Андрей Кушниренко: «В феврале 2007 года Россия может войти в ВТО»

Андрей Кушниренко: «В феврале 2007 года Россия может войти в ВТО»

2537

Вполне реально, что двусторонние переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию могут быть завершены к 1 июля. В этой ситуации к 1 сентября может быть закончена работа и над докладом рабочей группы, и российский парламент в ходе осенней сессии может ратифицировать пакет документов о присоединении к ВТО. Таким образом, в феврале 2007 года Россия может стать полноценным членом ВТО. Об этом в интервью агентству «Прайм-ТАСС» рассказал секретарь межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, замглавы департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Андрей КУШНИРЕНКО.

Каковы перспективы завершения Россией переговорного процесса по присоединению к ВТО?

Вполне реально, что двусторонние переговоры могут быть завершены к 1 июля. В этой ситуации к 1 сентября может быть закончена работа и над докладом рабочей группы. Следовательно, все технические процедуры в рамках ВТО можно будет завершить в октябре-ноябре. После этого российский парламент в ходе осенней сессии может ратифицировать пакет документов о присоединении РФ к ВТО. Таким образом, в феврале 2007 года Россия может стать полноценным членом ВТО.

Если же рассматривать пессимистические прогнозы, то с учетом современной позиции США на этих переговорах они могут продлиться еще очень долго. Нельзя забывать и то, что в России в 2007 году — выборы в Госдуму, а потом в 2008 году — президента. Таким образом, реально новое правительство сможет вернуться к вопросу присоединения России к ВТО только во второй половине 2008 года. Вопрос в том, какой тогда будет ВТО?

Как Вы оцениваете точку зрения некоторых экспертов, что длительный переговорный процесс по присоединению к ВТО сдерживает развитие внешнеэкономических связей России, так как требуется держать тарифы на высоком уровне?

В некотором смысле это действительно так, так как до окончания переговорного процесса по доступу на российский рынок товаров мы вынуждены держать тарифы на достаточно высоком уровне. Сейчас средневзвешенная ставка импортного тарифа в России составляет порядка 10,5—11 проц. Но в то же время процесс корректировки пошлин в России не прекращался никогда. Самый яркий пример — это отмена пошлин на технологическое оборудование.

Решен ли вопрос о поставках сахара-сырца в рамках двусторонних переговоров с Колумбией о присоединении России к ВТО?

Пока окончательной договоренности нет, но вопрос решается. Ситуация осложняется тем, что в марте-апреле в Колумбии предстоят парламентские и президентские выборы. А там сильное сахарное и мясное лобби. Кроме того, колумбийская сторона считает, что поставляет нам сахара-сырца меньше, чем могла бы. Но по нашей статистике получается, что объемы поставок достаточно большие. Таким образом, наш спор с колумбийцами носит, в том числе, и статистический характер. В то же время необходимо напомнить, что на импорт сахара-сырца в РФ не существует никаких ограничений, кроме необходимости уплаты таможенной пошлины, хотя на него не распространяется режим предоставления преференций /снижение ввозной ставки пошлин для развивающихся стран на 25 проц от действующего тарифа/.

Планируется ли установление сезонных пошлин на нефтепродукты? Возможны ли изменения в системе установления экспортных пошлин на нефтепродукты, в частности, одновременное введение пошлин на нефть и нефтепродукты?

Идея о введении сезонных экспортных пошлин на нефтепродукты неоднократно высказывалась ФАСом, но пока не нашла поддержки среди других министерств и ведомств по ряду причин. В первую очередь надо определиться, что такое сезон в России. Учитывая географические особенности России, можно сказать, что это почти целый год. Диапазон отопительного сезона, посевных и уборочных работ очень широк. Например, на юге страны уже начинается посевная, а на Камчатке еще продолжается отопительный сезон. И, во-вторых, что может помешать нефтяным компаниям заранее подготовиться к введению повышенных сезонных пошлин, например, минимизировав потоки нефтепродуктов и увеличив вывоз нефти?

Что касается возможности изменения в системе установления экспортных пошлин на нефтепродукты, то пока никаких конкретных планов нет, хотя они возможны. Изменение системы потребует внесения поправок в действующее законодательство. Необязательно, в принципе, и одновременное введение пошлин на нефть и нефтепродукты. Несмотря на то, что экспортные пошлины на нефтепродукты вводятся с некоторым запозданием, чем на нефть, в годовом исчислении общий объем платежей выравнивается.

