Александр Киселев: «Скорее всего процесс акционирования начнется в этом году»
Фото: Sostav.ru

Александр Киселев: «Скорее всего процесс акционирования начнется в этом году»

2387

В текущем году «Почту России» ожидают глобальные изменения: ведомство сможет не только начать реконструкцию своих отделений, но и изменить форму собственности. О том, как будет создаваться Почта-Банк, в интервью «РБК daily» рассказал генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр КИСЕЛЕВ.

— С какими финансовыми результатами завершила «Почта» 2009 год? Какая прибыль получена?

— Предварительно общая выручка, включая те федеральные субсидии, которые мы получали на подписку, на покрытие убытков от оказания почтовых услуг в районах Крайнего Севера и универсальных услуг почтовой связи, составит приблизительно 100 млрд руб. Выручка на 11% превысит показатели 2008 года. Чистую прибыль мы ожидаем на уровне не менее 200 млн руб. Очевидно, что это не та сумма, которая позволяет строить планы для каких-то глобальных инвестиций, но это индикатор надежности и стабильности для кредитующих нас банков.

— За счет чего достигнута прибыль?

— В прошлом году была проделана напряженная работа по экономии затрат, что было обусловлено спадом в экономике страны и нерентабельностью регулируемых услуг. Существенно сокращены затраты на персонал, особенно по численности, генеральная дирекция была сокращена на треть. Когда я возглавил «Почту», в генеральной дирекции работало более 1,3 тыс. человек, сейчас чуть менее тысячи. Я ставлю задачу выйти на уровень порядка 850 сотрудников.

— Ранее обсуждалась возможность изменения структуры собственности «Почты». Идет ли сейчас подготовка к акционированию?

— Подготовка к акционированию заключается, как правило, в каких-то первоначальных правовых актах. Пока таковых нет. Однако упоминание о возможности приватизации «Почты» содержится в концепции реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, утвержденной правительством еще в 2002 году. Решение вопроса, будет «Почта» акционироваться или нет, сейчас является очень важным в плане создания почтового банка и начале его функционирования. Предполагается, что «Почта» должна быть акционером почтового банка. Однако как ФГУП мы просто не имеем права владеть акциями какого-либо банка, поскольку у «Почты» нет имущества. Мы унитарное предприятие, мы всем пользуемся, но ничем не владеем. Я не исключаю, что в 2010 году собственником имущества «Почты», то есть государством, будет инициирован вопрос об акционировании предприятия. Тем более что именно 2010 год в упомянутой концепции реструктуризации 2002 года указан как год начала преобразования из ФГУП в ОАО, сам процесс может занять в лучшем случае полгода. Скорее всего, процесс акционирования начнется в этом году, создание собственно акционерного общества — в следующем. Но это, конечно же, решение государства.

— Производилась ли когда-нибудь оценка «Почты»?

— Да, но очень прогнозная… На сегодняшний момент капитализация «Почты» составила бы не менее 12—15 млрд долл. Но это самый минимальный порог просто по стоимости активов, без других показателей, например финансовых оборотов.

— Ранее представители Банка развития заявляли, что Почта-банк будет создаваться по образу Deutsche Postbank. Что будет позаимствовано?

— На самом деле приводились разные примеры, не только Deutsche Postbank. Самым успешным в мире является Японский почтовый банк, активы которого составляют 3,5 трлн долл., созданный на базе национального сберегательного банка Японии и почты. Такие страны, как Италия, Финляндия, Норвегия, Швеция, также успешно реализовали проекты по созданию почтовых банков. Так, например, у каждого жителя страны есть почтовая карта (Postcard), которая является и платежным средством, и средством, куда начисляются социальные выплаты и пособия. Для населения такая карта очень удобна.

— Представители Банка развития недавно заявили о том, что готовы принять участие в создании национальной платежной системы…

— Безусловно, создание этой системы может быть организовано и на базе сети «Почты России». К почте весьма высокий уровень доверия как к государственному институту. Соответственно, услуги по эмиссии карт, их выдаче, авторизации при получении, какие-то запросы пользователей по этой карте могут оказываться в почтовом отделении. Почтовая сеть самая широкая и исторически адаптирована для этой задачи. Это интересно и Банку развития, и нам. И мы сделаем все, чтобы национальная платежная система и универсальная карта делались по образу и подобию почтовых карт, реализованных другими почтами мира.

— Каковы планы развития «Почты России»?

— Мы рассчитываем на то, что будет принята правительством и профинансирована программа модернизации «Почты», которая уже разработана и сейчас проходит межведомственное согласование. Программа предусматривает на период до пяти лет общий объем финансирования более 100 млрд руб., которые должны быть потрачены в основном на модернизацию инфраструктуры, куда включено в том числе строительство сортировочных центров, хабов, и обновление нашего транспортного парка. В прошлом году в Подмосковье мы запустили крупнейший в Европе сортировочный центр, который будет обслуживать практически весь Центральный федеральный округ. Сейчас запускаем аналогичный центр в Санкт-Петербурге. На строительство первого центра было потрачено чуть более 3 млрд руб. Использовались средства и почты, и привлеченные средства (в том числе кредит на 4,5 млрд руб. от Дойче Банка). Для строительства новых центров мы также планируем привлекать кредиты и использовать средства, которые у нас появляются благодаря началу прибыльной деятельности.

