Алла Грязнова: «Мечтаю видеть академию процветающей»

Алла Грязнова: «Мечтаю видеть академию процветающей»

2775

Скоро исполнится 60 лет с момента создания Московского финансового института, ныне Финансовой академии при правительстве РФ. Тысячи ее выпускников — это костяк российской кредитно-финансовой системы. О настоящем и будущем академии в интервью «Национальному банковскому журналу» рассказала ее ректор Алла ГРЯЗНОВА, заслуженный деятель науки, доктор экономических наук, профессор. Автор многих научных работ и монографий.

Алла Георгиевна, вы активно участвуете в работе АРБ. С какими главными итогами, на ваш взгляд, подходит ассоциация к своему юбилею?

Создание Ассоциации российских банков сыграло огромную роль в формировании и развитии банковской системы в условиях перехода России на рельсы рыночной экономики. Главный итог состоит в интеграции банковского сообщества в мощную корпорацию, которая научилась отстаивать интересы банков и их клиентов, принимать активное участие в законотворческой деятельности, стать весомым общественным представителем в органах власти. Именно создание ассоциации способствовало формированию надежного канала обратной связи от участников рынка к властным структурам. Будучи непосредственными участниками рынка, банки более чутко улавливают колебания конъюнктуры, формирующиеся тенденции и имеют возможность через АРБ оперативно подавать соответствующие импульсы в регулирующие государственные структуры.

В последние годы Ассоциация российских банков занялась масштабными проектами, связанными с разработкой Концепции развития банковской системы, формированием среднесрочной (до 2010 г.) и долгосрочной (до 2020 г.) стратегической программы. Справедливо полагая, что финансово-банковская система — это кровеносная система любой рыночной экономики, АРБ поставила сложную и ответственную задачу «банкизации» всей страны. В рыночной экономике банковские услуги должны охватывать все сферы жизнедеятельности страны, обслуживать не только крупный, но и средний, и мелкий бизнес, все отрасли хозяйства, все регионы, включая самые отдаленные.

В апреле состоится очередной съезд АРБ. Какие пять главных проблем, стоящих перед банковской системой, вы бы выделили для обсуждения на съезде?

Среди приоритетных направлений, которые целесообразно обсудить на съезде, выделила бы следующие: капитализация, ресурсообеспечение (без этого нельзя решить проблему долгосрочного кредитования), затратность банковских услуг (без минимизащии затрат нельзя обеспечить их широкую доступность), инфраструктурное обеспечение, рефинансирование (госрегулирование не должно сводиться к надзору, это важный элемент обеспечения устойчивости и развития банковской системы).

В рамках корпоративного демократичного обсуждения необходимо также поднять региональные аспекты развития банковской системы, обязательно учесть мнения потребителей услуг. Назрело обсуждение и вопросов совершенствования ряда действующих законодательных и нормативных актов, в частности залогового законодательства.

Вся ваша жизнь связана с подготовкой кадров для финансово-банковской системы страны. Вы гордитесь выпускниками?

Конечно! Из стен нашего вуза вышло семь министров финансов СССР и России, два министра финансов СРВ, экс-председатель Госбанка СССР и Банка России В. В. Геращенко, первый зампредседателя Банка России А. А. Козлов, председатель Сбербанка А. И. Казьмин, Внешэкономбанка — В. А. Дмитриев, Газпромбанка — А. М. Акимов, банка «Глобэкс» — А. Л. Мотылев, Банка Москвы — А. Ф. Бородин, Банка «Возрождение» — Д. Л. Орлов, Московского народного банка в Лондоне И. Г. Суворов, Донау-банка в Австрии — А. Е. Четыркин. Директор Департамента экономики и финансов правительства РФ А. В. Дроздов, директор Департамента международного сотрудничества Т. Д. Валовая, губернатор Красноярского края А. Г. Хлопонин, генеральный директор ГМК «Норильский никель» М. Д. Прохоров — тоже наши выпускники. В руководстве АРБ также трудятся наши выпускники: вице-президенты А. И. Милюков и В. С. Захаров.

А выпускники не забывают свою альма-матер?

