Кристофер Родригес: «Электронные платежи сэкономят миллиарды»

Кристофер Родригес: «Электронные платежи сэкономят миллиарды»

2718

VISA International хочет удвоить российский ВВП. Один из крупнейших игроков мирового карточного бизнеса объявил о выпуске 20 млн. пластиковых карт VISA в России и обязуется ускорить у нас темпы роста объема электронных платежей. том, как платежная система планирует развивать российскую систему электронных платежей, в интервью «Национальному Банковскому Журналу» рассказывает президент и председатель правления VISA International Кристофер РОДРИГЕС.

Господин Родригес, если не ошибаюсь, вы не были в России более тридцати лет.

Впервые мне довелось посетить Россию в 1972 г. Тогда я заканчивал обучение в Кембриджском университете, где, кстати сказать, изучал историю экономики России. Должен признаться, что тогда мне и в голову не могло прийти, что через 33 года вернусь в вашу страну уже в качестве топ-менеджера. Как сильно изменился мир с тех пор! Но еще больше изменилась Россия!

Что привело вас к нам?

Я приехал, чтобы объявить об инициативе платежной системы VISA, направленной на увеличение объема электронных платежей в России. Это пилотный проект. Такого мы не делали еще ни в одной стране мира.

Полагаю, что наша инициатива актуальна, потому что Россия поставила перед собой задачу удвоить ВВП за десять лет. В этом году, как предполагается, российская экономика вырастет на 5,9%, не меньшие результаты ожидаются в 2006 г. Это впечатляет, поскольку мировая экономика в следующем году вырастет не более чем на 4,5%, а европейская — только на 1,2%. Однако ежегодный рост в 5,9% не обеспечит удвоение ВВП в намеченные сроки. Для того чтобы российская экономика развивалась более быстрыми темпами, мы предлагаем эффективный способ ее стимулирования — ускоренное развитие электронных платежей. И здесь, на мой взгляд, важно решить три задачи. Первая — разобраться с так называемой теневой экономикой. Конечно, это может не всем понравиться, потому что торговые и финансовые операции, которые проводятся в «сером сегменте», сразу попадут в сферу налогообложения, станут видимыми и прозрачными. Но это принесет выгоду всей национальной экономике. К слову, по состоянию на 2003 г., по оценкам МВФ, 45% российской экономики находилось в теневом секторе.

Вторая задача состоит в том, чтобы охватить банковскими услугами ту часть населения, которая ими пока не пользуется. По нашим оценкам, у 55% населения России нет банковских счетов, а значит, наличные деньги граждан по-прежнему лежат под матрацем. Они не используются эффективным образом, в частности как инвестиции в национальную экономику. По официальным данным, в России в обороте находится в три раза больше наличных денежных средств, чем в экономиках других развитых стран.

Третья задача, вероятно, самая важная. В индустрии электронных платежей много заинтересованных сторон, и необходима определенная внешняя поддержка. Поэтому VISA в России выступает с инициативой организации открытого публичного обсуждения будущего безналичных розничных платежей в России, в котором примут участие наши коллеги из индустрии платежей. Мы уверены, что содействие такому всестороннему обсуждению позволит участникам рынка принять решения, которые ускорят рост объемов электронных безналичных розничных платежей в России, обеспечат значительную экономическую выгоду и благоприятно скажутся на социальном развитии в масштабах всей Российской Федерации. Для достижения этой цели VISA приглашает своих коллег из российской платежной отрасли принять участие в серии семинаров, на которых будут обсуждаться такие вопросы, как социально-экономические выгоды от внедрения электронных платежей, пути наиболее полного удовлетворения потребностей России и способы ускорения роста объемов электронных платежей.

Какие экономические и социальные перспективы открывает для российских потребителей, торговых организаций и банков значительное увеличение объема безналичных платежей?

