Андрей Степаненко: «Ставки не будут повышаться ни по вкладам, ни по кредитам»
Фото: Райффайзенбанк

Андрей Степаненко: «Ставки не будут повышаться ни по вкладам, ни по кредитам»

5986

В 2010 году розничный банковский бизнес в России наконец начал расти после кризиса. О том, чего стоит ожидать в этом секторе в наступившем году и как изменится поведение частных клиентов банков, порталу Банки.ру рассказал член правления, глава дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрей СТЕПАНЕНКО.

— Как бы вы оценили итоги 2010-го для розничного блока Райффайзенбанка?

— В целом могу сказать, что год был очень успешным для розницы. Если говорить про отчетность по российским стандартам, то портфель розничных активов банка на 1 января составил 75,8 миллиарда рублей. Портфель розничных пассивов вырос до 156,9 миллиарда. Доля розничных активов в общей ссудной задолженности клиентов — 21%.

— Какие ваши розничные продукты были наиболее востребованы?

— Зарплатные и банковские карты. Далее идут беззалоговые кредиты и депозиты. С учетом того что в Райффайзенбанке была выбрана определенная процентная политика, ставки по нашим депозитам несколько ниже тех, что предлагали другие банки. Поэтому рост депозитов оказался немного ниже рынка.

— Какова доля зарплатных карт в общем объеме эмиссии?

— У нас до половины всех новых клиентов привлекаются через зарплатные проекты. Это связано с тем, что, во-первых, у Райффайзенбанка очень сильный корпоративный бизнес и зачастую зарплатный проект рассматривается в пакете взаимоотношений с банком. Во-вторых, у нас достаточно качественный продукт. Я не исключаю также, что многие средние компании видят в Райффайзенбанке организацию с западным имиджем и капиталом, которая будет всегда вести себя корректно и на которую можно положиться. Банк давно работает в России и представляется клиентам как спокойный и неагрессивный финансовый институт, предоставляющий качественные услуги. В-третьих, к зарплатным проектам мы предлагаем клиентам различные варианты пенсионных программ от НПФ «Райффайзен».

— Ожидаете ли вы изменений в спросе на банковские продукты со стороны частных клиентов в нынешнем году?

— В этом году, как и в прошлом, будет сильно расти рынок депозитов. Думаю, что количество пакетных предложений станет увеличиваться. Я имею в виду набор продуктов, которые будут продаваться в комплексе. Это и пассивные операции, и карточный блок, и переводы.

Кроме того, в текущем году возрастет интерес к инструментам, являющимся альтернативой вкладам. Я говорю о паевых инвестиционных фондах и накопительном страховании жизни. Это относительно новый для российского финансового рынка продукт, который позволяет клиенту накапливать деньги и заодно страховать жизнь.

— Я правильно вас понимаю, что граждане по-прежнему не готовы активно тратить, а предпочитают больше сберегать?

— Да. Например, в прошедшем декабре люди меньше брали кредитов, меньше тратили по картам, чем в прошлые годы.

— Это последствия кризиса: россияне боятся тратить? Или денег нет?

— Деньги есть, но люди с ними не расстаются так просто, как раньше. Полагаю, это связано с неопределенностью будущего. Если прежде граждане были уверены, что зарплаты будут только расти, то сейчас, похоже, такой уверенности нет. Притом что деньги у населения есть, оно предпочитает их не тратить, а откладывать.

— Банки готовы выдавать физлицам большое количество кредитов? Что сейчас с просрочкой в целом по рынку?

— Я думаю, что пика просрочки по частным кредитам банковская система уже достигла, хотя реструктуризированные «плохие» долги (особенно ипотечные) еще могут влиять на отчетность. Если говорить о новых кредитах, выданных уже после кризиса, то многие игроки рынка отмечают по ним очень хорошую дисциплину. Во-первых, потому что банки изменили свой подход к оценке рисков, во-вторых, сами заемщики стали более ответственно подходить к получению кредита.

— На какие нужды сейчас люди в основном берут кредиты?

— Если говорить о необеспеченных кредитах, велика доля займов на ремонт, на крупные покупки, например мебель, также на путешествия, поездки в отпуск. Иногда берут необеспеченный кредит, потому что не хватает средств на покупку автомобиля или квартиры.

— Каков ваш прогноз роста кредитования в нынешнем году?

— Если мы говорим про розничное кредитование, включая в том числе и ипотеку, то, пожалуй, от 15% до 25%. Это больше, чем по итогам 2010 года.

— Вас не пугает достаточно высокая активность на рынке кредитования госбанков? Вместе с АИЖК они практически полностью захватили ипотечный рынок, очень активны в потребительском кредитовании, в сегменте кредитных карт. Очень интенсивно раздают деньги, на первый взгляд, — по сравнению с частными банками.

— Госбанки меня не пугают. В том, что они есть, много позитивного. Нельзя отрицать, что они много сделали для экономики во время кризиса. Да, государственные банки увеличивают конкуренцию. Меня не пугает их активность на рынке кредитных карт, этот продукт востребованный и нужный для всех, всем хватит места. Скорее, меня настораживает ипотека, потому что это более сложный продукт и здесь я пока вижу отсутствие макроэкономических предпосылок для его рыночного развития — наличия в стране рынка длинных денег и необходимого уровня долгосрочных процентных ставок. Госбанки и АИЖК выполняют определенные социальные функции, что делает рынок ипотеки сложно прогнозируемым. А здесь прогнозы очень важны. Потому что короткими кредитами, кредитными картами, необеспеченными кредитами, автомобильными займами можно управлять более активно. Ипотека же более инерционна, маржа тут ниже, с ценой легко ошибиться — и продукт перестанет быть прибыльным.

