Игорь Дуда: «Мы планируем предложить полный объем банковских продуктов в «Седьмом континенте»

Игорь Дуда: «Мы планируем предложить полный объем банковских продуктов в «Седьмом континенте»

5083

В настоящее время на российском банковском рынке основной тенденцией является стремление к расширению масштабов деятельности банковских групп. Это характерная черта современного российского банковского бизнеса, которая отражает развитие экономики, банковской системы страны, рост благосостояния населения. Своими размышлениями о тенденциях в работе банковских групп в интервью журналу «Профиль» делится вице-президент Собинбанка Игорь ДУДА.

— Игорь Викторович, каковы последние тенденции в области формирований банковских групп?

— Основная тенденция проста — стремление к расширению масштабов деятельности и увеличению своего сегмента рынка. Это характерная черта современного российского банковского бизнеса, которая отражает развитие экономики, банковской системы страны, рост благосостояния населения. При этом каждый банк или бизнес-структура выбирает собственные варианты развития — это может быть как укрупнение и расширение поля деятельности существующих банков, так и создание новых банковских брендов в рамках группы.

— А можно привести примеры создания новых брендов в рамках группы?

— Самый распространенный вариант — когда крупный универсальный банк создает новое бизнес-направление под отдельным брендом, как правило, для работы на рынке розницы. Встречаются и подходы, когда из общего розничного направления выделяются отдельные сегменты. Направление такого сегментирования может быть продуктовым (потребкредиты, ипотека, вклады и т. д.), а может ориентироваться на определенную аудиторию клиентов, как, например, «Союзник» — проект банка «Союз», ориентированный на молодежь. Приобретая доли Русского ипотечного банка и банка «Финсервис», мы основывались именно на этом варианте развития бизнеса.

— Чем такая форма объединения выгодней банковских консолидаций?

— На мой взгляд, однозначного ответа тут нет, каждый вариант развития имеет свои преимущества и недостатки, выбор зависит от конкретных целей и задач компании.

При выборе варианта анализируется все: текущая доля рынка и перспективы ее увеличения, стоимость вхождения в новую рыночную нишу, риски, «сила» и привлекательность бренда, целевая аудитория. Рискну предположить, что в конечном счете решающим фактором может стать смелость и креативность конкретных людей, принимающих решения.

— Какова специализация банков внутри вашей группы?

— И Русский ипотечный банк (РИБ), и банк «Финсервис», акционером которого является Собинбанк, развивают разные направления банковской розницы. Специализация РИБа — ипотека. Причем Собинбанк может выступать в роли первичного кредитора с разветвленной и хорошо отлаженной сетью продаж. Специализированный же ипотечный банк позволит нам оптимизировать процесс рефинансирования ипотечных кредитов. «Финсервис» — это новый для российского рынка проект Instore banking — продажа банковских продуктов и услуг непосредственно на территории магазина.

Большинство российских банков развивает свою розничную сеть, либо открывая традиционные банковские отделения, либо арендуя площади в торговых точках — как правило, магазинах электроники и бытовой техники, крупных торговых центрах или автосалонах. Первый вариант (открытие традиционных отделений) очень дорог, в первую очередь из-за роста цен на рынке недвижимости. Второй таит в себе опасность попасть в прямую зависимость от «капризов» арендодателя, ведь торговые точки, как правило, заинтересованы прежде всего в росте своего товарооборота, им нет дела до банковских рисков, качества кредитного портфеля и прочих банковских «премудростей». В такой ситуации банк вынужден идти на риски, чтобы не остаться «за бортом». Результат такого «сотрудничества» налицо — процент просроченной задолженности в кредитных портфелях банков имеет серьезные размеры и продолжает расти.

В случае с «Финсервисом» нам удалось найти наиболее выгодный и оптимальный вариант сотрудничества, когда оба акционера «Финсервиса» — и Собинбанк, и «Седьмой континент» — реально заинтересованы в результате.

— На реализацию каких продуктов делаются основные ставки в этом проекте?

— В концепцию развития входит предоставление клиентам всей линейки банковских продуктов. В первую очередь это потребительские кредиты, кредитные карты, автокредиты и ипотека. Также мы планируем развитие программ лояльности для покупателей супермаркетов «Седьмой континент» на базе дисконтно-бонусных ко-брендовых карт. Эти программы позволят предложить клиентам дополнительные преимущества как при совершении покупок в «Седьмом континенте», так и при приобретении услуг в отделениях банка «Финсервис». Кроме того, все мини-офисы оснащены многофункциональными терминалами банковского самообслуживания, которые дают возможность круглосуточно пополнять счета, совершать платежи по кредиту без комиссий, снимать наличные, совершать платежи по счету и обменивать валюту.

Петр ИВАНЕНКО