Автомобиль: иметь или не иметь?
Маленький ребенок в семье — серьезное основание выбрать владение автомобилем, а не аренду
Фото: Fotolia/ulza

Инфографика Банки.ру, основанная на исследовании PwC годовой стоимости владения автомобилем, вызвала бурное обсуждение в соцсетях. Поэтому мы решили вернуться к теме и ответить на вопросы посетителей сайта.

«Среднее по больнице»

В комментариях под материалом читатели указывали на то, что цифры, на их взгляд, завышены, что в стоимость владения не стоит включать снижение стоимости, интересовались стоимостью парковки и т. п. Банки.ру досконально всё проверил и произвел новые расчеты. Но для начала стоит вернуться к опубликованной инфографике с разъяснениями.

Инфографика. Сколько стоит владение автомобилем

За три-четыре года владения автомобилем (в зависимости от класса автомобиля) автовладелец теряет сумму, сопоставимую с его первоначальной стоимостью.

Скажем сразу, что любое подобное исследование выводит «среднюю температуру по больнице» и не может учитывать всех нюансов. Например, совершенно точно есть водители, которые проезжают за год меньше 6 тыс. км. И, следовательно, тратят на бензин существенно меньше среднего (средний пробег в данном исследовании — около 20 тыс. км). В одном и том же классе автомобили расходуют топливо по-разному, не говоря уже о том, что расход бензина в пробках и на трассе может отличаться в два раза и более.

В исследовании PwC, на основе которого составлялась инфографика, расчет был произведен для кредитных авто — это чуть более половины всего автопарка России. Не секрет, что многие автомобилисты не покупают не только страховку каско (что обязаны делать владельцы кредитных машин), но даже и обязательную «автогражданку» (по самым скромным подсчетам, без ОСАГО ездят 3—4 млн водителей). Экономия на страховке, безусловно, также снижает затраты на содержание авто (в среднем на 20—25%). Но мы все-таки будем исходить из того, сколько приходится потратить законопослушному гражданину, заботящемуся о сохранности своего имущества, страхующему его и регулярно проводящему плановое техобслуживание (замена масла, фильтров и пр.), два раза в год меняющему шины и исправно платящему налоги.

Проценты по кредиту также могут сильно отличаться в разных банках и даже в одном и том же банке в зависимости от срока кредита, первоначального взноса, кредитной истории заемщика и множества других факторов. В исследовании PwC размер процентов по кредиту рассчитан исходя из срока кредита в три года с первоначальным взносом 50% от стоимости автомобиля. Не учитывались штрафы за просрочку и повышенные проценты после просрочки (ряд банков вводят такие санкции при опоздании с платежом даже на один день), а также экономия на процентах при досрочном погашении.

В исследовании не учитывалась и стоимость обслуживания на авторизованном дилером сервисе (в среднем в два раза дороже обычного на качественной СТО). А заемщик, по большинству кредитных договоров, обязательно должен обслуживаться на «фирменной» СТО.

Без кредита и парковки

По просьбе читателей Банки.ру провел дополнительные расчеты, опираясь на данные PwC. Мы посчитали чистые эксплуатационные расходы для некредитных автомобилей (с каско и без каско), а также стоимость содержания кредитных, но без учета потери стоимости, которая была включена в первоначальный расчет.

Потеря стоимости автомобиля начинается в тот момент, когда он, новенький, без пробега, выезжает из салона. Она составляет примерно 30% за первые три года, то есть в среднем 10% в год. Однако мы решили совсем исключить этот параметр из расчетов, так как скачки курса рубля к доллару и евро (а цена иномарки, даже собранной в России, в любом случае привязана к ее валютной стоимости) привели к тому, что большинство трехлетних автомобилей сейчас в рублях стоят примерно столько же, сколько и при покупке. Так что о потере стоимости можно вести разговор только применительно к долларовому эквиваленту или с учетом снижения покупательной способности рубля.

Эксплуатационные расходы в обоих случаях включают регулярное плановое техобслуживание (без ремонта), дополнительные зимние шины, мойку автомобиля два раза в месяц, расходы на бензин (данные по среднему пробегу (15,9—23,4 тыс. км) и среднему расходу топлива АИ-92, АИ-95 и аналогов (от 6,6 до 11,4 л/км, для каждого класса предоставлены PwC), а также налоги и обязательные сборы. Все данные рассчитаны как среднее за первые три года владения автомобилем.