Многие считают, что наличные деньги ничего не стоят. На самом деле эксплуатация системы, ориентированной на наличный оборот денег, — дорогостоящее занятие. Сначала деньги необходимо напечатать, затем нужно обеспечить их безопасное хранение и постоянный пересчет. Также необходимо учитывать, что все то время, когда купюры находятся в кошельке или под матрацем, они не работают на развитие экономики.

По нашим оценкам, издержки, связанные с использованием системы наличных платежей, составляют от 5 до 7% ВВП. Мы считаем, что переход на систему электронных платежей позволяет сэкономить в год порядка 1% ВВП, а это в денежном выражении означает многие миллиарды рублей. Плюс и в том, что возрастет эффективность работы всей банковской системы.

Социальная выгода также очевидна. Можно охватить банковскими услугами значительную часть людей, которые пока еще ими не пользуется. Для этого, в частности, будет оказана конкретная помощь регионам, такая как сейчас осуществляется в крупных городах. Например, в Москве успешно реализован проект под названием «Социальная карта москвича». Это первый в мире проект такого рода.

Социальная выгода состоит и в том, что будет повышена экономическая грамотность населения, его мобильность, а это важные элементы современного стиля жизни. Использование разветвленной системы электронных платежей упрощает доступ к денежным кредитам, что может положительно сказаться на повышении уровня жизни.

Уверен, что реализация нашей инициативы позволит выйти российской системе международных платежей на самый высокий мировой уровень.

Почему мы обратились к участникам российского рынка с подобной инициативой, а не попытались все организовать самостоятельно? В России и по всему миру VISA объединяет банки-эмитенты, которые занимаются выпуском пластиковых карт, и банки-эквайеры. Последние обслуживают торговые организации и позволяют держателям карт оплачивать свои покупки и получать наличные, где бы они ни находились.

Но в ХХI в. ситуация в мировом хозяйстве весьма сложная, с организационной точки зрения. Нам нужно иметь лицензию на работу. Нужно, чтобы наша деятельность была поддержана всеми организациями. Мы убеждены, что объединение всех организаций, к которым мы обратились с этой инициативой, является прекрасным способом обеспечить динамичный рост российской экономики.

Чтобы все стороны могли эффективно взаимодействовать друг с другом, необходимо иметь отлаженную систему платежей, нужна система, которая могла бы работать и на далекую перспективу. Для этого требуются четкие правила, хорошие технические системы и проект, который бы был признан во всем мире. Россия получает возможность воспользоваться нашим 40-летним опытом реальной практики. Он позволяет 321 российскому банку — члену VISA выпускать платежные карты, которые принимаются по всему миру.

К концу года VISA International представит миру свой обновленный бренд. Изменения коснутся, в том числе, и знаменитого сине-бело-золотого логотипа VISA, а также основных характеристик дизайна карты. Голограмма в виде голубя на лицевой стороне карты VISA будет перенесена на оборотную сторону и совмещена с магнитной полосой, что значительно затруднит подделку карт.

Кстати…

VISA International не выпускает платежные карточки, а выступает посредником между банками, занимается организацией расчетов, обеспечивает техническое взаимодействие участников системы. Общее количество выпущенных в мире карт VISA International превышает 1 млрд., они обслуживаются более чем в 24 млн. торгово-сервисных предприятий и почти 1 млн. банкоматов, расположенных в более чем в 150 странах мира. Ежегодный оборот по картам VISA превышает $3 трлн.

Досье

Кристофер Родригес родился в 1949 г. С отличием окончил Кембриджский университет (степень бакалавра по экономике и экономической истории) и получил степень МВА в Гарвардской школе бизнеса. С 1979 г. работал в компании American Express, где занимал ряд руководящих должностей. С 1988 по 1996 г. — генеральный директор компании Thomas Cook. С 1996 г. являлся генеральным директором Bradford & Bingley, одной из ведущих компаний по предоставлению финансовых услуг в Великобритании. С июня 2004 г. Кристофер Родригес является президентом и председателем правления VISA International.

Михаил ГЕРАСИМЕНКО