Лизингодателям измерили конкуренцию
Состояние конкуренции на федеральном рынке лизинга в результате лизинговой реформы существенно не изменится, выяснила ФАС
Фото: Fotolia/Gina Sanders

Федеральная антимонопольная служба России произвела оценку состояния конкуренции на федеральном рынке лизинговых услуг. Соответствующий обзор опубликован на сайте ведомства.

В 2017 году Минфином России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения регулирования деятельности субъектов лизинговой деятельности». В связи с тем, что проект федерального закона предусматривает ряд дополнительных требований к юридическим лицам, имеющим намерение осуществлять лизинговую деятельность, включая требование о наличии собственных средств не менее определенного размера, ФАС России приняла решение провести исследование рынка лизинговых услуг.

Целями исследования являлись как определение текущего состояния конкуренции на рынке, доли участия государства в нем как фактора, который может влиять на условия конкуренции, так и оценка последствий принятия закона, в том числе оценка степени преодолимости предусмотренных им барьеров входа на рынок.

Исследование проводилось на основании информации о юридических лицах, состоявших в 2016 году на учете в Росфинмониторинге в связи с совершением лизинговых сделок в тот или иной период времени, а также на основании информации, предоставленной непосредственно лизинговыми организациями в рамках проведенного ФАС анкетирования.

Из 2 790 юридических лиц, состоявших на таком учете, ответ на запрос ФАС предоставила 791 компания.

Анализ данных ответов позволил установить, что из указанного числа юридических лиц в 2017 году лизинговую деятельность осуществляли 686 компаний, большая часть которых, исходя из адреса места регистрации, сосредоточена в Москве (28,6%), Ленинградской области (10,4%), Самарской области (3,8%), Республике Татарстан (3,3%), Челябинской (3,3%) и Ярославской областях (2,9%).

ЦБ получил согласие на реформу лизинга

Банк России получил согласие Минфина, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы на реформу лизинга, пишет «Российская газета». Проект соответствующего закона внесен в правительство, сообщил советник первого зампреда Банка России Сергей Моисеев.

Проектом федерального закона предусмотрен переходный период для приведения лизинговыми компаниями размера собственных средств до устанавливаемых законом минимумов. При балансовой стоимости активов лизингодателя 500 млн рублей и более пороговые значения составляют 30 млн рублей с 1 января 2018 года и 50 млн рублей с 1 января 2019-го, а при балансовой стоимости активов менее 500 млн — 10 млн рублей с 2018 года и 15 млн с 2019-го.

В связи с этим исследование деятельности лизинговых организаций на рынке осуществлялось по трем условным сегментам в зависимости от текущего размера их собственных средств: компании с собственными средствами до 10 млн рублей, от 10 млн до 30 млн рублей и свыше 30 млн рублей.

В ходе анализа установлено, что в первый сегмент компаний, которые не обладают собственными средствами в минимально требуемом в первой части переходного периода размере, входит большое количество игроков — 254 (37,03%), однако на долю данных компаний приходится небольшое количество заключенных договоров лизинга (9,48%) и крайне несущественный объем лизинговых платежей (3,27%).

Наименьшие размеры собственных средств лизинговых компаний по состоянию на 31 декабря 2016 года варьируются от минус 1 млрд 183,48 млн рублей до минус 12 млрд 800,53 млн рублей, в то время как объем полученных такими компаниями с 31 декабря 2015-го по настоящий момент лизинговых платежей в общем объеме лизинговых платежей, полученных компаниями сегмента (42 млрд 772,9 млн рублей), является значительным: от 1 млрд 69,55 млн до 1 млрд 142,4 млн рублей.

В связи с тем, что проектом федерального закона предусмотрена возможность соблюдения лизинговыми организациями требования о размере собственных средств на групповой основе, ФАС учитывала и факт осуществления лизинговыми организациями своей деятельности в составе группы лиц с иными лизинговыми организациями. Кроме того, с точки зрения дополнительных возможностей по финансированию в ходе анализа во внимание принимался факт вхождения лизинговых организаций в одну группу лиц с кредитными организациями.

