Классики эффективности
В условиях кризиса банки продолжают сражаться за эффективность своих отделений
Фото: Fotolia/Strezhnev Pavel

Банк «Ренессанс Кредит» рассчитал индекс классической розничной эффективности банковских отделений по итогам 2014 года. На этот раз отличились банк «Санкт-Петербург», ЮниКредит Банк и Московский Кредитный Банк.

Индекс классической розничной эффективности банковских отделений (ИНКРЭБО) ежегодно рассчитывается «Ренессанс Кредитом» для первых 50 банков по размеру совокупного розничного кредитного портфеля по данным 101-х форм ЦБ на начало года. Из них отбираются такие кредитные организации, у которых хотя бы 15% розничного кредитного портфеля составляют кредиты наличными (рассчитывалось по данным Frank Research Group на 1 января 2013 года) и у которых чистый портфель розничных кредитов сроком от одного года до трех лет, по данным 101-х форм банковской отчетности, составляет хотя бы 1 млрд рублей на эту же дату.

Для каждого из этих банков по данным 101-х форм отчетности рассчитаны совокупные выдачи розничных кредитов сроком от года до трех лет за анализируемый период, прирост портфеля срочных розничных депозитов за тот же период и количество отделений, по данным ЦБ на начало и конец анализируемого периода (без учета представительств, иностранных филиалов и операционных касс вне кассового узла).

В результате деления суммы выдач и прироста депозитов (принимались в учет только положительные значения) на среднее количество отделений получено значение индекса для каждого из отобранных банков.

На первом месте по эффективности управления банковскими отделениями по итогам 2014 года оказался банк «Санкт-Петербург» со значением индекса в 724,9 пункта. За прошедший год банку удалось подняться со второй позиции рэнкинга, где он пребывал с результатом в 545,5 пункта.

По словам заместителя председателя правления банка «Санкт-Петербург» Оксаны Сивокобильски, это удалось кредитной организации благодаря качественному подбору персонала, постоянному совершенствованию бизнес-процессов, переводу клиентов в электронную среду и фокусу на качественном сервисе.

«Серебро» и «бронза» рэнкинга достались ЮниКредит Банку и Московскому Кредитному Банку (632,4 и 568,8 пункта соответственно). Они и ранее были представлены в тройке лучших.

А вот дальше пятерка сильнейших претерпела существенные изменения – сюда пробились Ситибанк и МДМ Банк, в то время как по итогам 2013 года ее замыкали ВТБ 24 и Райффайзенбанк. Ситибанку удалось подняться с 13-го места на четвертое, «заработав» 294,9 пункта против 145,4 в 2013 году. МДМ Банк «взлетел» с 28-го на пятое место, повысив свой индекс с 52,5 до 257,3 пункта.

«Мы уделяем особое внимание повышению эффективности работы отделений и улучшению качества обслуживания. В прошлом году мы внедрили несколько новых программ и подходов, среди которых универсализация систем продаж розничного и корпоративного бизнеса в единую систему, ее перезапуск; введение целевого норматива для отделений в зависимости от нагрузки по трансакциям, универсализация сотрудников; введение новой логики планирования и мотивации сотрудников, ориентированной на доходность, — перечисляет заместитель председателя правления МДМ Банка Наталья Блатова. – Также мы универсализировали продуктовую линейку, ориентируясь на высокодоходные продукты, и оптимизировали сеть, закрыв нерентабельные отделения. Мы рады, что результат заметен, но на достигнутом останавливаться не собираемся».

В десятку наиболее эффективных управляющих банковскими отделениями по версии «Ренессанс Кредита» также вошли ВТБ 24 (его ИНКРЭБО равен 225,5 пункта), сам «РенКред» (202,1 пункта), Райффайзенбанк (181,6), Банк Москвы (181,5) и банк «Петрокоммерц» (167,1 пункта).

Из всех вышеперечисленных банков наиболее заметный рост за последний год показал именно «Петрокоммерц», переместившись с 30-го места на десятое и подняв свой индекс с 48,5 до 167,1 пункта.

«В 2014 году наш банк проводил активную работу по повышению уровня эффективности розничного бизнеса. В рамках программы банк закрыл порядка 20% подразделений с невысоким потенциалом выхода на целевые показатели результативности. Бизнес закрытых точек был в существенном объеме сохранен и переведен в высокоэффективные объекты сети, — комментирует заместитель председателя правления банка «Петрокоммерц» Иван Алексеев. — При этом в достаточно волатильных рыночных условиях банк сумел сохранить объем депозитного розничного портфеля, несколько увеличить кредитный розничный портфель, не утратив при этом его качества, и сохранить базу зарплатных клиентов. Именно это, на наш взгляд, стало основанием для аналитиков улучшить позиции нашего банка в рейтинге».

Существенное увеличение показал и НБ «Траст» — в 2013 году он был на 21-м месте (89,3 пункта), а в 2014-м — уже на 14-м (155,4 пункта). В пресс-службе кредитной организации отмечают, что рост эффективности ее банковских отделений связан с реализацией программы, направленной на повышение качества клиентского сервиса и уровня подготовки сотрудников. Речь идет об обучении, в том числе с использованием дистанционных технологий и института наставничества, мотивации персонала, а также многоуровневой системы оценки и контроля.

Как указывают в аналитическом департаменте «Ренессанс Кредита», если говорить о динамике в рэнкинге по годовым значениям, самые значительные изменения в основном связаны с усилением или ослаблением акцента на использование розничного фондирования. Банки, наиболее сильно поднявшиеся в рэнкинге по значениям ИНКРЭБО в 2014 году — МДМ Банк (+21 позиция) и «Петрокоммерц» (+18 позиций), за этот год существенно нарастили свои портфели розничных депозитов. А по итогам 2013 года, наоборот, было зафиксировано снижение объемов их портфелей. При этом выдачи розничных кредитов сроком от года до трех лет, которые учитываются при расчете ИНКРЭБО, у названных банков в 2014 году по сравнению с 2013-м практически не изменились.

Аналогичная, но прямо обратная ситуация у одного из лидеров по снижению в рэнкинге 2014 года по сравнению с 2013 годом — банка «Русский Стандарт» (-15 позиций). По итогам 2014 года он показал отрицательный прирост розничного депозитного портфеля, в то время как в 2013-м объем вкладов в банке существенно увеличился. При этом у данного финансового института снижение объемов выдач розничных кредитов сроком от 1—3 года в 2014-м по сравнению с 2013-м было гораздо менее драматичным.

Другая кредитная организация, продемонстрировавшая такое же существенное снижение в рэнкинге (-15 позиций), — МТС-Банк. Его ситуация несколько отличается от описанной выше, потому что он значительно уменьшил показатели и по росту депозитного портфеля, и по выдаче розничных кредитов сроком 1—3 года.

Отдельно в аналитическом департаменте банка «Ренессанс Кредит» отмечают, что лидерами роста по количеству отделений (по методологии ИНКРЭБО) в 2014 году среди участников индекса стали Райффайзенбанк (+17 отделений), Ханты-Мансийский Банк «Открытие» (+22 отделения) и ВТБ 24 (+38 отделений). Существеннее других сократили сеть отделений в прошлом году банк «ФК Открытие» (–57 отделений, часть из которых, возможно, была передана Ханты-Мансийскому Банку «Открытие»), Юниаструм Банк (–56 отделений) и ХКФ Банк (–403 отделения).

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Индекс классической розничной эффективности банковских отделений по итогам 2014 года в целом


* В рэнкинге финансовые показатели банка «Открытие» учитывались в составе финансовых показателей Ханты-Мансийского Банка «Открытие».