Екатерина Демыгина: «Кредиты переезжают в регионы»

Екатерина Демыгина: «Кредиты переезжают в регионы»

3074

Стремительный рост рынка автокредитования сохранится в 2006 году за счет развития розничной банковской сети в провинции, считает заместитель председателя правления банка «СОЮЗ» Екатерина ДЕМЫГИНА.

Оправдал ли 2005 год ожидания банков, сделавших ставку на автокредиты?

Безусловно, в течение всего года мы наблюдали значительный рост объемов автокредитования. Мы рассчитываем, что и в ближайшие годы этот рынок не снизит темпов и будет продолжать свое дальнейшее активное развитие. Для Москвы, где мы занимаем около 10% рынка — по объемам продаж и по размеру клиентской базы, покупка автомобиля в кредит уже считается нормой жизни. Теперь мы возлагаем свои надежды и на регионы, на развитие программ автокредитования в провинции.

То есть менять «специализацию» вам смысла нет?

Зачем? У большинства россиян, имеющих средний достаток, появилась возможность приобрести автомобили в кредит. По прогнозам, в кредит скоро будет продаваться не 20—30% новых машин, как сейчас, а 60—80%.

В розничном портфеле банка «Союз» автокредиты занимают более 60%, это основной наш продукт. Портфель автокредитов на конец 2005-го составит более 115 млн долл. без учета проведенной в июле прошлого года секьюритизации портфеля автокредитов на сумму 50 млн долл. Объем выданных автокредитов составил 140 млн долл. Поскольку тенденция к увеличению рынка, как мы уже говорили, сохраняется и предел еще явно не достигнут, мы планируем увеличение объемов выдачи в 2006 году до 240 млн долларов.

Но и конкурентная борьба между банками, предлагающими программы автокредитования, становится все острее…

Так это только выгоднее для россиян. Банки уже снижают процентные ставки, смягчают требования, предъявляемые к заемщикам, сокращают сроки рассмотрения заявок и выдачи кредитов. Думаю, что в этом году будет стремительно расширяться и сеть точек предоставления и погашения кредита.

Посмотрите, только у нашего банка более тридцати различных спецпрограмм для автомобилистов, задумавшихся о приобретении новой машине, — это и кредитование без первоначального взноса, и программы с отсрочкой погашения основного долга, и беспроцентная рассрочка. Мы совместно со своими партнерами ввели программу экспресс-кредитования. Теперь оформить кредит на покупку авто можно непосредственно в автосалонах, оформление всех документов занимает около часа. Риск по нему выше, но сейчас все уже начинают думать не только о том, чтобы клиенту были выгодны условия кредита, но и о том, чтобы ему было удобно его оформить, а потом — удобно погашать.

Кстати, не привело ли увеличение клиентской базы к проблемам — все ли заемщики успевают расплатиться?

Количество проблемных автокредитов за исключением экспресс-кредитования, как правило, не превышает 1% от всего объема. Я бы, напротив, отметила, что люди торопятся погасить долг досрочно. И это для нас было вполне ожидаемым явлением. Статистика показывает, что сегодня «средний срок жизни» автокредита, выданного на три года, составляет всего полтора года.

Проценты по кредитам действительно снижаются, но довольно высокими остаются проценты у страховых компаний, работающих, как правило, в связке с банками. Исключение составляют лишь отдельные программы, дотируемые автопроизводителями. Есть ли у банков возможность убедить своих партнеров из страховой сферы также прислушаться к пожеланиям потенциальных заемщиков и снизить ставки по каско?

Природа образования тарифов на услуги страховых компаний и банков совершенно разная. Страховые компании устанавливают тарифы по страхованию автотранспорта, исходя из текущей убыточности по сформированному страховому портфелю. В убыток, снизив тарифы, страховым компаниям работать, естественно, неинтересно. Но мы считает, что стоимость страхования приобретаемых в кредит автомобилей на сегодняшний день совершенно адекватна. Поэтому тарифы страхования, предлагаемые большинством банков, практически не отличаются.

Удалось ли вам, сделав ставку на автокредитование, приобщить своих клиентов к широкому спектру банковских услуг: платежным картам, вкладам, ведению счетов?

Безусловно. Например, взяв кредит и вернув его в срок, наш клиент затем сможет получить кредитную карту банка без предоставления дополнительных документов. Мы предлагаем кредиты на дополнительное оборудование для автомобилей — они выдаются по кредитной карте, оформляемой прямо в торговых точках. Точнее, в салонах нашего партнера — компании «Автомир».

В прошлом году мы начали устанавливать банкоматы с функцией cash-in — приема наличных. Развиваем интернет-банкинг, с помощью которого можно перечислить деньги с одного счета на другой. И всеми этими услугами наши клиенты активно пользуются.

Но скептицизм россиян, недоверие к банковской системе, вызванное в том числе и кризисом 1998 года, еще сохраняется?

Скептицизм, скорее, проявляется, когда люди приносят свои деньги в банки, а не тогда, когда получают их при кредитовании.