Сергей Лапшин: «Курс на федеральный интернет-банк»
Фото: Пресс-служба Банка24.ру

Сергей Лапшин: «Курс на федеральный интернет-банк»

1410

Круглосуточный онлайновый высокотехнологичный банк, в который клиент будет приходить через разные каналы и получать любые услуги. Такова концепция «перезагрузки» екатеринбургского Банка24.ру.

Свою версию наиболее привлекательной стратегии развития банковских технологий в нынешнее время в интервью изданию «Эксперт-Урал» рассказал председатель правления Банка24.ру Сергей ЛАПШИН.

— Сергей Геннадьевич, у вас есть ощущение, что мы достигли дна и начинается подъем экономики?

— Напряженность спала, но уверенности в завтрашнем дне нет: например, хотя бы потому, что американская валюта чувствует себя неуютно, и это, на мой взгляд, может снова привести к параличу мировой финансовой системы. У нас на рынке показателем служит кредитная активность клиентов. Большая часть из них пока не нуждается в кредите на пополнение оборотных средств, которые мы готовы предложить. Есть потребность в длинных ресурсах, но тут уж банки не могут ее удовлетворить, потому что, извините, деньги-то у нас короткие. И не случайно, по итогам сентября статистика зафиксировала снижение совокупного портфеля по банковской системе. В этой связи, на мой взгляд, российские власти так и не сделали выводов из кризиса, проблема устойчивости банковской системы за счет стабильных и длинных пассивов так и не решена. Для рыночных банков это может быть только возможность привлечения денег населения на безотзывные вклады. Сколько ни говорим о них, а воз все там.

— Между тем среди предпринимателей сейчас стало модно говорить о перезагрузке, об изменении принципов ведения бизнеса. Какие выводы сделали вы? Куда сегодня двигаться среднему рыночному банку?

— Работать с физическими лицами во всеобъемлющем масштабе: сбережения, кредиты, расчет ные услуги, доступ на финансовые рынки. Второй сегмент — малый и средний бизнес: кредитование, сбережение, расчеты. При этом мы намерены в ближайшее время сосредоточиться в основном на услугах, не несущих высоких рисков. Наша стратегия заключается в том, что банк — это обслуживающая компания, где кредитование является вспомогательной услугой: если предприятие ведет через нас расчеты, мы можем дать ему кредитный лимит овердрафта или срочный кредит, чтобы у него была мягкая платежная ситуация. Да, темпы роста будут ниже, но ведь надо отдавать отчет, что в этом случае не будет и потребности привлекать пассивы, соответственно нет этой гонки по постоянному наращиванию капитала.

— А есть база для реализации этой концепции?

— Конечно. Мы за время роста экономики сделали весь необходимый инвестиционный цикл. Мы построили хорошую систему, основанную на международных стандартах IS0 9001:2000 — «здание», в котором осталось доложить буквально пару кирпичиков, чем мы сейчас и занимаемся. Во-первых, это сеть. Мы подошли к этой задаче с разумных позиций и выстроили оптимальную для нашей модели бизнеса сеть. Наши офисы расположены в самых удобных для людей местах. Наша аудитория — это жители мегаполисов: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска. Ей удобно держать счет в удобном банке. Технологичность — второй наш безусловный конек: мы остаемся в уникальной круглосуточной нише — скопировать эту концепцию в полном объеме пока не удалось никому.

— Рука об руку с круглосуточностью в Банке24.ру всегда шел качественный «интернет-банк»? Вы дошли в его построении до совершенства или еще осталось место для кирпичиков?

— А мы как раз сейчас занимаемся тем, что достраиваем эту стену. Надо отдать должное, в России есть всего два центра развития интернет-банкинга: это Москва и Екатеринбург. У нас выросла настоящая школа, и надо признать честно, большой вклад в это вложила команда банка «Северная Казна». Этот банк приучил рынок пользоваться хорошими продуктами, так зачем же делать шаг назад? Сейчас, когда этого банка фактически нет, нам надо взять все лучшее и усовершенствовать свои технологии. Мы доработали и уже в ближайшее время дополним наш «интернет-банк» как для физических и юридических лиц всем недостающим функционалом, к которому привыкли клиенты банка «Северная Казна». Кроме того, сконцентрируемся на развитии каналов продаж, связанных с Интернетом. Мы предоставим клиентам максимально широкий спектр доступа в банк, а также широкий спектр «продвинутых» продуктов: интернет-банк классический, с ЭЦП, интернет-банк с кодиками, интернет-банк для физлиц и юрлиц, мобильный банкинг для юридических и физических лиц, когда можно заходить с телефона на вебсайт. Сегодня мы уже предоставили клиентам технологичный продукт — SMS-банкинг, когда используются возможности операторов мобильной связи. Как только мы закончим все задуманное, а это будет уже в этом году, ни одного банка в России с такими возможностями не будет. Еще одно направление — расширение банкоматной сети. Причем это будут совершенно другие банкоматы с рядом новых возможностей и для клиента, и для банка, но это пока коммерческая тайна. В общем, получится круглосуточный онлайновый высокотехнологичный банк, в который можно прийти через разные каналы и получить разнообразные услуги. Сейчас мы переходим на автоматизированную банковскую систему нового уровня «Колвир», обеспечивающую круглосуточность практически без технологических перерывов. Она имеет встроенное workflow, наличие которого позволяет быстро настраивать новые процессы и продукты. То есть сначала мы рисуем процесс, а потом он уже обрастает бухгалтерскими операциями. Система позволяет использовать СУБД номер 1 в мире Oracle, с помощью которой упрощаются процессы интеграции с внешними системами.

— За счет чего вы будете зарабатывать при такой концепции развития бизнеса?

— У нас сейчас уже больше половины доходов — комиссионные доходы, мы хотим довести их до 80—90%. Наш принцип — дешевые цены и множество клиентов. В ноябре мы выведем на рынок новые тарифные планы, которые закрывают полностью потребности клиентов, а наши уникальные технологии позволяют обслужить практически неограниченное количество частных лиц и организаций. Добавим сюда выстроенные системы управление качеством, высококвалифицированный персонал, возможность круглосуточной организации системы технической поддержки и конечно дополнительную надежность, которою мы получили после вхождения в группу «Лайф». Все это в совокупности позволяет нам крепко смотреться на рынке. Вот вам и ответ на вопрос: почему люди за нас и «голосуют».

Беседовала Ирина ПЕРЕЧНЕВА