Нет! Во-первых, у нас есть Ассоциация выпускников, регулярно проводятся встречи, связанные с юбилейными датами (10, 20, : 50 лет с момента окончания вуза). Некоторые потоки выпускников собираются регулярно каждые пять лет. Помощь выпускников ощущаем постоянно. Выпускники А. Л. Мотылев и Б. Н. Кузык подарили студентам компьютерные классы, М. Д. Прохоров из своих личных денег выделил средства на ремонт учебных классов в 13-этажной пристройке на Кибальчича, 1, банки под руководством А. И. Казьмина, В. А. Дмитриева, А. Ф. Бородина, А. М. Акимова выделили стипендии лучшим студентам Академии. Этот список добрых дел выпускников можно продолжать.

В этом году исполняется 60 лет с момента создания Московского финансового института. Можно кратко рассказать об истории МФИ и его превращении в Финансовую академию?

МФИ был создан решением правительства СССР в 1946 г. на базе слияния двух вузов: Московского финансово-экономического института, основанного в 1918 г., и Московского кредитно-экономического института Госбанка СССР (1931 г.).

Предельная численность студентов была определена в 2 тыс. человек, аспирантов — 60 чел. В вузе было образовано 4 факультета: финансовоэкономический, кредитно-экономический, учетно-экономический, международных экономических отношений.

Вуз отличался высококвалифицированным составом преподавателей. В частности, на кредитно-экономическом факультете вели занятия такие маститые ученые и практики, как В. С. Геращенко, М. С. Атлас и З. В. Атлас, М. М. Усоскин, Г. А. Шварц, М. Н. Свешников, М. М. Ямпольский. Статистику преподавал крупный ученый, свободно владевший многими иностранными языками, профессор П. П. Маслов.

С 1985 г., когда страна стала переходить на рельсы рыночной экономики, произошли огромные изменения. Резко возросла потребность в финансистах-экономистах высокой квалификации. Изменились масштабы потребности в кадрах. И это естественно, ибо вместо пяти государственных банков появилось свыше 2 тыс. коммерческих банков, а вместо двух страховых копаний («Госстрах СССР» и «Ингосстрах») — более 2,5 тыс. страховых фирм: Профессии банкира, бухгалтера, финансиста, страховщика превратились в весьма престижные и высокооплачиваемые. Скромный финансовый вуз стал одним из самых престижных учебных заведений России, а его выпускники благодаря высокому уровню подготовки составили основу финансовой элиты страны. 25 января 1991 г. кабинет министров страны Постановлением № 7, учитывая высокие достижения вуза, преобразовал его в Государственную финансовую академию, а 7 октября 1992 г. Указом президента РФ № 1184 с учетом значимости подготовки высококвалифицированных финансистов, развития финансово-банковских структур в условиях рыночной экономки придал ему еще более высокий статус — «Финансовая академия при правительстве Российской Федерации».

Ныне в академии обучается 21 тыс. студентов и аспирантов, и 20 тыс. специалистов ежегодно проходят повышение квалификации. Академия готовит конкурентоспособных специалистов высокого класса, максимально востребованных в условиях рыночной экономики.

Отсюда и желание абитуриентов учиться именно здесь. Если в первые годы Московский финансовый институт страдал от недобора студентов, то сейчас конкурс в Финансовую академию — один из самых высоких в России. Кардинальные изменения коснулись и учебного процесса, и структуры вуза в целом. Сегодня можно говорить о сложившейся системе непрерывного образования, включающей в себя различные ступени подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов финансово-экономического профиля.

А чем, на ваш взгляд, отличаются современные студенты от студентов 60-70-х? Вы чувствуете разницу между поколениями студентов?

Во-первых, ребята сейчас более практически направлены. Они более или менее четко знают, кем хотят быть, чего хотят добиться в жизни. Затем многократно вырос уровень языковой подготовки. И, наконец, в техническом плане они намного сильнее своих предшественников. Одно меня огорчает — многие из них мало читают. А ведь чтение — это работа ума!

Современный студент Финансовой академии — это человек, который стремится получить одну из перспективных, наиболее престижных и ответственных профессий — банкира, финансиста-экономиста. Он выдержал очень сложный конкурсный отбор (конкурс в последние годы составляет по различным институтам 5—10 человек на место, причем это, по существу, конкурс равных среди равных, ибо 50% поступающих имеют золотые и серебряные медали, дипломы с отличием); еще на школьной скамье он показал себя разносторонней личностью (мои беседы с ребятами показывают, что почти все занимаются в различных секциях, кружках). В общем, это очень интересный, талантливый, в основном действительно трудолюбивый народ. Работать с ним — одно удовольствие!

