Алексей Кудрин: «Новый бренд — закономерный шаг стратегии развития ВТБ»

Алексей Кудрин: «Новый бренд — закономерный шаг стратегии развития ВТБ»

3558

Председатель наблюдательного совета ОАО «Банк ВТБ», министр финансов Алексей КУДРИН рассказал корреспонденту «Коммерсанта» Business guide Яну РАКСТНИЕКСУ о перспективах развития нового брэнда ВТБ.

Алексей Леонидович, вы возглавляете наблюдательный совет ВТБ и принимали решение о переименовании банка. Чем обусловлена необходимость такого шага?

Прежде всего хочу уточнить: речь идет не о переименовании. Для ВТБ введение нового брэнда — это не какой-то маркетинговый ход, один из тех, что уже стали привычными для современной российской экономики. Ребрэндинг ВТБ носит стратегический характер. Этот процесс — закономерное отражение текущих реалий бизнеса банка.

В настоящее время в состав группы ВТБ входят три крупных системообразующих российских банка, семь банков в странах Западной Европы, четыре банка в странах СНГ. Группа ВТБ — единственная российская банковская группа, открывшая подразделения на африканском континенте — в Намибии и Анголе. Таким образом, впервые за всю историю в России создана мощная банковская группа по-настоящему международного масштаба. Теперь все дочерние банки этой группы предстанут под единым брэндом — ВТБ. Брэндом, известным и авторитетным в мире, что даст всем участникам группы ВТБ неоспоримые конкурентные преимущества по сравнению с работой под разными фирменными наименованиями. Впрочем, это лишь одна из частей более общих и важных процессов — консолидации группы ВТБ и реализации ее стратегии развития.

Но ведь и название банка поменялось?

Аббревиатура ВТБ всегда ассоциировалась именно с Внешторгбанком, так что это изменение не столь значительно. Таким образом, не проводя никаких революционных преобразований, мы все же решили избавиться от указания отраслевой специализации в названии банка. Ведь сегодня группа ВТБ является самой динамично развивающейся банковской группой в России и СНГ. За последние три года ее доля в совокупных активах российской банковской системы удвоилась и достигла 9%. По темпам роста бизнеса она в несколько раз превосходит все другие крупные российские банки и банковские группы. Ее клиентами являются 150 тыс. компаний и свыше 1,5 млн человек. Все это в совокупности определяет лидирующее положение группы ВТБ в российской банковской системе и экономике и универсальный характер ее бизнеса.

ВТБ активно участвует в решении стратегических задач по развитию всех ключевых отраслей, работе с населением, реализации приоритетных национальных проектов, повышению устойчивости и конкурентоспособности финансового сектора страны. Группа ВТБ является одним из главных кредиторов российской экономики. Сегодня на ее долю, к примеру, приходится более 30% всех кредитов, предоставленных российскими банками предприятиям железнодорожного транспорта, более 20% кредитов золотодобывающим предприятиям, более 10% кредитов предприятиям автомобилестроения, нефтехимической, лесной и пищевой промышленности, воздушного транспорта и связи. ВТБ также никому не уступает ведущих мест и в области обслуживания внешнеторгового оборота.

Вы упомянули о стратегических задачах ВТБ. Что вы, как представитель главного акционера — правительства РФ, ожидаете от ВТБ в рамках реализуемой стратегии?

Стратегия развития группы нацелена на ее превращение в ведущую банковскую группу страны. Она предусматривает дальнейшее развитие ВТБ как универсального кредитно-финансового института, работающего во всех ключевых сегментах банковского рынка, включая обслуживание корпоративной клиентуры, финансирование малого и среднего бизнеса, кредитование населения, инвестиционно-банковские услуги.

К 2010 году группа ВТБ намерена увеличить свою рыночную долю в России до 10—12% по всем основным видам банковского бизнеса. Целевые показатели бизнеса группы в России на период до 2010 года предполагают увеличение активов до 3 трлн рублей, кредитного портфеля — до 1,5 трлн рублей.

При этом определяющим фактором быстрого роста группы ВТБ должна стать ее экспансия в регионах. За последние три года масштабы филиальной сети группы увеличились втрое. Сегодня эта сеть охватывает 65 субъектов РФ — от Дальнего Востока до Калининграда — и насчитывает около 500 точек продаж. Доля регионов в бизнесе ВТБ превышает 50% и продолжает расти. На региональные подразделения группы приходится, в частности, более половины депозитов граждан и свыше двух третей кредитов населению и малому бизнесу. А к 2010 году до 80% дохода ВТБ в России будет формироваться за счет деятельности на региональных рынках.

Международный бизнес ВТБ будет расширяться?

Уже сейчас ВТБ является единственной в России финансовой структурой, располагающей подконтрольными банками в крупнейших финансовых центрах мира. Зарубежные активы группы ВТБ составляют более $8 млрд. К 2010 году они должны достичь $20 млрд. И на ближайшие два года одним из основных приоритетов группы ВТБ является дальнейшее расширение сети загранучреждений в странах СНГ путем приобретения банков в Казахстане, Белоруссии, Азербайджане и Молдавии. Также в стратегических планах ВТБ — создание новых финансовых структур в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, который является очень перспективным рынком для российских компаний и финансовых институтов.

Консолидация банковской группы тоже часть стратегии?

Конечно. Недостаточно объединить входящие в группу ВТБ банки под единым брэндом, необходимо сформировать эффективную систему их совместной работы. Деятельность группы должна характеризоваться общей системой ценностей и единым подходом к работе с клиентами. Поэтому с учетом международных требований и лучшей банковской практики в рамках группы создается матричная модель управления, основанная на унифицированных стандартах планирования, финансового учета и отчетности, управления активами и пассивами, рисками и ликвидностью. В сжатые сроки предстоит максимально упростить и синхронизировать используемые банками различные информационные технологии, а затем перейти на новую единую информационно-технологическую систему, создать единое хранилище данных и автоматизировать основные процессы управления информацией о клиентах и операциях внутри группы.

Ян РАКСТНИЕКС

Фото: Коммерсант