Дмитрий Барсуков: «Банки хотят индивидуальное, но при этом промышленное решение ДБО»
Фото: Пресс-служба BSS

Дмитрий Барсуков: «Банки хотят индивидуальное, но при этом промышленное решение ДБО»

3441

Каковы самые актуальные тенденции на рынке дистанционного банкинга? Какие новые услуги внедряет для своих клиентов крупнейший на российском рынке производитель удаленных каналов банковского обслуживания? На эти и другие вопросы в интервью Банки.ру ответил коммерческий директор компании «Банк Софт Системс» (BSS) Дмитрий БАРСУКОВ.

— Дмитрий, компания BSS свыше 15 лет разрабатывает системы дистанционного банковского обслуживания. Каковы сейчас актуальные тенденции в этом сегменте?

— Едва ли не ключевой тенденцией последних 2—3 лет является рост интереса к системам дистанционного обслуживания физических лиц. Если говорить о сегменте для юридических лиц, то в целом он «укомплектован» — есть стандартный пакет сервисов, предусмотренный нашей системой. Есть, впрочем, иногда нестандартные заказы, связанные в основном с «зарплатными» проектами или иными специфическими требованиями банка. Также последнее время огромный интерес вызывают сервисы по обслуживанию корпоративных клиентов в рамках единого холдинга. Что же касается ДБО для юрлиц, то устойчиво развивается тенденция перехода с классического, «толстого» «Банк — Клиента» на интернет-банк.

— Все же до сих пор число ДБО для юридических лиц в банках существенно выше. Почему, на ваш взгляд, системы для физических лиц не получили такого же масштабного распространения?

— Внедрять систему для физических лиц в банке на порядок сложнее. Пакет для корпоративных клиентов — это коробочное решение, интегрировать которое в АБС можно практически за полдня, так как все связки отлажены и проверены. С решениями для частных лиц дело обстоит сложнее. Как правило, для реализации полноценных сервисов ДБО необходим интеграционный проект, требующий организации взаимодействия системы ДБО с АБС, процессингом, скорингом, CRM-системой, внешними платежными системами и т. п.

У VIP-клиентов, как правило, свои требования к индивидуальному дизайну системы. Также зачастую банку при внедрении систем для физических лиц приходится разрабатывать с нуля или менять свои внутренние регламенты, поэтому длятся такие проекты до запуска в массовую промышленную эксплуатацию, как правило, от пары месяцев до полугода. Отметим, что у многих наших клиентов эти процессы уже завершились или близки к завершению, поэтому банков, предлагающих ДБО для физлиц, в ближайшее время станет больше. По «физикам» у нас сейчас порядка 100 клиентов, из которых около 20—30 находятся на этапе запуска системы в промышленную эксплуатацию.

Отдельно хотелось бы отметить слабое продвижение услуг ДБО для физических лиц в самих банках. Единицы банков проводят активные рекламные компании.

— Сколько на сегодняшний день вами продано клиентских лицензий?

— Сейчас нами продано примерно 800—900 тысяч клиентских мест для физических лиц. Год назад эта цифра была в два раза меньше. В среднем объем продаж решений в этом сегменте растет ежегодно на 80—100%, и можно с уверенностью говорить, что в ближайшие годы рост продолжится. Мы рассчитываем, что к 2012 году клиентских мест, работающих на наших системах, будет порядка 4—5 миллионов.

— Какого рода доработки в сфере ДБО наиболее востребованы банками?

— Доработки чаще всего связаны не с функциональностью, которая учтена в наших решениях по максимуму и постоянно развивается, а, к примеру, с повышенными требованиями к безопасности, интеграционными моментами, потребностями в уникальном дизайне. Банки хотят иметь, как правило, индивидуальное, но при этом промышленное решение, то есть надежное, масштабируемое, настраиваемое в соответствии с требованиями банка.

— Какие меры BSS рекомендует для обеспечения безопасности пользователей ДБО?

— Мы предоставляем нашим клиентам и развернутые рекомендации, и комплекс решений по обеспечению информационной безопасности — как со стороны банка, так и со стороны пользователей систем ДБО. Около года назад мы разработали большой пакет предложений и рекомендаций по информационной безопасности для наших систем. Он был разослан в виде коммерческого предложения примерно в 1 600 банков и филиалов, но воспользовалось им лишь около 20% получателей. Большинство банков, к сожалению, выкинуло его в корзину. В пакете содержались токены, оповещение по SMS и e-mail о входе-выходе в систему и смене пароля, дополнительная авторизация по SMS, подписание документов сеансовыми ключами и т. д. Были рекомендации по правильным схемам работы для клиентов с использованием визирующих подписей, IP-фильтрации, рекомендации по использованию антивирусов и др. При полном соблюдении этого комплекса мер риск допустить мошеннические действия на клиентской стороне сводится к нулю.

К сожалению, наш анализ, проведенный 2—3 месяца назад, показал, что «зона риска» пока осталась на уровне 50—70%. Хотя сейчас и стало заметно увеличение интереса к обеспечению информационной безопасности, что мы видим по докупкам соответствующих систем. Отдельно хочу отметить, что как разработчики мы стараемся предложить все возможные меры для защиты наших клиентов. Например, сейчас у нас завершается разработка подсистемы fraud-анализа для юридических лиц, которую мы планируем анонсировать в сентябре этого года.

— Какова ваша клиентская база сейчас, основные игроки в ней?

— Наши клиенты — это, прежде всего, крупнейшие банки из списка топ-100, их уже более 50%. Мы также активно работаем над расширением доли рынка в сегменте топ-300. В сегменте банков со стопроцентным участием нерезидентов BSS занимает порядка 55% рынка по данным на август 2010 года. Среди крупнейших наших клиентов — Сбербанк России, Внешторгбанк, Газпромбанк. Из крупных клиентов, эксплуатирующих системы для физических лиц, могу назвать ЮниКредит Банк и «Санкт-Петербург», МБРР, Сведбанк, крупные региональные банки СКБ-Банк и «Урал ФД» и др. Кстати, многие банки самостоятельно доработали дизайн интерфейсов наших систем для частных клиентов — например, «ЮниКредиту» это сделала студия Артемия Лебедева. В работе также находятся проекты по запуску интернет-банка для физических лиц в НБ «Траст» и «Юниаструме» и других.

— Вы упомянули Сбербанк. Какие сервисы вы ему поставляете?

— В Сбербанке сейчас идет масштабная работа по внедрению ДБО для малого и среднего бизнеса. Сейчас он уже запущен в промышленную эксплуатацию под брендом «Сбербанк БизнесОнЛ@йн». Проект сделан на базе нашей новой платформы для развития фронт-офиса банка — Correqts. Недавно запущен специализированный сайт этого продукта — www.correqts.ru.

— Какие сервисы ДБО банки сегодня развивают наиболее активно?

— До кризиса банки активно развивали кредитование, во время кризиса — вклады. А сейчас наибольший интерес вызывают сервисы оплаты услуг. Мы к этому готовы — даже в нашей стандартной коробочной версии изначально присутствует возможность интеграции с внешними платежными системами. Мы планируем активно развивать информационно-платежные сервисы в наших системах и дальше.

— Как именно?

— Информационно-платежные сервисы нужно сделать действительно удобными и функциональными для клиентов банка. Например, известно, что связок с внешними платежными системами не хватает, чтобы покрыть потребности всего населения в платежных услугах, потребности маленьких городов. К тому же многие государственные услуги можно, в принципе, оплачивать через Интернет. К примеру, транспортный налог, штрафы, оплата образовательных услуг, услуг госучреждений и т. п.

В начале года стартовал наш новый проект — информационно-платежный сервис «Единая Точка Контакта», который должен решить одну большую задачу — предоставить всем клиентам банков возможность оплатить любые счета, товары и услуги. Мы хотим сделать так, чтобы на одной странице клиент смог оплатить любые свои счета — коммерческие, государственные, муниципальные, — и для этого не требовалось бы совершать каких-либо сложных действий. Этот проект запускается в коммерческую эксплуатацию осенью текущего года. Оплатить все услуги, доступные клиентам тех банков, которые подключатся к «ЕТК», можно будет через систему интернет-банкинга с компьютера, мобильного телефона, IPhone, а также через терминалы самообслуживания и кассы банка.

Кстати, отмечу, что ДБО для «физиков» не так активно развивается еще и потому, что во многих банках системы пластиковых карт и АБС не имеют онлайн-стыковки, и тут решения BSS в области системной интеграции могли бы помочь. Вот и получается, что частным клиентам зачастую просто нечего оплачивать через интернет-банк. И в этом вопросе сервисы ЕТК существенно расширяют функционал.

— Как в последнее время развивается ваша система, какие нововведения появились?

— Активно. Появилась опция регистрации чужих банковских карт и оплаты услуг по ним, добавилась возможность осуществлять денежные переводы из интернет-банка через популярные системы денежных переводов, внедрена услуга выпуска виртуальных карт.

— Кстати, об услугах. Почему в интернет-банках, с которыми уже работают конечные пользователи, нет таких простейших услуг, как, к примеру, возможность оформить перевыпуск карты?

— Такая возможность в нашей системе для физлиц «ДБО BS-Сlient. Частный клиент» предусмотрена, так что тут проблемы не по нашей вине. Система интернет-банкинга — это же обычный интернет-сайт, если вдуматься, на котором вы совершаете операции по защищенному соединению.

— С каким настроением сегодня к вам приходят заказчики, какую цель перед собой ставят? Много ли среди них желающих внедрить систему ДБО только «для галочки»?

— Есть и такие, но их немного. Наиболее распространенная задача, которую ставят перед собой кредитные организации, внедряя ДБО для физлиц, — это перевод, по крайней мере, 50% своей клиентской базы на удаленное обслуживание.

— Насколько сегодня популярны собственные разработки у банков? Есть ли шанс, что когда-нибудь сторонние разработчики останутся без работы? Появятся ли новые иностранные игроки на рынке ДБО?

— Я в этом сильно сомневаюсь, так как новые массовые проекты на собственных системах ДБО в банках сейчас практически не стартуют. Остались лишь те, что сложились исторически, и в основном это системы для физических лиц, те, у кого есть большие подразделения по работе в этом направлении. Довольно много банков за последний год-полтора приняли решение о замене собственных систем ДБО.

Возможно, на рынок будут приходить западные компании. Сейчас в России, насколько я знаю, работает лишь одна такая организация, и развитие у нее здесь происходит довольно медленно. По моей информации, она развивается на инвестиционной основе. Кризис затормозил приход к нам иностранцев, да и сам рынок, видимо, пока не столь интересен как с ценовой точки зрения, так и с точки зрения сильной конкуренции со стороны российских игроков.

— Как в программном смысле эволюционировала основная платформа, которую вы поставляете?

— Первая версия BS-Client v. 2 была написана в середине 90-х на языке Pascal с использованием Turbo Vision. Работала она еще под MS DOS. Система имела успех, потому что была, по сути, конструктором: банк мог под себя настраивать отдельные ее части: документы, связки и др. Не поверите, но в некоторых банках до сих пор она работает.

Наша текущая и пока основная версия продукта для юридических лиц — «ДБО BS-Client» v.3., разработка которой началась в конце 90-х. Это была первая система в России, которая включала в себя три основных канала доступа: интернет — клиент, банк — клиент и телефон — клиент. Неуспешной она быть тогда не могла!

Эту программу мы начали активно распространять в 2000 году и довольно быстро захватили большую часть рынка, а с 2003 года приступили к разработке системы на принципиально новой платформе. В промышленную эксплуатацию она вышла более года назад под брендом Correqts. Мы позиционируем этот продукт не как систему ДБО, а как платформу для полноценной фронт-офисной системы банка, в перспективе включающую в себя все каналы: и канал самообслуживания, и отделения, и филиалы. Словом, все точки контакта с конечным потребителем. Сейчас ее уже выбрали три банка из российских топ-5.

В нашей рубрике «Гуру о технологиях» профессионалы часто сетуют, что в системах ДБО для частных клиентов нет инвестиционного блока. Вы не можете предложить банкам соответствующий сервис или проблема снова в интеграции внутри кредитных организаций?

— Теперь есть что ответить тем, кто сетует. В последнюю версию «ДБО BS-Client.Частный клиент» 2.2. включена подсистема «Брокер — Клиент», которая позволяет работать с инвестиционными продуктами. Выпуск этой подсистемы открывает для нас новый рынок, так как с инвестициями работают не только банки, но и компании. По нашим оценкам, новый сегмент насчитывает порядка 600—700 компаний.

— Почему дистанционное обслуживание в целом развивается в России так медленно?

— Этот вопрос я слышу последние лет пять. На самом деле нет рывков, но я бы сказал, что рынок ДБО развивается «по плану»: устойчиво, хотя и без заметных скачков.

Беседовала Екатерина СУВОРОВА, Banki.ru