В течение 20 лет вы стоите у руля огромного вуза. Не пробовали ли вы подвести итоги своей работы, проанализировать, что было сделано за это время?

2005 год стал для меня в известной мере юбилейным: 50 лет, как я пришла в Московский финансовый институт, который стал для меня учителем, мудрым наставником; здесь я приобрела настоящих друзей на всю оставшуюся жизнь; 30 лет как я нахожусь в руководстве вуза (проректор, а затем ректор) и 20 лет мой работы в качестве ректора.

Что изменилось за 20 лет?

Очень многое. 1985 год — скромный вуз с тремя тысячами студентов, ста аспирантами, с учебной площадью в 9 тыс. квадратных метров и одним общежитием, столовой на 75 посадочных мест.

2006 год — это, как уже отмечалось выше, 21 тыс. а студентов, 600 аспирантов и докторантов, производственная площадь свыше 130 тыс. квадратных метров, четыре корпуса студенческих общежитий, собственный спортивно-оздоровительный комплекс, комбинат общественного питания с тремя столовыми, восемью буфетами, бизнес-клубом «Финансист», собственная поликлиника. В учебном процессе и во всех подразделениях вуза широко используются мультимедиатехнологии, ресурсы Интернета, созданы электронные учебники по всем общеобразовательным и специальным дисциплинам, электронные хрестоматии. В корне изменен учебный план. Он вобрал в себя высшие мировые достижения, адаптированные к российской действительности, и систематически корректируется с учетом возникающих новых потребностей.

С ведущими вузами 50 стран мира заключены договоры о сотрудничестве. В Академии обучаются студенты из 42 стран.

Значительно расширен круг специальностей, по которым ведется обучение. В 19 институтах очного, очнозаочного, заочного отделений и в 8 филиалах в различных регионах нашей страны осуществляется подготовка специалистов в области кредита, учета, аудита, финансов, страхования, оценки собственности, экономической безопасности, математических методов в экономике, антикризисного управления, юриспруденции (финансовое право), международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

В общем, сегодня это совсем другой-огромный, престижный-вуз.

Можно ли уточнить, какие новые дисциплины введены по специальности «Финансы и кредит» при подготовке кадров для банковской системы?

В корне пересмотрены учебные планы и набор учебных дисциплин. Появились новые теоретические и прикладные курсы, в частности фундаментальный курс «Деньги, кредит, банки», а также курсы прикладного характера «Банковский менеджмент», «Организация деятельности коммерческого банка», «Организация деятельности Центрального банка». Большое внимание стало уделяться вопросам устойчивости банковской системы, ликвидности, рисков…

Нынешние студенты знают, чего хотят добиться. Одно огорчает — мало читают. А ведь чтение — это работа ума!
Кроме того, введен комплекс дисциплин по выбору на русском и английском языках: «Деньги, кредит, банки», «Международные стандарты финансовой отчетности», «Управление стоимостью компании», «Инвестиционный бизнес-план».

Огромную многогранную организаторскую работу вам удается сочетать с научно-исследовательской. У вас более 20 собственных монографий и книг под вашей редакцией. А каков общий объем опубликованных работ и какие из них по банковской тематике вы бы выделили особо?

Общий объем опубликованных работ составил свыше 300 п. л., а с учетом редакторской работы — свыше 2,5 тыс. п. л. По банковской тематике мне особенно дороги такие фундаментальные работы, как трехтомник «Банковская система России. Настольная книга банкира» (1999 г.), «Финансово-кредитный словарь» (2002 г.), «Энциклопедия рыночного хозяйства» в 6 томах (2003 г.), в которой мне пришлось выступить одновременно в роли руководителя больших авторских коллективов, главным редактором и автором ряда глав. Среди учебников — это «Реструктуризация кредитных организаций в зарубежных странах», «Оценка бизнеса».

И последний вопрос. Каким вам видится будущее родного вуза?

Мечтаю видеть свою родную Финансовую академию процветающей, вошедшей в плеяду лучших мировых образовательных центров; преподавателей — довольными своей творческой судьбой и финансово благополучными людьми; выпускников — имеющими возможность реализовать свои профессиональные амбиции, конкурентоспособными, входящими в финансовую элиту, которой может гордиться страна.

Андрей ЧЕРЕПАНОВ