоимости эквайринга.

В мае ряд крупных банков получили письмо от Банка России (есть в распоряжении Банки.ру), в котором он просит сообщить информацию о среднем размере комиссий, взимаемых с торговых предприятий. Также ЦБ запросил у банков мнение «в отношении факторов, сдерживающих рост количества и объема платежей, совершаемых с использованием платежных карт, и относит ли организация (банк) действующие тарифы на торговый эквайринг, размеры межбанковской комиссии и комиссии, уплачиваемой банком-эквайером платежной системе, также к сдерживающим факторам».

Данный запрос ЦБ направил по поручению Министерства финансов. Как рассказал порталу Банки.ру источник в ЦБ, полученную информацию регулятор обобщит и представит на очередном заседании рабочей группы по стимулированию безналичных расчетов при Минфине. «Данные будут проанализированы с привлечением антимонопольных органов, — продолжает источник. — Но пока речи о том, чтобы заставить банки снизить комиссии, не идет, в министерстве хотят посмотреть, как этот рынок функционирует».

Величина платы за эквайринг вызывает немало нареканий со стороны торговых предприятий, проводящих только наличные расчеты и отказывающихся принимать карты в оплату. В первую очередь безналичными расчетами пренебрегают торговцы, работающие с низкой маржей, например автосалоны.

В среднем комиссия за эквайринг в зависимости от типа карты колеблется от 1% до 2,5%. «Размер комиссий здравый», — уверен начальник управления сети самообслуживания ВТБ 24 Алексей Дегтярев.

«Комиссии у российских банков рыночные, межбанковские ставки в рамках платежных систем только-только подтянулись к уровню западных стран», — считает предправления банка «Авангард» Валерий Торхов.

Банкам выгоден не столько эквайринг, сколько возможность присутствовать в тех или иных сетях. Некоторые кредитные организации, пользуясь доступом к клиентуре магазинов, предлагают там потребительские кредиты. Как отмечает зампред банка «Возрождение» Марк Нахманович, эквайринг сейчас зачастую убыточен для банков.

«Большую часть комиссии — 1,4—2% в зависимости от типа карт — кредитная организация отдает международной платежной системе и банку-эмитенту и только 0,2—0,3% оставляет себе», — добавляет директор департамента розничных продуктов и разработок Промсвязьбанка Иван Пятков.

Банкиры опасаются, что в качестве меры по стимулированию безналичных расчетов государство может заставить кредитные организации снизить плату за эквайринг. «Хотелось бы избежать попыток манипулирования комиссиями за эквайринг. Это опасно, так как бизнес — это не только эквайринг, но и эмиссия: все взаимосвязано», — считает Торхов.

«Поскольку это межбанковская комиссия, если банки заставят ее снизить, то банкам-эмитентам не так интересно будет выпускать различные кобрендовые карты с такими сервисами, как начисление миль, бонусов и так далее», — отмечает Алексей Дегтярев.

По его мнению, ограничивать комиссии не стоит, но можно подумать над тем, чтобы платежные системы, как и в других странах, устанавливали зависимость размера комиссий не только от типа карт, но и от типа торговой точки. «Тогда для небольших предприятий плата за эквайринг будет ниже», — уверен он.

Кроме того, в кредитных организациях считают, что торговцы не переходят на безналичные расчеты по другим причинам. «Главная причина — нежелание выводить на свет свои денежные потоки, и здесь уже немало вопросов к налоговому администрированию», — заключает Марк Нахманович.

В свое оправдание торговцы говорят, что принимать карты невыгодно только компаниям, работающим с низкой маржей. «Маржа автодилера составляет всего 5—8%, если она ниже 4,5%, то компания уже в убытке, — говорит независимый эксперт по автомобильному рынку, бывший член правления компании «Автомир» Сергей Алексейчук. — У торговцев одеждой и едой маржа составляет несколько десятков процентов, для них 1—2% комиссии эквайеру не ощутимы, и они сейчас активно переходят на карты».

Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме