Пальцы веером

Дата публикации: 27.05.2013 08:00
8 300
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Banki.ru

Лето Банк (входит в группу ВТБ) «пилотирует» технологию идентификации клиентов на основе биометрических данных — по отпечаткам пальцев. Пока — на этапе приема заявок. Эффект от эксперимента руководство банка оценит через пару месяцев. Если «пилот» будет признан успешным, такая методика распознавания личности может быть применена также для операций в банкоматах.

Технологии, основанные на биометрии, а именно идентификации клиентов по отпечатку пальца, Лето Банк начал тестировать в апреле в десяти городах своего присутствия. «Пилот» продлится еще пару месяцев, и тогда руководство кредитной организации сделает выводы, имеет ли смысл активно внедрять эту технологию, которая пока применяется на этапе приема заявок.

Как сообщил первый заместитель президента — председателя правления Лето Банка Георгий Горшков на круглом столе, организованном порталом Банки.ру, необычный для России эксперимент поможет выяснить, насколько эффективным в плане быстроты окажется такой способ идентификации клиента, каким к нему будет отношение потребителей и поможет ли он в борьбе с мошенничеством.

«Эта технология используется для получения и обработки кредитных заявок, она основана на системе сбора, сохранения и использования в банковских процессах отпечатков пальцев клиентов, — объяснил Горшков. — Применение подобных технологий направлено не только на снижение рисков самого банка, но и в первую очередь на обеспечение клиентов современным качественным сервисом».

Лето Банк, если его руководство в результате анализа признает результаты эксперимента успешными, внедрит «биометрию» во всех своих офисах. А затем может пойти еще дальше — оснастить такой технологией банкоматы. Это предполагает, что клиенту не нужно будет вводить в устройство карту. Для снятия наличных и осуществления других операций (кредитная организация, по словам Горшкова, намерена развивать также терминальную сеть) потребуется лишь скан отпечатка пальца.

Участники рынка, правда, сомневаются, что такое новшество получит в России широкое распространение. У некоторых участников есть мнение, что «биометрия», тем более при идентификации личности в банкоматах, себя не оправдает с экономической точки зрения, а ее надежность и популярность среди держателей карт ставится под сомнение и за границей.

«В одной из азиатских стран несколько лет назад Citi пытался внедрить идентификацию клиентов по радужной оболочке глаза. Но она не получила широкого распространения, в частности из-за того, что плохо воспринималась клиентами, — рассказал член совета директоров, руководитель дирекции по работе с частными лицами Ситибанка в России Михаил Бернер. — Банк от нее в итоге отказался и больше подобных экспериментов не проводил. В том числе и потому, что затраты на подобные системы, в частности на оборудование, неоправданны по сравнению со стандартными способами идентификации».

Директор дирекции развития продуктов ОТП Банка Дмитрий Сапронов считает, что наш рынок пока не готов к массовому распространению такой технологии. При этом он отмечает: «Идея сама по себе здравая — система идентификации людей по отпечаткам пальцев, как известно, с давних пор используется в криминалистике».

Директор департамента карточного бизнеса и дистанционного обслуживания ЮниКредит Банка Александр Вишняков не видит смысла во внедрении системы идентификации клиентов по опечаткам пальцев. «Мы не считаем нужным вводить подобные услуги», — подчеркнул он. Вишняков уверен, что оснащение карты одновременно чипом и ПИН-кодом — это самый надежный, проверенный и уникальный на сегодня способ идентификации клиента и защиты пластика от мошенничества.

Хотя начинять банкомат разнообразными системами идентификации, например по радужной оболочке глаза, или использовать QR-код (двухмерный штрихкод), на взгляд Вишнякова, тоже рационально, тем более что у всех банков, по сути, есть такие возможности. «Банкомат — это почти как большой компьютер», — уточнил он.

Однако, по мнению Сапронова, система биометрической идентификации не может работать локально, лишь в отдельно взятом банке. «Должна быть разработана соответствующая федеральная программа, создана инфраструктура, сформирована единая база данных для хранения отпечатков пальцев. Необходимо также решить вопросы юридического характера, поскольку в законодательстве четко не регламентировано, что банки могут идентифицировать клиентов биометрическим способом», — аргументировал он.

С Сапроновым согласен руководитель блока продаж и развития бизнеса сети Юниаструм Банка Егор Шкерин. «Вопрос идентификации клиентов для банков стоит ребром, потому что сейчас очень часто подделываются паспорта и другие документы. Идентификация по отпечаткам пальцев — хорошая технология, но весьма затратная. Поэтому банки, которые активно развивают розничное кредитование, пока ее активно не используют», — комментирует Шкерин.

Самое сложное, по его мнению, — это технологическая готовность обеспечивать быстрое принятие решений на основе такой технологии. «Единой базы отпечатков пальцев нет, а те базы, что есть, не доступны в открытом формате. А это необходимо обеспечить», — рассуждает Шкерин.

По его оценке, рациональное решение есть. «Прогресс в отношении предотвращения мошенничества не стоит на месте. Уже существуют механизмы, которые предлагают бюро кредитных историй «Эквифакс Кредит Сервисиз» и Объединенное кредитное бюро. Они аккумулируют данные о мошенниках, которые подключены к указанным БКИ. И если в эти базы включить «биометрическую» информацию, тогда вопрос может быть решен», — говорит Шкерин.

А это в ближайшее время может стать еще актуальнее, поскольку в прошлом году, например, Сбербанк планировал установить терминалы с функцией идентификации клиентов по отпечатку пальца и провести соответствующие тесты в Сочи.

Юлия ПОЛЯКОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме