Александр Попов: «Пенсионным деньгам мы обеспечиваем надежность и доходность»

Александр Попов: «Пенсионным деньгам мы обеспечиваем надежность и доходность»

1870

Как сохранить свои пенсионные сбережения и приумножить их? Большинство россиян по-прежнему доверяют решение этой задачи государству в лице Внешэкономбанка. Правда, вскоре пенсионные накопления «молчунов», т. е. тех, кто не известил государство о желании доверить свои деньги частной компании, все равно могут быть переданы в «частные» руки. О том, как лучше распорядиться своими пенсионными накоплениями и какой доход приносит «молчунам» Внешэкономбанк, в интервью «Известиям» рассказал директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр ПОПОВ.

Внешэкономбанк как государственная управляющая компания уже полтора года управляет пенсионными сбережениями «молчунов». Каковы основные результаты в этой сфере?

Доверительное управление средствами пенсионных накоплений стало на сегодня одним из важнейших направлений деятельности Внешэкономбанка. Основными направлениями этой работы стали выработка стратегии инвестирования, формирование портфеля ценных бумаг за счет средств, переданных в доверительное управление, а также подготовка предложений, связанных с разработкой и совершенствованием нормативной базы.

Общий объем средств, переданных в доверительное управление Внешэкономбанку за 2004—2005 годы, превысил 143 млрд. руб., из них 50.6 млрд. передано в 2005 году. В ближайшие 6 месяцев планируется дополнительное поступление в доверительное управление около 30 млрд. рублей. По состоянию на 1 ноября 2005 года рыночная стоимость портфеля, сформированного за счет средств пенсионных накоплений, составила 153.8 млрд. руб. Сумма доходов от инвестирования, полученных за 3 квартала 2005 года составила более 10 млрд. руб., что соответствует доходности в 12.5% годовых, в то время как по итогам 2004-го доходность инвестирования составила 7.33% годовых. Таким образом, доходность инвестирования за 2005 год превышает прогнозный уровень инфляции, значительно превосходя аналогичный показатель за предыдущий отчетный год.

Почему так существенно различаются результаты управления в 2004 и 2005 годах?

Показатели доходности инвестирования в 2004 году стали следствием действовавших тогда ограничений, значительно сузивших возможности инвестирования ввиду запрета на приобретение еврооблигаций на внебиржевом рынке. Формирование инвестиционного портфеля осуществлялось за счет приобретения ОФЗ в объеме, не превышающем 80% стоимости портфеля, что привело к увеличению среднегодового остатка денежных средств на счетах доверительного управляющего до 30% стоимости инвестиционного портфеля. Таким образом, изменения процесса инвестирования, позволившие приобретать еврооблигации на внебиржевом рынке, предоставили Внешэкономбанку возможность более активного управления портфелем, что положительно отразилось на результатах инвестирования.

В последнее время все чаще высказывается мнение о необходимости изменения системы инвестирования средств «молчунов». Как к этому относится Внешэкономбанк?

В настоящее время государственная управляющая компания имеет право инвестировать средства только в государственные ценные бумаги. Для нас очевидно, что уже сейчас объемы средств пенсионных накоплений «молчунов» настолько велики, что государственная управляющая компания сталкивается с нехваткой инструментов инвестирования. В этой связи и нами, и представителями федеральных ведомств была озвучена идея о необходимости существенного изменения системы инвестирования средств «молчунов». Основными причинами таких изменений можно назвать ожидаемые низкие темпы сокращения доли «молчунов» в ближайшие годы, а также то, что рост средств пенсионных накоплений в ближайшее время будет происходить при сокращении абсолютных объемов государственного долга РФ. Кроме того, реформирование процесса инвестирования средств «молчунов» должно обеспечить приток долгосрочных ресурсов в реальную экономику России.

При этом с повестки дня не снимается проблема повышения доходности инвестирования средств пенсионных накоплений при сохранении высокой степени надежности.

Как же должна измениться система для того, чтобы решить все эти проблемы?

Для решения проблемы нехватки инструментов необходимо, во-первых, способствовать осознанному переходу граждан в частные УК и НПФ, которые уже на сегодняшний день обладают достаточно широким набором инструментов инвестирования. Для этого надо активно информировать граждан о сути пенсионной реформы, результатах работы управляющих компаний и НПФ. Также важно сохранять стимулы для сознательного выбора инвестиционного портфеля. А главным из них сейчас является стабильное превышение доходности инвестирования частных УК и НПФ над доходностью инвестирования средств «молчунов».

Кроме того, требуется расширение инструментов инвестирования средств «молчунов». Однако тут нужно действовать особенно осторожно, так как «молчуны» являются наиболее консервативной частью граждан. Считаем, что при инвестировании их средств надежность должна превалировать над доходностью.

Накопленный опыт работы на различных финансовых рынках мог бы позволить Внешэкономбанку самостоятельно осуществлять инвестирование средств «молчунов» в расширенный круг инструментов, включая российские корпоративные облигации и акции. Вместе с тем мы понимаем, что выход на российский фондовый рынок одного крупного инвестора может привести к монополизации данного финансового сектора, что не будет способствовать его развитию. Поэтому, по нашему мнению, проблема дефицита инструментов инвестирования средств «молчунов» может быть решена за счет привлечения к управлению этими средствами частных управляющих компаний.

Как может выглядеть механизм распределения средств «молчунов» между государственной и частными управляющими компаниями?

Вновь поступающие в доверительное управление средства «молчунов», при общей консервативной направленности инвестирования, начиная с 2007 года могут делиться на «ультраконсервативный» и один или несколько менее консервативных портфелей. Деление средств между портфелями может осуществляться по соотношению риск/доходность с учетом прогнозируемых объемов рынков государственных, муниципальных, корпоративных и других ценных бумаг. Ограничения на инвестирование в отдельные классы активов по всему портфелю «молчунов» или по видам портфелей могут устанавливаться уполномоченным федеральным органом. Результаты работы всех управляющих компаний за отчетный год должны суммироваться и разноситься на счета застрахованных лиц.

Каким образом будут диверсифицированы портфели?

В «ультраконсервативный» портфель, управляемый государственной управляющей компанией, могут войти российские госбумаги, включая ГСО, и любые ценные бумаги, обеспеченные гарантией РФ, а также иностранные облигации, обладающие рейтингом не ниже ААА. В менее консервативные портфели могут войти как российские госбумаги, так и субфедеральные и корпоративные облигации, все ипотечные ценные бумаги, паи и акции иностранных инвестиционных фондов, а также российские акции в жестко лимитированном объеме. Управление такими портфелями будет осуществляться частными УК, отобранными на специальном конкурсе.

Для указанного механизма инвестирования наиболее важным является вопрос о характере управления портфелем «молчунов», а именно, будет ли он активным или пассивным.

Каким, на ваш взгляд, должен быть характер управления портфелем «молчунов» — активным или пассивным?

По нашему мнению, управление должно носить активный характер, так как только активные действия профессионального управляющего могут обеспечить сочетание рыночного уровня доходности и минимальных рисков. Принятие пассивной модели управления приведет к тому, что основные управленческие решения, которыми являются решения по структуре портфеля, будут приниматься не профессиональным управляющим, а уполномоченным органом исполнительной власти. В этом случае будет утеряна оперативность принятия решений по изменению структуры портфеля в соответствии с рыночными условиями, что многократно увеличит риски инвестирования и возложит ответственность за результаты управления непосредственно на государство.

Для обеспечения активного управления «ультраконсервативным» портфелем мы предлагаем включить в него не только государственные ценные бумаги РФ, но и ценные бумаги иностранных эмитентов, обладающие рейтингом не ниже ААА, а также любые облигации, обладающие гарантией РФ, и облигации организаций, полную ответственность по обязательствам которых несет Российская Федерация (например, облигации банков развития). Можно подумать и об инвестировании в облигации организаций, контролируемых государством. Указанные инструменты позволят более эффективно решать вопрос о притоке средств в экономику страны, что особенно актуально для инфраструктурных проектов.

Почему вы считаете, что пенсионные средства целесообразно использовать для финансирования инфраструктурных проектов?

По нашему мнению, и в Российской Федерации возможно использование средств пенсионных накоплений в качестве ресурсной базы для финансирования инфраструктурных проектов. В данном случае аргументами могут выступать следующие положения. В отличие от использования средств Стабфонда инвестирование средств пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты не приведет к росту инфляции, так как формирование средств пенсионных накоплений осуществляется за счет внутренних ресурсов российской экономики и не зависит от изменения цен на энергоносители на мировых рынках.

В связи с долгосрочным характером средств пенсионных накоплений (первые существенные выплаты из средств пенсионных накоплений могут начаться не ранее 2022 года) такие средства могут размещаться на сроки от 15 лет и более. Однако в целях обеспечения надежности и возвратности вложений обязательным условием инвестирования средств пенсионных накоплений должно стать предоставление государственной гарантии по соответствующим долговым инструментам. Вместе с тем предоставление государственной гарантии в отличие от прямых бюджетных инвестиций не обязательно ведет к затратам бюджетных средств.

Ввиду наличия государственных гарантий доходность по инвестициям в инфраструктурные проекты будет сопоставима с доходностью по государственным ценным бумагам, что позволит диверсифицировать инвестирование пенсионных накоплений при соблюдении принципов надежности вложений и обеспечении необходимой доходности. Кроме того, если говорить об инвестировании средств пенсионных накоплений в облигации банков развития, то следует отметить, что одной из важнейших их функций является контроль за целевым использованием предоставляемых средств, что позволяет обеспечить их возвратность и доходность.

Отрадно отметить, что правительство РФ обратило внимание на большой потенциал банка развития как проводника государственной инвестиционной политики. Так, в соответствии с недавно одобренной правительством РФ программой дополнительных мер, направленных на ускорение экономического роста, банк развития должен стать эффективным инструментом финансирования и осуществления проектов, направленных на стимулирование научно-технического прогресса, совершенствование отраслевой структуры экономики, реализацию ряда социальных задач.

Мы считаем, что применение в России модели инфраструктурного финансирования с использованием средств пенсионных накоплений через банк развития возможно и целесообразно. Такой механизм позволит не только решить проблемы развития национальной инфраструктуры, но и расширить возможности инвестирования средств пенсионных накоплений при обеспечении их высокой надежности и сохранности.