— А по каким ставкам вы выдаете ипотечные кредиты?

— Средняя ставка у нас (она же самая ходовая) — 13% годовых. Это несколько ниже среднерыночной.

— Ожидаете ли вы значительного изменения ставок по кредитам в нынешнем году?

— В 2011-м ставки не будут повышаться ни по вкладам, ни по кредитам. Во-первых, банки по-прежнему испытывают избыток ликвидности, во-вторых, для повышения ставок должен быть всплеск потребительской активности. Не думаю, что в этом году российская экономика покажет динамику, сильно отличную от предыдущего.

— То есть 2011-й мало чем будет отличаться от 2010-го?

— С точки зрения ставок — да. Если говорить про объемы кредитования, год будет более активным. В частности, прогнозируется дальнейший рост продаж автомобилей. Если в 2010 году было продано 1,9 миллиона авто, то в 2011-м ожидаются продажи на уровне 2,3 миллиона. Рынок автокредитования, ипотека будут расти, но не такими темпами, как это было до кризиса.

— Какие новые продукты для частных лиц Райффайзенбанк планирует запустить в этом году?

— Мы намерены ввести овердрафт для наших зарплатных проектов. Кроме того, собираемся предоставить нашим клиентам возможность инвестировать в ценные бумаги за границей. Также предложим новые пакеты услуг.

— Чем для банков привлекательно пакетное обслуживание?

— Мировой опыт показывает, что, после того как клиент начинает пользоваться третьим продуктом банка, его лояльность резко возрастает.

— Какое в «Райффайзене» проникновение продуктов на одного клиента?

— Больше двух.

— Какие изменения в нынешнем году претерпит Raiffeisen CONNECT?

— Мы намерены увеличивать количество поставщиков, на счета которых наши клиенты будут делать платежи, расширим депозитную линейку, возрастет скорость обработки операций. Для информации могу сказать, что за 2010 год число клиентов, подключенных к Raiffeisen CONNECT, выросло на 37% — с 337 тысяч до 462 тысяч человек.

— Наряду с интернет-банкингом очень активно развивается мобильный банкинг. Планируете ли вы предлагать специальные приложения для телефонов?

— Мы прорабатываем вопрос о разработке приложений для наиболее востребованных типов смартфонов, но окончательного решения пока не принято.

— Райффайзенбанк был одним из первых, кто еще в прошлом году ввел индивидуальные ставки по потребительским кредитам. Какая сейчас разница по ставкам — в зависимости от оценки клиента?

— В настоящий момент действуют пять уровней ставок по необеспеченным кредитам. Скоро мы введем индивидуальные ставки по автокредитам и кредитным картам.

— Когда будет завершен переход на единую технологическую платформу всех отделений, в том числе и тех, которые прежде принадлежали Импэксбанку?

— Эта проблема уже в прошлом. Количество филиалов категории «Б» на начало 2010 года составляло всего 36. А на конец 2010-го их осталось всего девять.

— Собираетесь открывать новые отделения?

— Обязательно. Мы хотим больше присутствовать в крупных городах: как стандарт — пять отделений в каждом городе-миллионнике. Пока у нас в таких городах как правило не более трех офисов. Мы будем дальше открывать точки в Москве.

— Несмотря на то, что в столице очень высокая конкуренция?

— Здесь уже работают законы больших чисел. Когда ты достигаешь определенной доли рынка, создана инфраструктура, о тебе знают и у тебя получается, то, конечно, имеет смысл на этом капитализироваться и дальше идти. А Москва все равно растет. И клиентская база растет, и выдачи кредитов здесь растут. Мы начинали свой бизнес в России именно со столицы.

— Сколько стоит в Москве открытие одного отделения?

— Около 15 миллионов рублей. Вложения окупаются в срок примерно от трех до пяти лет.

— Какие банки вы считаете своим конкурентами?

— Я бы назвал Сбербанк, ВТБ 24, Альфа-Банк, ЮниКредитБанк, Ситибанк. Есть еще и другие, очень перспективные, например ХКФ Банк.

— На рынке сейчас весьма агрессивны такие банки, как «Связной», «Тинькофф Кредитные Системы»…

— Они не только агрессивные, они и в чем-то инновационные. Те продукты, которые они предлагают, интересны для клиентов. Это нишевые банки, и есть масса примеров, когда специализированные кредитные организации преуспевают. Ничего не мешает крупным универсальным банкам делать то же самое. Разница только в клиентской базе. Одни берут клиентов в своих салонах, крупные универсальные расширяют клиентскую базу в отделениях и через зарплатные проекты. То есть это разные клиентские потоки, которые мало пересекаются. Так что всем хватит места.

— Многие банкиры изучают конкурентов, становясь их клиентами. Вы пользуетесь продуктами других банков?

— Нет, но я хожу в их отделения, чтобы сравнить с нашими.

— А что вам нравится, когда вы приходите в чужие банки?

— То же, что и в моем. Когда понятно, как все работает, когда не нужно ждать и, действительно, все гладко на стыках — между сотрудниками, между продуктами, в нестандартных ситуациях. К сожалению, это не всегда так. Нам всем еще есть над чем работать.

Беседовала Наталья РОМАНОВА, Banki.ru