Алексей Горьков: «Прошедший год стал для компании «Сбербанк Лизинг» годом больших перемен»
Фото: All-Leasing.Rui

Алексей Горьков: «Прошедший год стал для компании «Сбербанк Лизинг» годом больших перемен»

4720

Прошедший год стал для компании «Сбербанк Лизинг» годом больших перемен, и даже финансовый кризис не заставил ее отказаться от амбициозных планов. О планах развития, проблемах в законодательстве, тенденциях развития рынка лизинга в интервью порталу All-Leasing.Ru рассказал заместитель генерального директора ЗАО «Сбербанк Лизинг» Алексей ГОРЬКОВ.

— Как компания видит свое развитие в этом году?

— Прошедший год стал для компании «Сбербанк Лизинг» годом больших перемен, и даже финансовый кризис не заставил нас отказаться от амбициозных планов. Компания провела ребрендинг, начала активную региональную экспансию, модернизацию и расширение продуктового предложения для малого и среднего бизнеса, взяла курс на развитие взаимоотношений с вендорами.

Выполнение стратегических задач потребовало серьезного изменения организационной структуры «Сбербанк Лизинг». В компании были созданы подразделения по работе с проблемными активами, по управлению и координации сбытовой сети, служба внутреннего контроля, продуктовая фабрика. В рамках модернизации системы риск-менеджмента сформированы централизованная служба риск-менеджмента, кредитный комитет, служба централизованного андеррайтинга.

В 2010 году стратегия нашей компании направлена на увеличение доли рынка. Для достижения данной цели мы планируем сфокусироваться на развитии компетенций в таких капиталоемких сегментах, как лизинг телекоммуникационного и энергетического оборудования, недвижимости, авиа- и судостроении. Для усиления работы с сегментом малого и среднего бизнеса и завоевания позиций на региональных рынках «Сбербанк Лизинг» активно открывает новые филиалы. В настоящий момент региональная сеть компании насчитывает 26 филиалов, до конца года планируется увеличить их число до 33.

В 2010 году компания также планирует выйти на рынок лизинга стран СНГ. В первом полугодии 2010 года была зарегистрирована дочерняя лизинговая компания на Украине. До конца года планируется создать дочерние компании в Беларуси и Казахстане.

Мы понимаем, что стратегии роста всегда сопутствует увеличение операционных рисков. Поэтому для их минимизации в компании осуществляются глубокая IT-автоматизация бизнес-процессов и развитие корпоративной информационной системы на базе современной технологической платформы ERP-системы Microsoft Dynamics — Navision.

— Какие основные тенденции развития рынка лизинга вы можете отметить в 2009 году?

— В прошлом году объем новых сделок сократился на 56% по сравнению с 2008-м. Ключевыми игроками на рынке лизинга в 2009 году стали компании с доминирующим государственным участием. На их долю пришлось более 50% рынка, так как они традиционно работают с крупными корпоративными клиентами.
Большинство частных компаний и компаний при независимых банках сфокусировались на работе по взысканию просроченной задолженности и поддержке текущей ликвидности. В результате этого объем нового бизнеса сократился в 5—8 раз, а кто-то и приостановил свою деятельность. Это негативно сказалось на инвестиционном спросе в целом. Например, в розничном лизинге автотранспорта и оборудования объемы снизились в 4,5 и 3 раза соответственно по сравнению с 2008 годом.

— Какие значимые события произошли на рынке за 5 месяцев 2010 года?

— Для нас главным стало то, что на фоне общего сокращения и приостановки деятельности основных игроков рынка в 2009—2010 годах «Сбербанк Лизинг» продемонстрировал троекратный рост объема новых контрактов и рост лизингового портфеля на 24%. Доля объемов нового бизнеса компании выросла почти в 10 раз. Кроме того, «Сбербанк Лизинг» присвоили международный кредитный рейтинг (Fitch) на уровне «BBB», прогноз «стабильный», она заняла вторую строчку в топ-10 лизинговых компаний по объему нового бизнеса и объему лизингового портфеля в РФ.

— Что станет основой роста на рынке в будущем?

— Основа роста любой здоровой экономики — это малый и средний бизнес. В условиях финансового кризиса объем лизинговых сделок значительно сократился. В среднесрочной перспективе мы ожидаем восстановление спроса со стороны данной целевой группы и увеличение, таким образом, сегментов розничного лизинга автотранспорта и оборудования.

Можно прогнозировать и увеличение спроса со стороны капиталоемких отраслей, таких как энергетика, телекоммуникации, нефте- и газодобыча вследствие возобновления инвестиционных программ, приостановленных в период кризиса. Большим потенциалом обладает рынок лизинга самолетов и судов по причине высокого уровня износа парка этой техники

В более долгосрочной перспективе одним из факторов роста рынка лизинга в целом будет сегмент рынка лизинга недвижимости.

— Как вы относитесь к идее создания саморегулируемых организаций лизинговых компаний?

— В процессе стабилизации экономики РФ участники рынка, возможно, вновь вернутся к этому вопросу.

— Какие основные проблемы в законодательстве на сегодняшний день сдерживают развитие рынка лизинга услуг?

— Основной проблемой по-прежнему является практика налогового администрирования. Речь идет, прежде всего, о проблемах с возмещением НДС лизингодателям. Специфика лизинговой деятельности состоит в разовой оплате поставщикам техники и многолетней рассрочке по поступающим лизинговым платежам. Это приводит к тому, что у лизинговых компаний по итогам налоговых периодов возникает превышение уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость над суммами налога, полученными ими в составе лизинговых платежей и начисленными к уплате в бюджет. По общему правилу, установленному Налоговым кодексом, налогоплательщику предоставляется право зачесть сумму налога, предъявленную поставщиком, и потребовать возврата из бюджета суммы превышения. Причем, подчеркну, проблема носит не столько правовой, сколько правоприменительный характер, так как в 90% судебных случаев суд все равно принимает сторону лизинговой компании. Однако налоговые органы под различными предлогами стремятся отказать лизинговым компаниям в праве возмещения НДС.

Другим негативным фактором для рынка лизинга в области законодательства стало изменение ФЗ № 158 от 22 июля 2008 года. В соответствии с этим законом с 1 января 2009 года была отменена возможность применения ускоряющих коэффициентов при амортизации имущества первой-третьей амортизационных групп со сроком полезного использования до пяти лет. Кроме того, запрет ускоренной амортизации фактически заблокировал лизинг всех автомобилей с рабочим объемом двигателя не более 3,5 литра, а это явно противоречит целям и смыслу постановления Правительства РФ № 244 от 19 марта 2009 года о поддержке отечественного автопрома. Остаются нерешенными и проблемы в области договорной базы при сделках по лизингу недвижимости.

Остается добавить, что лизинг — неотъемлемая часть финансово-экономической системы большинства развитых стран и априори является показателем ее стабильности, поэтому необходимость дебюрократизации в этой сфере продиктована логикой рынка.

— С чьей стороны сейчас наблюдается больший спрос на услуги лизинга?

— В настоящий момент наибольший спрос на рынке лизинга приходится на средства производства и оборудование для стабильных капиталоемких сегментов экономики: железнодорожные и авиаперевозки, автомобили, энергетическое оборудование.
Следуя этим тенденциям рынка, мы предлагаем предприятиям продукты с индивидуальными условиями, позволяющие максимально учесть потребности и особенности бизнеса клиента, в том числе с использованием технологии международного лизинга.

Восстанавливается спрос на розничный лизинг легкового и грузового автотранспорта, в этом сегменте традиционно высокий уровень конкуренции. «Сбербанк Лизинг» уже предлагает удобные программы по лизингу автотранспорта и оборудования стоимостью до 40 млн рублей, что позволяет получить имущество в сжатые сроки.

— В каких сегментах рынка вы ожидаете рост по итогам этого года?

— Наибольший прирост мы ожидаем в сегментах розничного лизинга автотранспорта и оборудования. Прирост сегмента автотранспорта связан с высокой ликвидностью данного вида имущества, а также с возобновлением деятельности независимыми лизинговыми компаниями и компаниями при независимых банках и с возвращением кэптивных компаний при производителях. Кроме того, правительством России были предприняты определенные усилия по поддержке отечественной автомобильной промышленности.

— Станет ли проект «Сочи-2014» импульсом к развитию лизинга автомобильной и дорожно-строительной техники?

— Большой опыт реализации масштабных, сложно структурированных проектов с лидерами российской промышленности и поддержка Сбербанка России делают нас привлекательным партнером для реализации таких крупных инвестиционных проектов, как «Сочи-2014». На сегодняшний день мы не только ждем роста востребованности лизинга, но и сами активно этому росту способствуем. Ряд крупных проектов по модернизации энергетики и транспортной инфраструктуры в регионе осуществляется в партнерстве с компанией «Сбербанк Лизинг». На стадии согласования сторонами находятся и другие новые проекты. Увеличение объема железнодорожных и автомобильных перевозок на олимпийских объектах уже сейчас позволяет прогнозировать рост спроса на лизинг дорожно-строительной и специальной техники в среднесрочной перспективе.

На сегодняшний день у нас есть партнерские связи с такими ведущими мировыми производителями дорожно-строительной техники, как Wirtgen, НАММ, Vogel, Liebherr, «Урал», КамАЗ и другими. Все это дает возможность предлагать клиентам комфортные условия лизинга автотранспорта и спецтехники, а также льготные условия финансирования производства техники за счет участия в госпрограмме поддержки отечественного автопрома.

— Как вы оцениваете перспективы развития рынка в целом?

— Мы внимательно отслеживаем тенденции рынка. Среднесрочные прогнозы первого полугодия показывают, что общая годовая емкость рынка близка к 380 миллиардам рублей. В то же время, как показывает сложившаяся устойчивая тенденция, лизинг имеет все предпосылки для сдержанного роста со второго квартала года. Традиционно на четвертый квартал приходится до 40% от всего объема сделок, в связи с чем мы ожидаем развития по оптимистичному сценарию во второй половине года.

Беседовал Александр ЩЕКОЧИХИН