Кристалина Георгиева: «России сейчас нужны не деньги…»

Кристалина Георгиева: «России сейчас нужны не деньги…»

3237

Директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Кристалина Георгиева покидает свой пост с чувством глубокого оптимизма в отношении России

Представительство Всемирного банка (ВБ) в России меняет руководителя. Директор и постоянный представитель ВБ в России Кристалина Георгиева, которую с апреля заменяет на этом посту новый директор Клаус Роланд, рассказала корреспонденту Ъ Павлу Чувиляеву о причинах своего оптимизма в отношении экономики России и о том, что, с ее точки зрения, изменилось в стране с 2004 года.

Вы завершаете свою миссию в России. Насколько изменилась ситуация в стране за время Вашего пребывания?

Три года, которые я провела в России — не очень-то длительный срок. Однако эти годы были весьма динамичными. Произошло много позитивных изменений, наблюдать за которыми было радостно. Главными из них, на мой взгляд, являются три. Прежде всего, именно на это время пришелся значительный экономический подъем. Сегодня валовой внутренний продукт России уже в районе $1 трлн, и темпы роста устойчиво высоки.

Второе важнейшее изменение, проистекающее из первого — это то, что экономический рост улучшил жизнь миллионов людей, предоставил им новые возможности. Сформировался и укрепился средний класс. Это означает не только повышение платежеспособности людей и формирование устойчивого внутреннего спроса, но и более оптимистические ожидания населения. Люди верят в себя и верят в будущее, чего три года назад не наблюдалось.

И третьим позитивным фактором стало то, что, получая значительные доходы от благоприятной внешней конъюнктуры, Россия все же нашла в себе силы сохранить высокую макроэкономическую дисциплину. Страна сумела избежать серьезного искушения безответственно потратить эти деньги. В результате доверие внешних инвесторов к России возросло и продолжает оставаться на высоком уровне. Мы видим, как сегодня в условиях стабилизации мировых цен на сырье и, соответственно, стабилизации экспортных доходов российской экономики, сохраняется положительная динамика. Инвесторы не менее оптимистически относятся к Российской экономике, как свидетельствуют высокие темпы роста инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций. Профицит платежного баланса страны остается значительным — приток внешнего капитала в значительной мере компенсирует отсутствие прежнего стремительного роста цен на сырье.

Как известно, Всемирный банк отслеживает макроэкономические показатели стран-участниц. Как Вы оцениваете показатели России?

Макроэкономические показатели России позитивные и довольно устойчивые. В 2007 году мы ожидаем сохранения темпов экономического роста в России практически на уровне 2006 года, в районе 6%-6,5%. В отношении инфляции мы полагаем, что ее сокращение, достигнутое в прошлом году сохраниться, и инфляция скорей всего будет меньше 10% с тенденцией к дальнейшему снижению. Мы также ожидаем, что продолжится процесс сокращения безработицы.

Теперь об областях, которые, по нашему мнению, являются проблемными и потребуют внимания в 2007 году. Мы полагаем, что нужно сосредоточить больше усилий на улучшении конкурентной среды для бизнеса и предпринимательства, а также на более высоких стандартах корпоративного управления.

Все более остро для российского бизнеса стоит проблема количества, и особенно, качества рабочей силы. Мы знаем, что в условиях устойчивого подъема возрастает потребность в квалифицированных кадрах. И мы уже слышим от потенциальных инвесторов, что для реализации проектов им сегодня не хватает рабочих рук, квалификация которых отвечала бы рыночным требованиям.

В России очень динамично развиваются те отрасли, которые ориентируются на быстро растущий спрос на внутреннем рынке: строительство, торговля, финансовые услуги. Также хорошо развиваются отрасли, где продолжается процесс структурной трансформации. Например, пищевая промышленность. Были сделаны серьезные инвестиции именно в модернизацию пищевой промышленности, и теперь они приносят плоды. Также можно назвать автомобилестроение — развитие идет за счет привлечения иностранных инвестиций и строительства заводов по сборке автомобилей. Развивается и высокотехнологичный сектор, хотя и медленнее, чем хотелось бы.