Так, из числа компаний первого сегмента 11 (4,33%) входят в одну группу лиц с кредитными организациями, часть из них также входит в одну группу лиц с крупными лизинговыми организациями. Всего в группу лиц с иными лизинговыми организациями входят 24 компании сегмента (9,44%). При этом 57 компаний (22,44%) зарегистрированы в Москве и (или) Московской области.

Как установлено в ходе анкетирования, практически все компании сегмента не совмещают свою деятельность с торгово-производственной и (или) иной финансовой деятельностью, за исключением трех компаний.

Анализ представленных данных в целом может свидетельствовать о том, что часть компаний сегмента созданы для осуществления нерегулярной лизинговой деятельности или обслуживания единичных клиентов, в связи с чем высока вероятность, что ими не будет рассматриваться возможность вхождения в реестр субъектов лизинговой деятельности. При этом в случае принятия решения о вхождении в реестр субъектов лизинговой деятельности компании данного сегмента понесут наибольшие издержки при внесении изменений в законодательство.

Во второй сегмент компаний с собственными средствами от 10 млн до 30 млн рублей входит 106 юридических лиц (15,45%).

В этом сегменте компании за исследуемый период времени заключили наименьшее количество договоров лизинга (2,56%), но при этом, исходя из их общей суммы лизинговых платежей (62 млрд 515,84 млн рублей, или 5,3%), такие компании получили по указанным договорам значительные суммы лизинговых платежей.

В ходе анализа было установлено, что лишь пять (4,7%) из 106 компаний сегмента входят в одну группу лиц с кредитными организациями, при этом 12 компаний (11,3%) входят в группу лиц с иными лизинговыми организациями. 17,9% (19 компаний) зарегистрированы в Москве и (или) Московской области.

С торгово-производственной и (или) иной финансовой деятельностью лизинговую деятельность также не совмещают практически все компании, за исключением двух юридических лиц.

В целом показатели деятельности лизинговых организаций второго сегмента, связанные с небольшим количеством заключенных договоров лизинга при значительных суммах получаемых по ним лизинговых платежей, могут свидетельствовать о том, что они обсуживают преимущественно узкий круг крупных клиентов. В случае внесения рассматриваемых изменений в законодательство компаниям сегмента предстоит выбор между приведением деятельности в соответствие с данными изменениями и перепрофилированием в область нефинансовой аренды или продажи в рассрочку.

В третьем сегменте лизинговую деятельность осуществляют 326 юридических лиц (47,52%), имеющих собственные средства в размере от 30 млн рублей.

Суммарный объем лизинговых платежей таких компаний с 31 декабря 2015 года по настоящее время оказался наибольшим — 1 трлн 203 млрд 104,38 млн рублей, или 91,95% всего объема лизинговых платежей за данный период.

Из числа указанных компаний 51 (15,64%) входит в одну группу лиц с кредитными организациями, при этом некоторые крупные компании входят в группу лиц с несколькими банками, включая нерезидентов. 66 (20,24%) компаний сегмента входят в группу лиц с иными лизинговыми компаниями, также включая нерезидентов. В Москве и (или) Московской области зарегистрированы 97 компаний (29,75%).

С торгово-производственной и (или) иной финансовой деятельностью лизинговую деятельность совмещают только три компании.

Итоги исследования деятельности третьего сегмента компаний в целом показывают, что он характеризуется объемным, массовым и регулярным лизинговым бизнесом, при этом каждая третья компания является частью финансовой или лизинговой группы.

Изменения в законодательство коснутся компаний третьего сегмента незначительно: компании понесут наименьшие издержки, которые будут связаны в основном с ведением отчетности, проведением аудита и внедрением системы управления рисками.

С учетом того, что данный сегмент обладает достаточным размером собственного капитала, большинство его участников не понесут издержек на привлечение дополнительных средств: лишь 74 компании (22,7%) в сегменте имеют собственные средства в размере менее 70 млн рублей и только 44 компании (13,5%) в сегменте — менее 50 млн.