PwC в своим исследовании считает среднюю стоимость парковки в Москве в год как оплату почасового паркинга из расчета 8 часов в день в рабочие дни. По данным PwC, это 200 тыс. рублей в год. Очевидно, что при нахождении офиса внутри Садового кольца и тем более Бульварного кольца стоимость парковки резко возрастает. При наличии возможности парковаться бесплатно возле работы и возле дома — падает практически до нуля. Использование парковочных абонементов — резидентских и нерезидентских — также сильно меняет картину, поэтому мы не стали включать парковку в данный расчет.

Стоимость владения автомобилем в год (без учета потери в цене от возраста, тыс. рублей в год)

Класс автомобиля

Кредитный
(%, каско, ОСАГО)

Некредитный
(каско, ОСАГО)

Некредитный
(без каско, с ОСАГО)*

Полная стоимость владения
(с учетом % по кредиту, страховок, потери стоимости)

Класс B

140,1

122,2

84,2

195,6

Класс С

175,6

148,8

116,8

266,9

Класс D

273,7

203,4

104,9

420,7

Класс E

438,1

303,9

134,6

865,9

Компактный кроссовер

230,5

172, 1

102,5

351

Средний кроссовер

294,2

223,5

134,2

468,4

Полноразмерный внедорожник

(до 3 млн руб.)

401,7

276,5

157,8

697,4

Полноразмерный внедорожник (дороже 3 млн руб.)

676,2

408,8

193,1

1 177,2

* Средняя стоимость ОСАГО по классам при определенной мощности рассчитана специалистами Банки.ру для водителя-мужчины старше 22 лет со стажем более трех лет, зарегистрированного в Москве или Московской области (региональный коэффициент 2,0), с учетом скидки за безаварийную езду (класс 5, коэффициент 0,9), с ограниченным количеством водителей, допущенных к управлению автомобилем. По данным Российского союза автостраховщиков, скидками по коэффициенту «бонус-малус» пользуется около 80% застрахованных по ОСАГО.

Каршеринг: кому он нужен?

Нынешний тренд на расширение охвата автолюбителей каршерингом усиленно лоббируется московскими властями: в частности, уже объявлено о субсидировании компаний-операторов. Они теперь смогут частично возмещать затраты на лизинг и проценты по кредитам. Количество пользователей каршеринга, «зона покрытия», количество компаний-операторов (в Москве их уже шесть) и сдаваемого в краткосрочную аренду автопарка постепенно увеличивается во исполнение неафишируемой, но уже очевидной цели мэрии — пересадить автолюбителей с собственных автомобилей на арендные, чтобы уменьшить количество машин в городе. В Москве уже даже запущен каршеринг «бизнес-класса» по цене вдвое выше базового уровня. Вопросы страхования автомобиля каждая компания решает по-своему, зачастую каско включается в общий тариф, исходя из цены 1—3 руб/мин. Все автомобили застрахованы по ОСАГО с неограниченным числом допущенных к управлению лиц.

Каско за рубль

Эксперты предупреждают, что каршеринг и автоматически управляемые машины вскоре в корне изменят рынок автострахования. Кто и как сейчас страхует автомобили, предоставляемые в краткосрочную аренду, разбирался Банки.ру.

Иметь или не иметь собственность, в том числе и автомобиль, — этот вопрос каждый решает по-своему. Но, по мнению некоторых экспертов, наметился определенный тренд. Миллениалы (те, кому сейчас 20 с небольшим) в большинстве своем готовы отказаться от собственности в пользу свободы передвижения, меньших временных и финансовых затрат. Но справедливости ради нужно отметить, что это может быть связано с тем, что «виноград зелен»: редкий двадцатилетний уже заработал себе на квартиру или автомобиль (в лучшем случае — получил от родителей). Сейчас пока трудно сказать, пройдет ли это с возрастом у поколения Y (как многие другие «болезни роста») или станет устойчивым трендом.

Пользователям каршеринга нравится видимая выгода и удобство этого сервиса: экономия на парковке, бензине, ремонте и страховании автомобиля, договор с каждой компанией заключается один раз, оплата происходит через мобильное приложение. Дальше остается только найти автомобиль неподалеку от вашей локации, открыть и завести его с помощью мобильного приложения.