Стало очевидным, что на рынке труда дефицит квалифицированных кадров для дальнейшего развития этих отраслей. А это значит, что необходимо уделять внимание реформе образования, а также внимательно следить за развитием процесса миграции. В среднесрочной перспективе экономически активное население в Российской экономике должно сокращаться. Мы подсчитали, что для полной компенсации этого сокращения Россия должна была привлекать около миллиона мигрантов каждый год, что существенно превышает существующие оценки, даже с учетом нелегальных мигрантов.

Если посмотреть на доходность размещаемых Минфином РФ облигаций федерального займа (ОФЗ), то можно определить, что Минфин планирует уже с 2008 года инфляцию в России на уровне 7%-8% годовых. А Всемирный банк согласен с такой оценкой?

Это вполне реально. Поскольку при стабилизации мировых цен на сырье уменьшилось давление избыточных денег на экономику России, которое являлось серьезным инфляционным фактором в период роста цен. Кроме того, мы не ожидаем существенного увеличения объемов экспорта. Инфляционное давление со стороны внешних рынков серьезно ослабло. К тому же, российское правительство накопило богатый опыт борьбы с инфляцией, которого у него не было еще три года назад.

Этот опыт ценен не только в российском, но и в мировом масштабе. Поэтому при сохранении выбранного курса на борьбу с инфляцией ее снижение вполне возможно. В 2006 году мы ориентировались на инфляцию в 10% годовых. Далее снижение темпов инфляции будет, вероятно, более плавным. Конечно, сегодняшние планы по значительному ежегодному повышению тарифов в сфере ЖКХ ограничивают возможности для очень резкого снижения темпов инфляции.

В 2006 году в Россию пришло более $40 млрд иностранных инвестиций. Даже Президент РФ с радостью озвучил эту цифру. Ожидается ли в 2007 году дальнейший рост инвестиций?

Существует три важных фактора, которые могли бы способствовать увеличению потока инвестиций. Во-первых, это дальнейшая работа по совершенствованию механизмов частно — государственного партнерства (ЧГП).

Правительство России сделало достаточно много для создания адекватной правовой среды в области ЧГП. Был создан Инвестфонд, который работает в направлении поддержки больших проектов, особенно в области модернизации инфраструктуры. В 2007 году начнется реализация некоторых из этих проектов. Очень важно, чтобы их реализация была успешной. Ведь опыт ЧГП в мире — весьма неоднозначен. Чтобы уровень их доверия к России возрос, нужны примеры удачного осуществления проектов. Это откроет возможности для расширения области использования инструментов ЧГП в деле привлечения инвестиций.

Вторым фактором является расширение производственного потенциала российского сырьевого сектора. Мы понимаем, что на сегодняшний день ограничение производственных возможностей российских предприятий является сдерживающим фактором в области добычи сырья. Если удастся провести их ускоренную модернизацию и повысить производственный потенциал, то серьезно расширится окно возможностей в области реализации больших проектов. Разумеется, это благотворно скажется и на привлечении как внутренних, так и внешних инвестиций.

И третий, самый важный в долгосрочном плане фактор — улучшение инвестиционного климата. Мы знаем, что в последние несколько лет по всей России прошли инвестиционные форумы. Их целью было внедрение проектной культуры, причем не только в Петербурге и Москве, ни и по всей стране. Насколько удачным будет процесс развития других, и не только столичных, городов и промышленных центров, насколько успешным будет развитие конкурентной среды в такой большой стране, как Россия — настолько же успешным в долгосрочном плане будет и процесс привлечения инвестиций.

Мы ожидаем сохранение положительных тенденций в области инвестиций. Однако не следует останавливаться на достигнутом. Каждый год Всемирный банк проводит мониторинг, оценивает условия для ведения бизнеса в различных странах. По итогам прошлого года Россия поднялась в этом рейтинге на одну строчку, что совсем неплохо. Однако Китай поднялся на 15 строчек. В свете тенденций к глобализации инвестиций, необходимо сравнивать улучшение ситуации в России с динамикой других стран. Если Россия желает сохранять и расширять приток инвестиций, то она должна улучшать инвестиционный климат не просто быстро, но и быстрее остальных.

