Олег Антонов: «Новый банк был создан практически с нуля»
Фото: Пресс-служба Нейвабанка

Олег Антонов: «Новый банк был создан практически с нуля»

2062

Продажа банка «Северная Казна» расколола некогда монолитную команду его основных акционеров на две части. Группа во главе с Владимиром Родионовым, владевшая блокирующим пакетом (порядка 28%), на деньги от продажи акций купила КомНейвабанк, намереваясь сделать его наследником бизнеса «Казны». О настоящем и будущем финансовой организации, которая ныне переименована в банк «Нейва», рассказывает ее председатель правления Олег АНТОНОВ.

— Олег Александрович, 9 сентября на финансовый рынок Екатеринбурга вышел новый банк — «Нейва». Как появился этот проект? Почему он появился именно сейчас, во время кризиса?

— Кризис — это время больших возможностей, в первую очередь — в финансовой сфере. Собственно, именно благодаря ему и появился банк «Нейва». А конкретнее — своим существованием наш проект «обязан» санации банка «Северная Казна». После её продажи на нашем региональном рынке появилась свободная ниша, заполнить которую попытались многие банки. Но безуспешно.

И многие предприятия столкнулись с тем, что не могут найти для себя кредитное учреждение, которое полностью отвечало бы всем их требованиям, предоставляло тот уровень услуг, к которому они привыкли.

Эта проблема возникла и перед рядом бывших мажоритарных акционеров банка «Северная Казна». Тогда пришло четкое понимание: коли место вакантно, то уж кому, как не выходцам из «Северной Казны» ее занять? В качестве «застрельщика» идеи выступил президент ЗАО «УралАвиа» Владимир Родионов (основной вид деятельности ЗАО «Урал-Авиа» — научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Компания занимается разработкой, производством, ремонтом и восстановлением составных частей летательных аппаратов — прим. ред.). Он вышел с предложением к команде менеджеров, в разное время работавших в «Северной Казне». Так и родился банк «Нейва».

Сторонние наблюдатели, конечно, были преисполнены скепсиса: мол, «запустить» практически с «нуля» банк в нынешних условиях невозможно. Может быть, для других начинаний это и справедливо. Но в этом проекте сошлось все очень удачно: с одной стороны — акционеры со своими финансовыми ресурсами, с другой стороны — возможность приобрести «чистый» банк, с третьей — собрались специалисты высочайшего уровня, прошедшие все ступени банковского бизнеса.

И уже через месяц после начала работы мы начали в «тестовом» режиме обслуживать предприятия наших партнеров. Когда система была отлажена и протестирована, мы решили, что можем вывести её на открытый рынок. Это и было сделано 9 сентября.

— Дата 9 сентября была выбрана не случайно?

— Действительно, для нас это особый день. Дело в том, что 9 сентября — день рождения «Северной Казны», банка, которому каждый из нас «отдал» много лет. Самой «Казне», по понятным причинам этот праздник уже не нужен, и мы решили, что грех не использовать дату, столь значимую для всех нас.

На этот день мы запланировали сразу три события — запуск системы «Банк-Директ» (интернет-банк для юридических лиц), открытие нового отделения банка в Екатеринбурге на Крауля, 2 и празднование первого Дня рождения банка «Нейва».

И уже в последний момент обратили внимания на то, что день этот не простой — 09.09.09. Решили, что это хороший знак, и в 09:09:09 по екатеринбургскому времени запустили «Банк-Директ». С этого момента можно вести точку отсчёта работы обновлённого банка.

— Банк «Нейва» будет стремиться копировать докризисную «Северную Казну» и ее продукты?

— Если речь идет об идеологии — то да, мы заимствуем, а вернее, наследуем «казнинскую» философию бизнеса. Многое из того, чем славилась «Северная Казна», будет реализовано в «Нейве». Но мы не собираемся слепо копировать, скорее — строить новое с учетом былого опыта. «Нейва» — это и продолжение линии «Северной Казны», но и работа над ошибками «Северной Казны». Для этого у нас есть все возможности: и профессиональный коллектив, и опыт, и абсолютное взаимопонимание с акционерами. Не нужно длительных объяснений, переговоров и лишних реверансов. Всё решается очень быстро, по-деловому. Банку это идет только на пользу.

— Почему в качестве основы для нового проекта был выбран «КомНейвабанк»?

— Выбор был не случайным. «КомНейвабанк» был образован на базе отделения Госбанка СССР, открытого еще в 1957 году. Всю свою историю он занимался тем, что обслуживал счета предприятий закрытого города Новоуральска, то есть никогда не работал на рынке.

В 2006 году государство приняло решение перевести счета всех «закрытых» предприятий в государственные банки и включило «КомНейвабнак» в план приватизации. В результате банк потерял свою экономическую нишу и быстро стал убыточным. По всем показателям «КомНейваБанк» был самым маленьким банком Уральского региона. Более того, в результате падения капитала у банка была приостановлена лицензия на проведение операций с физическими лицами. Таким образом, к моменту покупки банк представлял собой фактически чистую лицензию. И кредитный портфель, и объем привлеченных средств, были крайне незначительными.

И это нас вполне устраивало. Новый банк был создан практически с нуля. Нам не пришлось ничего ломать, ничего переделывать. Кроме того, мы полностью избавлены от тех рисков, с которыми связано приобретение нового кредитного учреждения. Так, у «КомНейвабанка» практически не было просроченной задолженности по кредитам (поскольку объем самих кредитов крайне невелик) и нет никаких «скелетов в шкафу». Мы совершенно не опасались оттока вкладчиков — их и так фактически не было.

Так что можно сказать: покупая «Комнейвабанк», наши инвесторы приобрели чистую стройплощадку, на которой было начато возведение нового здания банка «Нейва».

— Что вам удалось сделать за месяцы, что прошли с момента начала работы над новым проектом?

— Оглядываясь назад, понимаешь, что мы сделали невозможное. За три месяца мы запустили банк с нуля. Была полностью заменена автоматизированная банковская система (АБС), создан интернет-банк для юридических лиц, все это объединено в единую работающую сеть.

Сегодня «Нейва» — вполне рыночный банк, который предлагает комплексное обслуживание юридических лиц. И это не только система расчетов, но и кредиты, и депозиты — весь тот набор инструментов, который нужен клиенту.

У нас уже работает два офиса в Новоуральске, два в Екатеринбурге, один в Каменске-Уральском, один в Челябинске. До конца этого года планируется открыть еще по одному офису в Челябинске и Екатеринбурге, в начале следующего — в Магнитогорске и Верхней Пышме. Офисы открываются не на пустом месте, а под уже готовую клиентскую базу.

На данный момент у банка уже около двух тысяч клиентов. Часть из них — старые партнеры банка из Новоуральска, часть — пришли вместе с акционерами. Но очень большое число — совершенно новые клиенты, которых мы получили за последние дни. Мы были удивлены и не ожидали, что они будут открывать счета с такой интенсивностью.

В среднем в день каждый наш екатеринбургский офис открывает 7—8 новых счетов. Это хороший показатель даже для крупного банка, давно работающего на рынке и обладающего развитой филиальной сетью.

Мы перестали быть самым маленьким банком Свердловской области. К концу года капитал будет увеличен за счет дополнительных вкладов участников ООО «КомНейвабанк». Мы намного «перепрыгнем» планку требований по капиталу, которые выставляет Центробанк на 2010—2011 год.

В ближайшее время банк официально сменит место регистрации с Новоуральска на Екатеринбург.

— В чем заключается главный принцип, которым руководствуется банк?

— Принцип у нас один — создавать продукт, который нужен и удобен клиенту. Методов достижения этой цели несколько. Во-первых, мы всегда стараемся примерить новый продукт на себя. Удобен ли он нам, как клиентам? Какие функции были бы насущно необходимы и какие удобны, если бы мы пользовались им каждый день? Эти вопросы позволяют избежать известной ошибки разработчиков, которые делают продукты, удобные банку, а не клиенту.

Во-вторых, это обратная связь: первая функция, которая была реализована на корпоративном сайте — это форум, на котором пользователи могут оставлять свои замечания и предложения. И некоторые из них мы уже реализовали в своем «Банк-Директе». К примеру, изначально в нем не было возможности сортировать платежи по контрагентам. Клиенты попросили эту функцию, и мы ее тут же запустили. На общегородском форуме потенциальные клиенты высказали несколько пожеланий по услугам — буквально в течение пары дней мы сумели реализовать это.

— Что из себя представляет «Банк-Директ»?

— Это классический интернет-банк для юридических лиц, в котором однако реализованы все возможные функции, которые могут понадобиться нашему пользователю. Мы постарались сделать так, чтобы его интерфейс был максимально простым и дружелюбным, но, в то же время, функциональным. Думаем, что это нам удалось в полной мере.

Фактически, там есть все функции, которые сейчас востребованы клиентами. Все, о чем просили, чем чаще всего пользуются на протяжении стольких лет ИП, ООО и другие юридические лица.

Хотите, чтобы право подписи было у нескольких сотрудников? Не вопрос: руководитель, бухгалтер и так далее получают каждый право подписи, но с отдельным ключом. Отдельная история — ключи с ограниченным доступом. К примеру, сейчас есть холдинги, где существует многоступенчатый контроль отправления платежей. В этом случае бухгалтер сможет в интернетбанке просмотреть счета, получить выписку, «набить» платеж, но отправится платеж только после того, как его подпишут своей ЭЦП уполномоченные лица.

Более того, мы считаем, что отправить платёжки — это не сложный процесс. Для клиента зачастую важен юридически легитимный документооборот. У нас он реализован через Интернет-банк. Когда клиент отправляет в банк электронное письмо, оно сопровождается электронной цифровой подписью и воспринимается нами как официальный, юридически значимый документ, который мы обязаны принять к рассмотрению.

— Это собственная разработка банка?

— Мы не держим у себя разработчиков. Но та схема, по которой мы работаем — это и не типичный аутсорсинг.

Дело в том, что сейчас банк «Нейва» входит в конгломерат компаний, объединенных общими собственниками. В этот консорциум, помимо нас, входит страховая компания «Северная Казна», а также компания «Информационные системы». По сути, «Информационные системы» — это 90% списочного состава департамента информационных банковских технологий «Северной казны». Именно они и разработали нашу систему.

Но тут необходимо понимать, что написать интернет-банк — это даже не половина дела. Куда сложнее привязать его к автоматизированной банковской системе, заставить их работать как одно целое, заставить всё это функционировать надлежащим образом. Это огромный труд.

— Какие задачи стоят перед банком в ближайшие месяцы?

— Что касается юридических лиц, то старт кампании дан. Мы наращиваем клиентскую базу, параллельно делая режим работы удобным для клиентов: офисы работают с 8.00 до 20.00, а в субботу с 9.00 до 16.00. С 15 октября ввели расширенный операционный день — прием и отправка платежей текущим днем происходит до 22.00

Что касается дальнейшего развития банка, то задача номер один: возобновить лицензию на обслуживание физических лиц. Это задача осуществима, все необходимые мероприятия для этого делаются. Главное уже сделано — капитал банка превысил предел, установленный Центробанком. Теперь нам необходимо выполнить следующие существенные требования, общее число которых — порядка 30. Одно из них, например, два квартала отработать с чистой прибылью. Думаю, с этим проблем также не возникнет.

В течение 2010 года будет происходить внедрение и продвижение продуктов для физических лиц. Пакет буде включат в себя как кредиты, так и депозиты, и, конечно же, расчетную систему на основе интернет-банка. После этого мы планируем развернуть собственную банкоматную сеть. В целом создадим комфортный современный универсальный банк, со всеми приличествующими универсальному банку услугами.

По материалам журнала «Деловой квартал» и ИА «УрБК»