— Откуда будут взяты средства для финансирования программы модернизации почты?

— Общий объем программы на уровне 101—103 млрд руб. планируется реализовать на условиях паритетного финансирования. То есть половину даст «Почта России», половину — федеральный бюджет. В прошлом году нам удалось вместе с Банком развития существенно продвинуть идею создания почтового банка. Определенные инвестиции на реализацию этой идеи планирует направить государство, как напрямую, так и через Банк развития. Ведь при создании почтового банка возникает очень много синергии и с нашими задачами по модернизации. И в интересах почтового банка, и в интересах наращивания почтовых услуг нам необходима реконструкция наших почтовых отделений. Невозможна ситуация, когда в отделении почты будет красивая банковская часть, а все остальное — «покосившаяся изба». Сейчас у нас более 25 тыс. отделений, расположенных в основном в отдаленной сельской местности, они убыточны, не имеют средств для реконструкции.

— Закрывать такие отделения не планируете?

— Закрытие каждого отделения мы обязаны согласовывать с региональной администрацией, и аргументы для этого должны быть железобетонные. Да, у нас иногда происходит перемещение почтовых отделений из одного районного центра или поселка, где практически нет жителей, в другой, более населенный. Конечно, чтобы выйти на прибыльность, для менеджеров самое простое — отказаться от убыточных видов деятельности. Социальная нагрузка — специфическая особенность почтовых организаций всего мира, поэтому во всем мире почты остаются государственными, но в разных организационно-правовых формах. Как правило, государство в тех или иных странах находит возможность государственной поддержки почты. Она может быть прямая, в виде субсидий и поддержки из национальных бюджетов, и косвенная, в виде защиты определенного сегмента бизнеса. У «Почты России» нет никакого монопольного сегмента, который бы обслуживала только она, и одновременно мы почти не получаем прямой финансовой поддержки на покрытие убытков от своих услуг. Так, например, на Севере мы теряем не 146 млн руб., которые получаем из бюджета на покрытие убытков, а как минимум в десять раз больше.

— Был ли снижен тариф на доставку пенсий в 2010 году? Как «Почта» будет покрывать эти убытки?

— Да, снижение тарифа на доставку пенсий до уровня 0,97% — это проблема текущего года. Мы прогнозируем убыток от этой деятельности на уровне не менее 12 млрд руб. Для решения этого вопроса предлагаем ввести регулирование тарифа на доставку пенсий через Федеральную службу по тарифам либо через некий механизм лицензирования. Это предложение уже одобрено Минкомсвязи. Ведь «Почта» не монополист в этой услуге. Пенсию доставляет большое количество альтернативных организаций, которые, как правило, делают это в легкодоступных регионах, где затраты на доставку достаточно низкие. «Почта» же лишается права доставлять пенсии в подобных регионах, однако при этом у нее остается право доставлять пенсии в труднодоступных местах: где-то в аулах, в горах и т. д. Например, отрицательный результат от доставки пенсий в Магаданской области, Чукотском и Ненецком автономных округах приближается к 70—80%.

— А с подпиской какова ситуация?

— Благодаря удерживанию цен на подписку на уровне двухлетней давности нам удается поддерживать постоянный уровень подписных тиражей. Это возможно также благодаря нашим активным совместным действиям с издателями. Но, говорить о возможном росте тиражей, к сожалению, сейчас не приходится. А вот выручка от продажи розничных товаров в 2009 году составила 18 млрд руб. при оборотах в 100 млрд руб. Это включает и такие традиционные виды продаж, как открытки, книги, канцелярия, филателистическая продукция, так и — во многих регионах — продукты питания. В почтовых отделениях мы также продаем комплекты подключения к услугам сотовой связи, в ближайшее время планируем ввести в товарную линейку и мобильные телефоны.

— Какой ваш финансовый прогноз на этот год?

— Выручка «Почты России» вырастет не менее чем на 12%. По оптимистичному сценарию, который связан с тем, что нам удастся вместе с Минкомсвязи и Федеральным агентством связи добиться справедливого решения вопроса о компенсации убытков от деятельности по доставке пенсий, мы планируем получить в итоге чистую прибыль. Мы также рассчитываем, что еще больший рост будет достигнут в секторе финансовых услуг и сервисов — это традиционные денежные переводы и прием разного рода платежей. Это позволяет создавать финансовый запас для компенсации убыточных видов деятельности. На вторую половину запланировано начало деятельности почтового банка — от этого тоже получим дополнительный доход.

Биография

Александр Киселев родился в 1962 году. В 1984 году окончил восточный факультет Ленинградского государственного университета им. А. Жданова. С 1991 по 1995 год работал в российском представительстве компании DHL-International. С 1995 по 1998 год — региональный директор компании Energizer. В 2000 году г-н Киселев назначен замминистра связи и информатизации, а в 2002 году — первым замминистра. В 2004—2006 годах — помощник министра информационных технологий и связи. С 2006 по 2009 год возглавлял компанию «Связьинвест». С 2009 года занимает пост генерального директора ФГУП «Почта России».

Беседовали Наталья СТАРОСТИНА и Александр ДЕМЕНТЬЕВ