Будут ли отменены импортные пошлины на нефтепродукты? Есть ли расчеты экономической эффективности этой меры?

Мысли на этот счет времени от времени возникают. Но особая экономическая эффективность такой меры не очень просматривается, потому что, во-первых, импортная пошлина на нефтепродукты составляет всего 5 проц, и она не является регулирующей и фискально обременительной. Во-вторых, существует такое понятие, как определенная зависимость между расположением НПЗ и экономической эффективностью поставок нефтепродуктов, которые на нем вырабатываются, — это порядка 900—1200 км. На таком расстоянии от России только заводы в Белоруссии, Украине, Финляндии.

Хотя в российской истории были примеры, когда в середине 90-х годов при всплеске внутренних цен в северо-западные регионы России поставлялся бензин из Финляндии. Но с учетом структуры российского рынка нефтепродуктов, которая не очень допускает конкуренцию, эти поставки очень быстро закончились.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, экспорт нефтепродуктов из РФ в 2005 году составил 96,451 млн т, в том числе бензина — 5,922 млн т, дизельного топлива — 33,767 млн т, мазута — 45,843 млн т. Импорт РФ нефтепродуктов сложился в размере 201,2 тыс т, в том числе бензина — 8,3 тыс т, дизельного топлива — 0,5 тыс т, мазута — 14,8 тыс т.

Какие изменения предполагается ввести в отношении «лесного» экспорта?

Еще осенью 2005 г межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике одобрила план поэтапного увеличения экспортных пошлин на необработанную древесину. В частности, с 31 мая 2006 года произойдет увеличение специфической ставки вывозной пошлины на лес-кругляк с 2,5 до 4 евро за куб м при сохранении адвалорной составляющей в 6,5 проц. В дальнейшем предполагается увеличение с 1 июля 2007 года ставки вывозной таможенной пошлины до 10 проц от таможенной стоимости, но не менее 6 евро за 1 куб м на некоторые виды необработанных лесоматериалов, в том числе и на березовое сырье, кроме балансов березовых и хвойных пород. Все эти меры направлены на стимулирование переработки древесины на территории РФ и сокращение вывоза необработанной древесины за рубеж.

В то же время увеличение экспортных пошлин на необработанную древесину должно быть только одним из элементов плана по изменению структуры российского «лесного» экспорта. Основная цель — это повысить роль в этом экспорте не сырья, а продуктов переработки и уже готовой продукции. И здесь строительство «забора» на пути экспорта сырья — только один из элементов процесса, и далеко не самый важный. Нужно максимальным образом стимулировать производство полуфабрикатов и готовой продукции, таких как паркет, вагонка, бумага, картон и др, лишь немного придерживая экспорт. Как показывает статистика, в России вырубается лишь порядка 40 проц леса, разрешенного к вырубке. А это означает, что развитие производства полуфабрикатов и готовой продукции сдерживается не нехваткой сырья, а недостатком экономических стимулов для развития производства продукции с более высокой степенью переработки, с более высокой степенью добавленной стоимости.

Кроме того, нельзя не учитывать и те обязательства, которые берет на себя Россия в рамках переговорного процесса о присоединении к ВТО, которые предусматривают определенные ограничения, хотя и не слишком большие, в отношении пошлин.

Будет ли пересматриваться формула определения импортных пошлин на сахар-сырец?

Скорее всего, да. Хотя пока еще не определено, как это сделать. Значительное повышение цен на сахар-сырец непосредственным образом связано с высокими ценами на нефть, так как сахарный тростник является одним из важных источников сырья для альтернативного моторного топлива — этанола, который становится все более популярным в мире. С учетом возросшего спроса и ограниченности площадей засева сахарного тростника, цены на сахар-сырец, которые раньше варьировались в диапазоне 100—300 долл за тонну, сейчас составляют 400—480 долл за тонну, чего не было никогда. Очевидно, что высокий уровень цен на сахар-сырец, — это долгосрочная тенденция, которая потребует изменений в методах регулирования импорта этого товара.

Используемая сейчас в России шкала установления импортных пошлин на сахар-сырец была основана на прежних ценовых параметрах. Шкала позволяла поддерживать уровень цен на поставляемый в Россию сахар-сырец с учетом уплаты пошлин в пределах в 350—370 долл за тонну. Последняя ступенька этой шкалы была рассчитана на цену сахара-сырца выше 200 долл за тонну и пошлина при таком уровне цены составляет минимальный уровень — 140 долл за тонну. Сейчас же, в условиях нового ценового коридора на сахар-сырец, для сдерживания роста цен на сахар в России можно было бы резко уменьшить ставку этой пошлины.

Будет ли продолжаться процесс по снижению или отмене ввозных пошлин на технологическое оборудование?

Да, будет. Межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике было поручено продолжить и интенсифицировать работу по подготовке новых предложений по дальнейшему снижению и отмене ввозных пошлин на технологическое оборудование.

В настоящее время решения о корректировке и отмене пошлин приняты по значительному перечню оборудования — порядка 750 позициям. С 29 апреля вступит в силу постановление правительства РФ от 24 марта 2006 года № 168, предусматривающее «обнуление» пошлин. Срок действия этих пошлин рассчитан на 9 месяцев. Но, скорее всего, этот срок будет продлен, или нулевые ставки пошлин будут введены на постоянной основе. Решение о временном сроке введения пошлин в большинстве случаев — формальная причина. В рамках ЕврАзЭС мы должны согласовывать решения с нашими партерами, в частности, с Белоруссией и Казахстаном. В данном случае решение об отмене пошлин на ввоз оборудования, по всей видимости, будет согласовано, так как Белоруссия и Казахстан уже имеют нулевые ставки, вопрос будет заключаться только в согласовании перечня. В то же время нельзя не учитывать, что такие фундаментальные решения иногда чреваты непрогнозируемыми последствиями. 9 месяцев необходимы для анализа эффективности применения нулевых ставок, выявления и исправления возможных ошибок. Не исключено, что список может быть немного расширен или, наоборот, сужен.

В настоящее время осталось еще около 400 позиций, пошлины на которые могут быть изменены. При этом, возможно, уже можно делать упор не только на технологическое оборудование, а, например, на элементную базу.

Рассматривается ли вопрос о повышении пошлин на грузовые автомобили, бывшие в употреблении, а также об ограничении ввоза в Россию грузовых автомобилей физическими лицами для некоммерческого использования?

Да. На последнем заседании комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике было принято решение о выделении в ТН ВЭД товарных позиций на грузовые автомобили, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, с одновременным увеличением ставок ввозных таможенных пошлин на них с 10—15 проц до 1 евро за 1 куб см объема двигателя. Данную меру рекомендуется принять в связи с возросшим импортом грузовиков в возрасте от 3 до 7 лет, большая часть которого приходится на автомобили в возрасте от 5 лет и ввозится юрлицами, а также для усиления эффективного контроля за уровнем декларируемой таможенной стоимости автомобилей старше 5 лет, которая в настоящее время составляет в среднем 6—7 тыс долл. При среднем объеме двигателя 2,5—3,5 л ставка пошлины в размере 1 евро за 1 куб см объема двигателя позволит определить общую стоимость при ввозе на уровне примерно 11—12 тыс долл. Такой уровень цены соизмерим со стоимостью новых легких грузовых автомобилей, планируемых к выпуску в России в рамках ряда инвестиционных проектов.

Кроме того, предполагаются ограничения на ввоз физическими лицами грузовых автомобилей весом до 5 тонн.

Будет ли расширен перечень автокомпонентов, импортируемых в Россию по льготным таможенным ставкам на условиях промсборки? Попадут ли в него компоненты, предназначенные для производства узлов и агрегатов, а также интерьера автомобилей?

Такая работа в настоящее время ведется Союзом автопроизводителей совместно с Минпромэнерго. Перечень уточняется и готовится. Прежде всего в него планируется включить компоненты, необходимые для производства узлов и агрегатов.

Что касается возможности расширения перечня применительно к промсборке для сельхозмашиностроения, то в принципе это возможно, но при этом нельзя не учитывать, что некоторые российские производители сельхозтехники считают, что «это — большое зло». Нет пока и принципиальных решений по авиации.