Произведенные с целью оценки состояния конкурентной среды на федеральном рынке лизинговых услуг расчеты при этом показывают, что на текущий момент рынок является низкоконцентрированным: индекс HHI составляет 421,62 единицы, CR3 — 28,27%.

Исходя из предоставленных лизинговыми организациями сведений, лидером федерального рынка лизинговых услуг является АО «ВЭБ-лизинг» с долей 11,94%. Доля ближайшего конкурента, АО «ВТБ Лизинг», составляет 9,43%, АО «Сбербанк Лизинг» — 6,9%, а отрыв следующего игрока от тройки лидеров — 0,7 процентного пункта.

Компании под контролем государства занимают существенную долю рынка (приблизительно 30%) и при этом образуют тройку лидеров на федеральном рынке лизинговых услуг. В настоящее время все из них соответствуют требованию к минимальному размеру собственных средств, предусмотренному проектом федерального закона.

Данные RAEX указывают на рост лизинговой отрасли РФ в первом полугодии на 55% и смену лидера рынка

Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») и Объединенная лизинговая ассоциация подвели предварительные итоги исследования российского рынка лизинга за первое полугодие 2017 года. Согласно предварительным данным, объем нового бизнеса (стоимость имущества) за первые шесть месяцев 2017 года составил около 425 млрд рублей, прирост по отношению к первому полугодию 2016 года — около 55%.

Для оценки изменения состояния конкуренции на федеральном рынке финансовых услуг в случае принятия проекта федерального закона анализировалось два сценария: первой части переходного периода и после переходного периода.

Для этого было приняты допущения, которые бы характеризовали наиболее негативные последствия на рынке, в том числе допущение того, что в первой части переходного периода все компании первого сегмента (294 компании с собственными средствами менее 10 млн рублей) не войдут в реестр субъектов лизинговой деятельности и их клиенты перераспределятся в пользу лидера рынка лизинговых услуг с объемом «миграции» лизинговых платежей на сумму 42 млрд 772,9 млн рублей.

Проведенные на основе такого допущения расчеты не показали возможности существенных изменений концентрации на федеральном рынке лизинговых услуг: индекс HHI увеличится на 88,25 единицы и составит 509,87 единицы; CR3 увеличится на 3,27 п. п. и составит 31,54%.

Второе из указанных допущений сводилось к тому, что после завершения переходного периода все компании с собственными средствами менее 20 млн рублей (315 компаний) будут вынуждены уйти с рынка и объемы полученных ими лизинговых платежей (в настоящий момент — 100 млрд 165,32 млн рублей) будут перераспределены в пользу лидера федерального рынка.

Анализ данного сценария показал чуть более существенные изменения в показателях рыночной концентрации, которые, тем не менее, не приведут к переходу федерального рынка из состояния низкой концентрации в состояние умеренной концентрации: индекс HHI увеличится на 229,84 единицы и составит 651,47 единицы, CR3 увеличится на 7,66 п. п. и составит 35,93%.

Таким образом, в целом оценка показателей деятельности лизинговых организаций на федеральном рынке с учетом достаточного размера собственных средств компаний, на которые приходится 91,95% лизинговых платежей, относительно низких барьеров входа на рынок (минимальные собственные средства в 20 млн рублей), групповых требований к собственным средствам (15,16% компаний участвуют в лизинговых группах), переходного периода, наличия альтернативных стратегий адаптации к новым условиям позволяет утверждать, что состояние конкуренции на федеральном рынке после принятия проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части введения регулирования деятельности субъектов лизинговой деятельности» существенно не изменится.

Оценка состояния конкурентной среды в региональном аспекте не проводилась.

По материалам Федеральной антимонопольной службы России (см. также инфографику на сайте источника, см. обзор в форме презентации)

Реформа лизинга: самые важные изменения в регулировании договорных отношений

В 2016 году Центральный банк РФ (ЦБ) приступил к реформе лизинговой отрасли. Среди других аспектов реформы, таких как введение инструментов административного регулирования и надзора ЦБ, создание реестра сделок и переход к отчетности по МСФО, обсуждается изменение правового регулирования договорных отношений.