Андрей Королев: «В нашем портфеле пластиковых карт половину составляют кредитные»

Андрей Королев: «В нашем портфеле пластиковых карт половину составляют кредитные»

4055

MasterCard Europe впервые после IPO объявила о результатах своей работы — они превзошли все ожидания. Согласно данным компании, оборот по картам в Европе составил 520 млрд долл. (рост за год на 13,9%), а оборот в торговых сетях — 384 млрд долл. (рост на 14,1%). Результаты работы MasterCard в России включены в эти показатели, однако в связи с правилами IPO не разглашаются, поэтому официальных данных о темпах роста бизнеса MasterCard в России нет уже больше года. Чтобы компенсировать этот период тишины, РБК daily обратилась к главе представительства MasterСard в России АНДРЕЮ КОРОЛЕВУ. В интервью МАРИНЕ БОЖКО он рассказал о том, что позволило компании спустя семь лет догнать своего главного конкурента — Visa, когда россияне смогут оценить преимущества бесконтактных платежей, а также почему «Русский стандарт» отказывается от эксклюзивного контракта с MasterСard.

— MasterCard не смогла сохранить свои позиции на российском рынке сразу после 1998 года, однако спустя семь лет вашей платежной системе практически удалось догнать своего конкурента — Visa. Что позволило сделать это?

— С 1998 года в нашей работе изменилось многое, главное — мы вовремя оценили потенциал нового важного сегмента кредитных карт. Поэтому три года назад мы начали активно работать в этом направлении: подготовили и запустили рекламную кампанию, собрали пул партнеров-единомышленников. Российский ры­ нок быстро растет и меняется, и тот, кто заявляет о себе как о лидере сегодня, является лидером двухлетней давности.

— Как соотносится число эмитированных в минувшем году дебетовых и кредитных карт MasterCard?

-По данным ЦБ, к концу третьего квартала 2006 года российскими банками выпущено около 67,8 млн карт. Чуть меньше одной трети эмитированных карт кредитки. В нашем портфеле их около половины. Объем кредитных карт начал расти с начала 2005 года и увеличивается опережающими темпами по сравнению с дебетовыми картами.

— Большинство россиян привыкли использовать карты не для оплаты покупок, а для снятия наличных. Как растет оборот в торговых точках по вашим картам?

-В последний год количество операций в торговой сети увеличилось. По данным Банка России, в 2005 году операции в торговых точках составляли 5% от всех операций с пластиковыми картами, а в прошлом году уже 8%. Вся наша работа направлена на то, чтобы способствовать росту количества торговых операций и впредь. К наиболее активным пользователям карт уже можно отнести два сегмента. Первый это держатели карт класса Premium (MasterCard Gold, Platinum, World Signia). Россия по оборотам по этим картам в два с лишним раза превосходит среднеевропейские показатели. Чуть меньшие обороты по сравнению с сегментом Рremium у держателей карт, которые самостоятельно обратились в банк за этим продуктом: на операции в торговых точках у этих клиентов приходится около 50%.

— На какие услуги нацелена в своей работе MasterCard на российском рынке в текущем году?

— Главный наш приоритет кредитные карты. Причем не только с точки зрения привлечения клиентов, но и с точки зрения работы с портфелем. Мы готовы поделиться с банками передовым опытом CRM по управлению портфелем кредитных карт. В частности, будем им помогать совершенствовать программы эмиссии. Ведь чтобы удержать клиента, нужно постоянно отслеживать его потребности, предлагать новые продукты, повышать кредитный лимит. Кроме того, в 2007 году премиальные продукты будут пользоваться нашим пристальным вниманием: мы планируем обновить их линейку. Не будем забывать и о новых технологиях. К ним я отношу все, начиная от социальной карты до PayPass (бесконтактные платежи). Ожидаем, что PayPass появится в России уже в этом году.

— Вы заявляли, что MasterCard ведет переговоры с рядом банков о возможности запуска услуги по переводу денег с карты на карту. Каковы результаты этой работы?

-Запуск этой услуги мы планировали осуществить еще в прошлом году с четырьмя банками. Но, как оказалось, на ее запуск потребовалось больше времени. Однако есть и преимущества у выбранного нами пути: мы делаем это на универсальной технологической платформе.

— На текущий момент ряд российских банков выпускают кредитные карты только платежной системы MasterCard. Как будет развиваться это сотрудничество в ближайшей перспективе?

-Пока карточный бизнес развивался как продаваемая через отделения услуга, банки стремились предлагать все виды услуг приходящим в отделения клиентам и, соответственно, работали со всеми платежными системами. Когда рынок дошел до появления узкоспециализированных банков, с экономической точ­ ки зрения стало удобнее работать с одним брендом. На текущий момент так поступают банк «Русский стандарт», Финансбанк, Ситибанк, банк «Ренессанс Капитал», ХКФ Банк и Абсолют Банк. Однако сейчас рынок снова возвращается к универсальности. К примеру, банк «Русский стандарт» недавно заявил, что откроет 500 отделений. Очевидно, что на базе отделений нужно будет предлагать максимальный перечень продуктов, следовательно, банк «Русский стандарт» перестанет эмитировать карты только одной платежной системы.

— С 2007 года MasterCard прекращает деятельность института банков-агентов, занимавшихся эмиссией карт через банки с членством в платежной системе. Ранее вы говорили, что по такой схеме работало 450 банков. Они все стали членами MasterCard?

-На данный момент более 368 банков является участниками платежной системы (в апреле 2006 года их было 176), из них 59 принципалов (было 56) и 309 аффилиатов (было 120). Таким образом, за последний год в платежную систему вступило 196 банков, около 30 банков находится в процессе получения лицензии.

— Сколько из них выбрало упрощенную систему вступления через универсального спонсора Ассоциации россий­ ских членов Europay (АРЧЕ) по более низким тарифам?

— К сегодняшнему моменту под спонсор­ ством АРЧЕ вступили 42 банка, всего членами АРЧЕ является 78 банков и MasterCard.

— Какие рычаги воздействия у вас есть для банков-агентов, не пожелавших соблюдать новые правила?

-Рычагов воздействия на тех, кто не является членами системы, у нас нет. Однако продолжающие привлекать агентов банки знают, что делают это на нелегитимной основе. На это, возможно, обратит внимание Банк России. У нас в свою очередь есть разные способы борьбы с такими нарушениями, вплоть до отзыва лицензии. Если будут сигналы с мест, мы будем реагировать.

— По правилам MasterCard, с 2005 года стало действовать правило переноса ответственности. Между тем, по данным «Розан» (крупнейший производитель карт в России и СНГ), если на начало 2006 года в России было лишь 4% чиповых карт, то к 2007 году их число выросло лишь до 6%. Что делает MasterCard для того, чтобы активизировать переход банков на чип?

-У MasterCard есть все необходимое для миграции: процедуры, продукты на новых технологиях, доказательства их преимуществ при противодействии мошенничеству и т. д. Но заставить банки мигрировать мы не можем, так что скорость перехода на чип соответствует уровню развития рынка. Для российских банков, казалось бы, необходимость перехода на чип очевидна в связи с возможным волновым откатом мошенничества в не защищенные микропроцессором зоны. Однако пока мы видим переход на новые технологии только в сегменте Premium у крупных эмитентов.

— Недавно банку ВТБ 24 пришлось перевыпустить более четырех тысяч пластиковых карт: они были заблокированы в результате мошеннических операций. Верно ли я понимаю, что MasterCard дает рекомендации банкам по борьбе с мошенничеством? Как потом отслеживаются результаты такой предупредительной работы?

-MasterCard не только проводит тактиче­ скую работу, выдавая рекомендации, но и уделяет большое внимание работе по предупреждению рисков, связанных с мошенничеством. Для этого у нас есть программа оценки рисков и управления ими, которую банки проходят при вступлении в систему, а также при превышении средних показателей потерь от среднерыночных. Кроме того, мы регулярно выдаем банкам свои результаты мониторинга и проверяем их реакцию на наши рекомендации. За исключением этого остальные решения относительно рисков принимают сами банки.

Марина БОЖКО

Андрей Королев отвечает за развитие бизнеса платежной системы MasterCard в России, на Украине, в Белоруссии, Армении, Грузии и Молдавии. Начал работать в представительстве Europay International в 1994 году. За десять лет работы представительства под его руководст­ вом членами платежной системы MasterCard стало свыше 360 российских банков, карты MasterCard получили широкую сеть приема и инфраструктуру обслуживания по всей стране, а дебетовый бренд Maestro превратился в самую распространенную банковскую карту России.

Имеет два высших образования. Сначала окончил станкоинструментальный институт по специальности «инженер-механик», затем Академию внешней разведки, сейчас защищает диплом по специальности Executive MBA в АНХ.