А что для этого нужно делать?

Совершенно очевидно, где у России преимущества, а где проблемы. Макроэкономические показатели стабильны и улучшаются. По мнению предпринимателей, имеются также улучшения в работе налоговых служб, в налоговом администрировании.

Серьезных проблем, на наш взгляд, три. Во-первых, нехватка квалифицированных кадров. Во-вторых, проблема коррупции. По этому показателю наблюдается ухудшение. Коррупция мешает не столько большим проектам, сколько малому и среднему бизнесу. Но малый и средний бизнес является основой для экономического роста и для формирования внутреннего платежеспособного спроса населения. Министерство экономики сейчас предлагает регионам создать собственные механизмы для борьбы с коррупцией. Ведь коррупция — во многом не столько федеральная, а скорее местная и даже локальная проблема. Бизнес отмечает рост проблем с лицензированием. Проблемы лицензирования идут рука об руку с проблемами коррупции. Но лицензирование является очень важной составной частью деловой среды. Улучшение процессов лицензирования очень важно для бизнеса.

Еще одна проблема, которая, я думаю, никого не удивит — это работа российской судебной системы. Зачастую оказывается, что кредит доверия к судебной системе у российского делового сообщества не очень велик.

Почему большинство крупных инвестиционных проектов в последнее время инициируются государством, а не бизнесом?

Российский бизнес переживает процесс адаптации к быстрому экономическому росту. Например, темпы роста в строительстве выше 10%, в торговле — выше 10%. Такие темпы роста делают честь, в том числе и российскому бизнесу. Это означает, что бизнес приспосабливается к повышенному спросу, работает достаточно активно и не спит.

С другой стороны, в России пока отсутствует длительная история развития частного сектора. Российский бизнес пока не привык мыслить на далекую перспективу, слишком сильна тенденция к быстрому получению прибыли, и как результат — к краткосрочным проектам. Например, бизнес очень мало вкладывает в подготовку и переподготовку кадров. Видимо, бизнес считает, что, получив дополнительную квалификацию, люди могут потребовать повышения зарплат, а то и вовсе перейти на работу в другие компании на лучших условиях. При этом бизнес замечает проблему нехватки кадров, но почему-то считает, что решать ее должно исключительно государство. Однако, государство не обязано знать, какие именно специалисты нужны тому или иному бизнесу. Если бизнес планируется на долгосрочную перспективу, то желательно, чтобы он сам заботился о кадровом потенциале. К сожалению, этого пока не происходит.

Обучающие центры имеют сейчас только крупные компании. Или компании в секторах с высоким уровнем конкуренции. Но в целом Россия по показателю отношения числа сотрудников к количеству дней, которые они проводят в центрах повышения квалификации, отстает не только от стран Евросоюза, но и от таких стран, как Индия и Китай.

Какие программы осуществил Всемирный банк за время Вашей работы в России?

Самое интересное для нас в России — расширение объемов работы на региональном уровне и создание инструментов для прямого кредитования регионов Всемирным банком, т. е. кредитования без предоставления гарантий со стороны федерального центра. Мы успешно осуществили первый такой проект с Чувашией, готовятся проекты и с другими регионами России. Теперь у нас в Банке есть новая программа по кредитованию регионов в странах с федеративным устройством. В нее уже вложено несколько миллиардов долларов, и она будет и далее развиваться. Этот исключительно интересный и удачный опыт дала Всемирному банку именно Россия, и теперь он будет распространяться по всему миру.

Со своей стороны Всемирный банк дал России опыт реализации больших проектов. Например, за время моей работы был осуществлен проект внедрения электронных технологий в систему образования. Этот проект реализуется в семи регионах. Идея состояла в том, чтобы использовать новейшие технологии и созданные на их базе платформы для обучения преподавателей в регионах, чтобы стандарты качества образования были одинаковыми как в столицах, так и в регионах. Реализация проекта позволила резко повысить качество образовательного процесса. В 2005 году «Учительская газета» провела опрос экспертов и образовательной общественности — наш проект был признан лучшим в номинации «Проект года в образовании», что стало своего рода признанием наших успехов. Прекрасно, когда в сельской школе располагается тот же самый кабинет для подготовки преподавателей, что и в крупных городах. Сейчас этот проект интегрирован в Национальный проект «Образование».

Также успешной можно считать нашу работу в области ЧГП. Всемирный банк является советником руководства Санкт-Петербурга по проекту «скоростной диаметр». Это одно из первых масштабных ЧГП в области инфраструктуры. Осуществление этого проекта позволит распространить ценный опыт на другие регионы. Мы гордимся тем, что у нас есть возможности создать в России институциональные основы реализации инфраструктурных проектов через механизм ЧГП.

Не менее важной можно считать работу по реформе судебной системы. То, что мы делаем в этой области, направлено на повышение прозрачности работы судов. Надеемся, что мы сумели отчасти развеять мифы, которыми в сознании населения окружена работа судебной системы, а уровень доверия к ней хоть немного повысился.

Наконец, для меня лично останется весьма значимой работа по подготовке к проведению саммита министров финансов стран «Большой восьмерки» (G-8). Согласитесь, такое в жизни бывает нечасто. Россия активно использовала опыт Всемирного банка по вопросам глобального развития во время своего председательства в G-8. Успешная работа с Россией в качестве донора по вопросам глобального развития во время G-8 привела к усилению роли страны как полноправного акционера Банка, а также заложила основу для нового направления нашего сотрудничества.

В связи как относится Всемирный банк к инвестициям и проектам российских компаний за пределами России?

Самое интересное в работе Всемирного банка то, что мы по своей сути являемся самым большим финансовым кооперативом в мире: в Банке 184 страны-участницы. Работа Банка идет по двум основным направлениям. Во-первых, мы поддерживаем структурные изменения экономики стран-участниц. Например, когда Япония была еще клиентом Банка, был осуществлен проект создания сверхскоростного поезда в Японии, — так называемый bullet-train, т. е. «поезд-пуля» — который дал толчок структурным изменениям в экономике страны. Но не менее важно и второе направление нашей деятельности: мы предоставляем странам-участницам возможности для работы по всему миру.

Например, мы поддерживаем продвижение российских компаний и российского капитала. Смысл существования нашего финансового кооператива — поощрение стран-участниц к интеграции в глобальные процессы. Мы полагаем, что глобализация открывает новые возможности для всех.

Например, мы недавно обсуждали с Международной финансовой корпорацией (МФК) и международным агентством по гарантиям инвестиций (МАГИ) программу поддержки инвестиций российских компаний в Африке. МФК — это агентство Всемирного банка по работе с частными компаниями, а название МАГИ говорит само за себя. Понятно, что риски при инвестициях, например, в страны Евросоюза и в страны Африки существенно различны. Мы обсуждали, как минимизировать риски российских компаний. Вероятно, эта программа вскоре будет осуществлена. Партнерство с Россией идет по трем направлениям: во-первых, Россия, как акционер Всемирного банка, заинтересована в улучшении инвестиционного климата в Африке. Во-вторых, российские компании заинтересованы в получении гарантий Всемирного банка при осуществлении больших проектов. И, в-третьих, они заинтересованы в получении гарантий от МФК и МАГИ для снижения собственных рисков. МФК уже делала совместные проекты с российскими компаниями по продвижению их интересов и инвестиций. Теперь можно использовать этот опыт, подключив еще и МАГИ.

Когда российские компании выходят с инвестициями за рубеж, для них становятся актуальными те же вопросы, которые задают себе иностранные инвесторы при работе в России: инвестиционный климат, уровень образования населения, проблемы инфраструктуры. Россия играет большую роль в решения вопросов глобального развития — и на сегодня это одно из основных направлений сотрудничества с ВБ.