«Я индивидуальный предприниматель, мне 25 лет, работаю из дома. Когда пару раз в неделю выезжаю на встречи, беру каршеринговый автомобиль. Я заключил договоры со всеми операторами каршеринга, так что практически всегда, когда нужно, легко нахожу машину поблизости. Я посчитал, что тратить 5—6 тысяч в месяц на краткосрочную аренду выгоднее, чем платить по кредиту, страховке, за бензин и парковку», — рассказывает Павел Б. Такого же мнения придерживаются и многие студенты, для которых каршеринг — это способ повысить комфортность передвижения по городу без особых затрат.

Опрошенные Банки.ру представители среднего класса в возрасте 25—30 лет выразили готовность эпизодически пользоваться каршеринговыми автомобилями в ряде случаев:

— чтобы доехать на мероприятие, подразумевающее прием алкоголя, с тем, чтобы вернуться на такси;

— находясь в чужом городе;

— при необходимости краткосрочных поездок в центр, где очень дорогая парковка и трудно найти место.

Однако есть и те, кто, испробовав каршеринг, отказался от него в пользу владения автомобилем из-за статусности и большего удобства, а также уверенности в том, что собственная машина всегда рядом, доступна, привычна и удобна. Кто-то из тех, у кого уже есть автомобиль, даже и не пытается воспользоваться арендным автомобилем из соображений безопасности: «Я не хочу лишний раз «светить» свои документы: предъявляю паспорт только в полиции, в банке и на работе. а при заключении договора придется сообщить каршеринговой компании все данные», — говорит Виктория П., которая имеет собственный автомобиль уже около девяти лет.

«Когда в семье есть ребенок, машина нужна постоянно и непредсказуемо, проще всегда иметь ее под рукой, чем искать каршеринговую, — отмечает Наталья Н., водитель со стажем более десяти лет. — К тому же свою разбить не так страшно. А после прошлогоднего скандала вокруг аварии клиента «Делимобиля» даже и пробовать сервис поминутной аренды не хочется».

«Мне нравится ощущение собственности, автомобиль — мой второй дом, маленькая крепость, как я могу от него отказаться? В чужих машинах я чувствую себя некомфортно», — рассказывает Мария И., имеющая стаж вождения 18 лет.

Состоятельные автолюбители старше 28—30 лет, а также те, у кого есть дети, кошки, собаки, пожилые родственники или домик в деревне, куда они регулярно выезжают, скорее всего, никогда не откажутся от владения автомобилем. Тем более что экономическая выгода такого отказа здесь далеко не очевидна.

Аренда или собственность?

Возвращаясь к теме экономии, можно посчитать, что часовая поездка на арендном автомобиле экономкласса обойдется в среднем в 480 рублей вместе со страховкой (минимум 300 без каско), на автомобиле бизнес-класса — примерно в 1 000 рублей. При нынешней плотности трафика и грандиозных масштабах строительных работ в центре Москвы редкая поездка сможет уложиться меньше чем в 60 минут. Получается, выезд на переговоры или мероприятие будет стоить, по самым скромным подсчетам, 600—1 000 рублей. При желании оставить за собой автомобиль на время встречи, чтобы не искать потом новый, придется заплатить за час ожидания 100—200 рублей. Если пользоваться каршерингом хотя бы пару раз в неделю, то в месяц набежит как минимум 5—8 тыс. рублей. А если, скажем, ездить ежедневно на работу и с работы на автомобиле экономкласса по самым дешевым тарифам (5 руб/мин) и каждый раз брать новую машину, а не оставлять ее в режиме ожидания на весь рабочий день, в месяц выйдет около 12 тыс. рублей. Тут есть нюансы: в час пик в конце рабочего дня не всегда можно найти каршеринговый автомобиль поблизости от офиса, при столь низком тарифе возмещать нанесенный арендному автомобилю ущерб придется самостоятельно. Если же еще хотя бы раз выезжать куда-то в выходные, аренда обойдется минимум в 14—15 тыс. рублей.

Для сравнения: стоимость владения автомобилем класса В и С (некредитным и не застрахованным по каско), как следует из приведенной выше таблицы, составляет 7—10 тыс. рублей в месяц. Если автомобиль взят в кредит, эта сумма сразу возрастает (за счет процентов и обязательных страховок) в 1,5—2 раза, то есть до тех же 14—20 тыс. рублей. Но при этом вы можете пользоваться автомобилем в режиме 24/7, отправляться на нем в длительное путешествие, перевозить маломобильных родственников или питомцев, тяжелые вещи и т. п. Так что об очевидной выгоде от каршеринга можно говорить лишь в случае редких и кратковременных поездок.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru