Дайте слово
Фото: novosti-n.mk.ua

По информации Банки.ру, с ноября ВТБ 24 планирует запустить проект «Моя идея», позволяющий сотрудникам кредитной организации размещать собственные предложения по улучшению продуктовой линейки, бизнес-моделей и других аспектов деятельности банка. Участники рынка указывают, что количество подобных проектов растет из года в год и они, в свою очередь, готовы мотивировать сотрудников делиться идеями.

Согласно документации, которая имеется в распоряжении портала Банки.ру, ВТБ 24 решил создать своеобразную биржу идей для собственных сотрудников. На эти цели он готов потратить 16 млн рублей. На специальном портале сотрудники смогут поделиться мыслями об улучшении деятельности банка, а также прокомментировать и оценить чужие предложения. Более того, будет предусмотрена возможность накапливать баллы за определенные действия в системе «Моя идея» и конвертировать накопленные рейтинговые баллы в запросы на получение поощрений от банка в виде дополнительных дней отгулов, обучения и так далее.

В ВТБ 24 эту информацию подтвердили.

«Портал, который мы создаем, будет называться «Моя идея», — рассказывает заместитель директора департамента, начальник управления стандартов регламентации и документооборота ВТБ 24 Татьяна Свидунович. — Разнообразные биржи идей начали появляться в России с 2008 года. Рынок диктует, чтобы любая крупная компания с развитой внутренней корпоративной культурой имела канал, с помощью которого могли бы взаимодействовать ее сотрудники. Любой подобный проект, как правило, преследует две основные цели: обеспечить вовлеченность работников в жизнь банка и повысить эффективность банковских процессов за счет реализации новых идей, ведь сотрудники — это основной источник информации для банка относительно того, что не устраивает клиентов».

По словам Свидунович, банк не ждет от своих сотрудников прорывных и инновационных идей, потому что «мы все-таки финансовый институт, а не инновационная компания». От работников ВТБ 24 будет ожидать предложений по улучшению существующих бизнес-процессов и продуктовой линейки.

Как бы то ни было, в ВТБ 24 пока не намечают каких-то определенных результатов, однако приводят данные сторонних достижений. «Если мы возьмем западный опыт, то, например, в компании IBM считают, что 1,5% реализованных идей сотрудников от общего числа поступивших — это очень хороший показатель, — делится Татьяна Свидунович. — Насколько я знаю, в Сбербанке удавалось реализовать 12% от предложенных идей. В общемировой практике 0,5—1,5% считается хорошим уровнем даже для инновационной компании, по России эти цифры равняются 6—7%».

Не секрет, что подобные проекты уже существуют. Наверное, наиболее крупная биржа идей и для сотрудников, и для клиентов принадлежит Сбербанку. По некоторым данным, за четыре года кредитной организацией было получено около 100 тыс. предложений от сотрудников. В Альфа-Банке тоже существует свой банк идей. В среднем на 14—16 сотрудников подается одна идея. Принимается в работу не более 5—10% от поданных предложений, при этом реализуются примерно 2%. Сроки реализации идеи зависят от ее сложности.

Предложения могут подавать не только сотрудники. «У нас в банке существует проект «Воронка», объединяющий несколько процессов, которые позволяют нам собирать идеи и от сотрудников, и от клиентов. Причем эти идеи могут приходить к нам по разным каналам: через сайт, колл-центр, внутрикорпоративный портал и так далее, — говорит заместитель директора по операционным рискам, начальник отдела оптимизации процессов Пробизнесбанка Юлия Кузнецова. — Если речь идет об идеях клиентов, то процесс организован следующим образом. Специальный комьюнити-менеджер получает по одному из каналов предложение по развитию банка, одобряет или не одобряет его (например, «задвоенные» или некорректные предложения отсекаются) и передает идею во внутреннюю систему банка владельцу того или иного процесса (интернет-банк, розничное кредитование и тому подобное)».

По итогам проведенной работы оператор или персональный менеджер клиента сообщает ему, внедрена ли его идея. Кстати, чем больше клиентов просят реализовать какую-то идею, тем выше ее рейтинг, следовательно, вероятность, что в итоге она будет внедрена, возрастает. Чаще всего клиенты Пробизнесбанка предлагают снизить процентные ставки, ускорить процесс выдачи кредита или как-то улучшить интерфейс онлайн-банка.

Что касается процесса получения идей от сотрудников, то они могут внести свое предложение в специальную внутреннюю базу «Воронка» или оставить его на внутреннем портале. «В настоящее время мы внедряем общую корпоративную соцсеть, в которой наши сотрудники смогут общаться и предлагать свои идеи, комментировать и «лайкать» их, повышая таким образом их рейтинг, — добавляет Кузнецова. — Если эта соцсеть будет иметь успех, то мы вполне сможем реализовать подобную сеть и для клиентов».

С начала 2013 года через «Воронку» поступило 3 тыс. предложений от сотрудников и клиентов. За три года функционирования «Воронки» получено 6 тыс. идей, 70% из которых предложили сотрудники (хотя в ряде случаев они могли озвучивать идеи, высказанные клиентами). По статистике Пробизнесбанка, из всех предложений в итоге реализуется около 40%.

Специальная платформа для сотрудников есть и у Промсвязьбанка. «Мы планируем сделать эту платформу публичной и доступной для клиентов, но пока она видна только нашим сотрудникам, — объясняет вице-президент, директор по стратегическому развитию Промсвязьбанка Алексей Илющенко. — Данная платформа визуально представляет из себя сайт, на котором сотрудники могут предлагать, обсуждать и коллективно оценивать идеи. Клиенты могут делать предложения в специальной форме на нашем официальном сайте, а также через почту и колл-центр».

Промсвязьбанк получает от сотрудников и клиентов в среднем по 2—3 тыс. предложений в год. При этом реализуются десятки идей.

Как оказалось, разнообразные биржи идей — это реальная перспектива подняться на ступеньку выше по карьерной лестнице для работников кредитной организации. «Мы мотивируем своих сотрудников в большей степени нематериальными способами, — отмечает Юлия Кузнецова. — У человека, который вносит полезные предложения, тем более если они реализуются, больше шансов продвинуться по карьерной лестнице и заработать популярность во всей финансовой группе «Лайф».

Илющенко считает, что биржа идей ВТБ 24 и схожие проекты — это хороший инструмент для сотрудников поделиться своими идеями и быть услышанными. «Кроме того, некоторые банки дополнительно поощряют подобные проекты, — соглашается он. — Например, мы дарим сотрудникам материальные призы, если предложенные ими идеи реализуются».

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru