Светлана Коневина: «Мы не делим клиентов на категории. Для нас каждый — VIP-клиент»
Фото: Мосстройэкономбанк

Светлана Коневина: «Мы не делим клиентов на категории. Для нас каждый — VIP-клиент»

4177

Мосстройэкономбанку в ноябре исполнилось 20 лет — для российских кредитных организаций это очень солидный возраст. О том, как банк совмещает кредитование предприятий и работу с населением, как пережил кризис строительной отрасли и как ему удается поддерживать низкие ставки по ипотеке, рассказала первый заместитель председателя его правления Светлана КОНЕВИНА.

— Каковы основные направления деятельности банка?

— Мосстройэкономбанк является универсальным коммерческим банком, который оказывает полный спектр банковских услуг — от расчетно-кассовых операций до торгового финансирования под гарантии иностранных экспортно-импортных агентств. Однако приоритетное для нас направление — это развитие классического банковского бизнеса: кредитование предприятий реального сектора экономики, обеспечение непрерывности расчетов наших клиентов, прием средств населения во вклады. Особое внимание мы уделяем развитию ипотечного кредитования: банк поддерживает широкую продуктовую линейку и может предложить достаточно привлекательные процентные ставки. Исторически сложилось, что изначально основными нашими клиентами были предприятия строительного комплекса столицы, они остаются ядром клиентской базы и сейчас, но за последнее время Мосстройэкономбанк смог значительно увеличить число клиентов и из других отраслей. Сегодня клиентская база банка очень сильно диверсифицирована по отраслям, и влияние отдельных отраслевых групп не слишком заметно.

— Скорректировал ли банк свою политику из-за кризиса?

— Конечно, мы не могли не отреагировать на кризисные явления в экономике и готовились к ним заранее, ведь определенные тенденции состояния мировых финансовых и фондовых рынков были в достаточной степени предсказуемы. Но поскольку банк не увлекался спекулятивными операциями на рынке ценных бумаг, не имел больших портфелей акций и корпоративных облигаций, ограничиваясь вложениями в государственные ценные бумаги, не участвовал в высокорисковом потребительском кредитовании, кризис оказал на него ограниченное влияние. В основном проблемы коснулись клиентов банка, и антикризисная политика была направлена именно на более глубокое взаимодействие с ними и помощь им. Понимая, что стабильность клиентской базы — основа стабильности самого банка, мы очень дифференцированно подходили к каждому клиенту, к каждому заемщику, оценивая перспективы его бизнеса и то, какую роль может сыграть банк в восстановлении деятельности предприятия. В условиях дефицита ликвидности мы не задержали ни один клиентский платеж, не нарушили ни одно из своих обязательств, чем привлекли на обслуживание достаточно большое количество новых клиентов, которые испытывали трудности в других банках. В целом можно сказать, что политика банка стала еще более клиентоориентированной.

— Как стагнация на рынке строительства повлияла на бизнес Мосстройэкономбанка?

— Поскольку до кризиса банк проводил политику диверсификации не только пассивной, но и активной базы, в кредитном портфеле уже нет ярко выраженного преобладания вложений в одну определенную сферу. Кроме строительной отрасли мы кредитовали угольную промышленность, торговлю, сельское хозяйство, предприятия, оказывающие сервисные услуги промышленным производствам. Трудности, возникшие у строительных компаний, привели к удлинению сроков окупаемости проектов. Снижение спроса на жилую недвижимость ограничило возможности этих компаний по поиску альтернативных источников средств. В таких условиях основная нагрузка по поддержанию проектов легла на банк. Поскольку среди наших заемщиков значительное число компаний, с которыми банк сотрудничает не один год, а с некоторыми и с момента своего образования, наработанный опыт позволил выйти на приемлемые условия дальнейшего сотрудничества. Мы поверили в способность старых, проверенных клиентов, переживших, кстати, вместе с нами не один кризис, закончить начатые проекты.

— Кто ваши основные заемщики в строительном секторе?

— Банк, будучи уполномоченным банком правительства Москвы, в основном кредитует организации, входящие в строительный комплекс столицы. Это предприятия, давно известные на строительном рынке, завоевавшие определенные позиции и реализующие проекты реконструкции и строительства в Московском регионе. К ним относятся «Моспромстрой», НПО «Космос», «ТеплоЦентрСтрой», «Макстрой», «Альфастрой», компании ГУП «Мосстройресурс», дорожно-строительные управления, а также компании, обеспечивающие производство и поставку стройматериалов для предприятий стройкомплекса Москвы. Банк понимает значимость строительных проектов, поддерживающих развитие и обновление городской архитектуры, строительство новых жилых районов с развитой инфраструктурой.

— Какова доля розничного бизнеса в банке? Какие категории частных клиентов у вас обслуживаются?

— Традиционно банк работает в основном с юридическими лицами, для этого он создавался, и сейчас основные его доходы — это доходы от работы с корпоративными клиентами. Но с каждым годом анализ структуры взаимодействия с клиентами показывает, что доля розничного бизнеса постоянно растет и на сегодняшний день составляет треть от общего объема. Банк может предложить полную продуктовую линейку услуг для физических лиц. Это денежные переводы, оплата коммунальных услуг, сейфовые ячейки, банковские карты, ипотека. У нас в банке, на мой взгляд, одна из самых интересных линеек депозитных вкладов для физических лиц, и интересных не только по названию (все они начинаются на букву «э»: «Эталон», «Эффект», «Эксклюзив», «Экстра», «Эрудит»), но и по своей выгодной cтруктурированности, отвечающей любым потребностям клиента в удобных сроках, дополнительных возможностях и бонусах. При этом хочу отметить, что качество обслуживания частных клиентов, хотя мы и не чисто розничный банк, от этого не хуже, а, скорее, лучше, чем в других кредитных организациях. По крайней мере, многие клиенты звонят нам с благодарностью за профессиональную помощь, за что им отдельное огромное спасибо.

— У банка очень много ипотечных программ, условия по которым довольно привлекательные. Что позволяет вам предлагать относительно низкие ставки по ипотеке?

— На современном российском банковском рынке услуг ипотека чуть ли не самый остро критикуемый продукт. И не в последнюю очередь из-за высоких ставок кредитования. Нашему банку удалось избежать взвинченных ставок благодаря интеграции в такие государственные программы выкупа ипотечных закладных, как военная ипотека, ипотека с участием материнского капитала, другие программы по стандартам АИЖК. И надо сказать, что ипотечные кредиты пользуются большим спросом у наших клиентов. В период кризиса мы не только не свернули ипотечные программы, как многие другие банки, но и увеличили их объемы. В 2010 году на ежегодном Банковском фестивале Мосстройэкономбанк получил премию в номинации «Лучший ипотечный банк».

— 20 лет в банковской сфере — много или мало для России?

— Последние 20 лет — это не только огромный промежуток работы банковского бизнеса, но и огромный этап в развитии всей России, становлении нашей государственности и суверенитета. Ведь 20 лет — это разница между детским садом и университетом. 20 лет назад — это 1990 год. Надо ли сейчас подробно останавливаться на том, какой была наша страна и наши банки в те годы? Банковского сообщества как такового вообще не существовало, банки не были полностью вовлечены в международную систему расчетов и заимствований, качество предоставления финансовых услуг населению и их количество были ограниченными. Но тем не менее мы очень гордимся именно тем фактом, что Мосстройэкономбанк — один из «долгожителей» среди банков современной России. И для нас эти 20 лет, несомненно, годы профессионального и творческого развития, приобретения опыта, годы расширения сотрудничества, знакомства с новыми клиентами и дружбы со старыми и, конечно, становления коллектива банка как единой команды единомышленников.

Беседовала Татьяна СЕМЕНОВА, Banki.ru