Александр Ефремов: «У клиентов еще есть шанс открыть вклад под высокую ставку»
Фото: Пресс-служба Бинбанка

Александр Ефремов: «У клиентов еще есть шанс открыть вклад под высокую ставку»

2702

Как изменятся ставки по частным вкладам под влиянием требований ЦБ РФ и укрепления рубля? В каких валютах клиенты предпочитают открывать депозиты в кризис? Восстановился ли докризисный уровень доверия россиян к банкам? Об этом в интервью в Банки.ру рассказывает начальник управления депозитов и сбережений Бинбанка Александр ЕФРЕМОВ.

— В конце августа ЦБ потребовал от банков прекратить играть на повышение ставок по вкладам. С тех пор доходность по депозитам стала снижаться. Как действия регулятора отразились на конкуренции банков за средства населения?

— Действительно, ЦБ сейчас агитирует банки понижать ставки. Из-за этого, по моему мнению, конкурентная борьба обострится, ведь, по сути, верхний предел доходности по депозитам уже обозначен. При этом речь не идет о том, что те банки, которые всегда привлекали вклады по высоким ставкам (больше 17%), начнут активно соревноваться с менее щедрыми кредитными организациями. Я говорю о том, что усилится борьба за клиентов между банками из равнозначных рыночных ниш: крупные продолжат конкурировать между собой, средние розничные банки будут и дальше активно «сражаться» друг с другом (все равно делая основной акцент, как и сейчас, на доходности своих вкладов).

— Как будут сокращаться ставки по вкладам до конца года?

— Сейчас средняя доходность по годовым рублевым депозитам составляет 14—14,5% годовых. Я думаю, что снижение ставок в оставшиеся три месяца будет незначительным, не более чем на 0,5 процентного пункта. Во-первых, под Новый год банки традиционно предложат праздничные вклады с повышенными ставками. По моему мнению, они будут доходить до 16—17% годовых, что не позволит среднерыночным рублевым ставкам существенно снизиться. Во-вторых, банки, как и прежде, заинтересованы в средствах населения. Именно они остаются основным источником фондирования для большинства участников рынка: доступ к дешевым ресурсам, например, ЦБ есть далеко не у всех.

Несколько иная ситуация с валютными вкладами — ставки по ним продолжат снижение более стремительными темпами. Поэтому для желающих разместить свои деньги в валюте сейчас еще остается шанс «вскочить на подножку уезжающего поезда» и открыть вклад под высокую ставку.

— Бинбанк понижал ставки по депозитам?

— Исходя из текущих тенденций на рынке нами была снижена доходность по депозитам в среднем на 1%.

— Какие вклады пользуются наибольшим спросом у населения?

— В последнее время отмечаю тенденцию к увеличению числа клиентов, ориентированных на рублевые вклады. Я думаю, это связано с нынешним укреплением рубля. Какая-то часть (порядка 30%) предпочитает валюту — доллары и евро. Достаточно много граждан размещают свои средства сразу в трех валютах, открывая либо мультивалютный вклад, либо сразу три депозита. Последний вариант, на мой взгляд, более выгодный, поскольку ставки по обычным продуктам выше, чем по мультивалютным депозитам.

По срокам депозитов тенденция никак не изменилась: более 50% вкладчиков размещают деньги на год, остальные — на полгода и свыше года.

— Сейчас многие банки стали предлагать депозиты в нетрадиционных валютах — японских иенах, швейцарских франках, британских фунтах…

— Я считаю это всего лишь маркетинговым ходом. Большого распространения такие депозиты не получат. Ставки по ним, как правило, ниже, чем по привычным для клиентов вкладам в долларах и евро. Можно выделить лишь две категории лиц, которые могут ими заинтересоваться, — состоятельные вкладчики, желающие как можно шире диверсифицировать свои вложения, а также люди, часто посещающие Швейцарию, Японию, Великобританию и т. п.

— Как изменилось число граждан, досрочно расторгающих депозитные договоры?

— Такие клиенты есть, но их немного. Никто не застрахован от возникновения непредвиденных жизненных ситуаций, когда срочно нужны деньги и уже не задумываешься о потерянных процентах. Сейчас уверенность клиентов в стабильности банков находится на докризисном уровне, поэтому считанные единицы приходят забирать свои деньги из-за каких-то слухов, неуверенности в надежности банковской системы.

— В чем разница между продуктами московских и региональных банков?

— Принимая во внимание, что региональные банки еще в большей степени, чем средние московские, ограничены в формах фондирования, они всегда основной акцент делали на привлечение средств населения. В большинстве случаев их ставки всегда были выше, чем у московских кредитных организаций. Эта тенденция сохраняется и сейчас.

— Насколько эффективны сегодня кросс-продажи различных банковских услуг, когда вкладчику предлагают, например, бесплатное годовое обслуживание пластиковой карты?

— Все розничные банки, активно занимающиеся привлечением средств граждан на депозиты, запускают время от времени подобные программы. Банки стараются продать клиенту как можно больше продуктов и заработать на этом. Вводя сезонные вклады, очень часто банки предлагают в качестве подарка карту. Летом также практикуется аренда сейфовых ячеек со скидкой. Это дает положительный эффект — в выигрыше оказываются как банки, так и их клиенты.

— А такой маркетинговый ход, как различные подарки вкладчикам, оправдывает себя?

— Как показывает наш опыт, разного рода розыгрыши подарков имеют смысл. Люди смотрят на условия по вкладам в нескольких банках, видят там одинаковые ставки и уже оценивают дополнительные предложения. Если банк разыгрывает призы среди вкладчиков, то с большой долей вероятности человек пойдет именно в этот финансовый институт. Даже если понимает, что шанс выиграть у него небольшой.

— На форуме Банки.ру многие клиенты жалуются, что часто им дарят ненужные вещи, например кружку или платок с логотипом банка…

— Безусловно, дарить всем одно и то же — это неправильно. Важно понимать, на какую категорию клиентов рассчитана акция. Ясно, что если человек принес в банк 1 миллион рублей, а ему предлагают кружку, то это, мягко говоря, несерьезно. Такой подарок может стать для клиента поводом посмеяться над банком в кругу друзей. Во многом из-за этого при проведении своих акций мы разыгрываем какие-то весомые призы, которые можно забрать и в денежном эквиваленте.

При этом у банков много вкладчиков старшего поколения. Зачастую эти люди, получая в подарок кружку, календарь, плед или ручку, благодарны за проявление дополнительного внимания.

Беседовала Наталья РОМАНОВА, Banki.ru