Как Вы видите перспективы сотрудничества Всемирного банка и России?

Несколько месяцев назад мы утвердили новую стратегию партнерства Всемирного банка и России. Она преимущественно ориентирована на продолжение работы по улучшению инвестиционного климата и усовершенствование системы государственного управления при решении ключевых социальных вопросов. Это будет делаться на основе трех инструментов. Есть несколько проектов федерального уровня. Их немного и они основаны на совместном финансировании Федерального правительства и Всемирного банка на высоком уровне. Роль Всемирного банка состоит в привлечении международного опыта, если он необходим, а также в создании своего рода «трансмиссии» для продвижения проектов. Например, мы работаем по проекту создания особых экономических зон. Разумеется, деньги у правительства есть. Однако весьма полезно иметь независимого технического партнера, не ангажированного ничьими интересами, который может предложить международный опыт. Именно это мы и делаем.

Продолжится и работа напрямую с регионами. Уже есть регионы, с которыми у нас заключены меморандумы о взаимопонимании. Из регионов с большими доходами это Петербург и Ханты-Мансийск, а из регионов с большим потенциалом — Татарстан. Мы обсуждаем также возможность работы с Томском и Чувашией. Кроме того, есть несколько регионов, в которых сложная социально-экономическая обстановка: Южный округ. Мы стремимся реализовать в регионе те программы, которые отвечают его интересам и помогают решать приоритетные для него социально-экономические проблемы.

Третьим направлением сотрудничества является работа с Россией, как со страной-донором во Всемирном банке. Это очень важно, так как решение глобальных проблем возможно только при глобальной кооперации, и роль мировых институтов в этом процессе трудно переоценить. В нашей стратегии мы разработали несколько программ сотрудничества с Россией в области глобального развития. Например, доступ к энергетике в Африке, борьбы с инфекционными болезнями.

А насколько конструктивно взаимодействие российских властей с мировыми финансовыми институтами?

Меняется Россия — меняется и Всемирный банк. Мало того, динамика изменений в России приводит к изменениям в стиле работы Всемирного банка не только внутри страны, но и во всем мире. Мы понимаем, что деньги как таковые России не нужны. Но как совладелец нашего финансового кооператива Россия имеет доступ к мировому опыту, накопленному Всемирным банком. И российское правительство это хорошо понимает, а потому наше взаимодействие весьма конструктивно. Когда в 90-е годы у России не было ни внутренних, ни внешних инвесторов Всемирный банк являлся одним из основных источником денег. А сегодня он выступает в качестве источника опыта и знаний, идей и механизмов для реализации проектов.

Конечно, если смотреть на Всемирный банк только как на источник денег, то кто-то в России может подумать, что пришло время ограничить нашу работу. Однако самым важным для нас является слово «развитие». Мы не только банк денег, но и банк идей. А идеи всегда более интересны и востребованы, чем деньги. Поэтому и на федеральном и на региональном уровне мы можем найти точки приложения и проекты для сотрудничества. Причем идеи и опыт являются равноценными. Например, мы сейчас реализуем программы в ряде стран с использованием российского опыта реформирования налоговой системы и реформирования системы бюджетных отношений между правительством и регионами. В использовании российского опыта реформы межбюджетных отношений был очень заинтересован Китай. Мы также были посредниками при передаче Польше российского опыта по реформированию угольной промышленности. Для Всемирного банка Россия является донором опыта и идей не в меньшей степени, чем финансовым участником.

Мой приемник на посту Директора Всемирного банка в России г-н Клаус Роланд очень надеется, что процесс конструктивного взаимодействия России и Всемирного банка будет продолжаться. Я уезжаю, но не покидаю Россию. Надеюсь, что я не покину ее никогда. На новой должности оперативного директора программ Банка я буду отвечать за реализацию проектов в области энергетики, транспорта, водоснабжения, доступности топлива и социального развития. Так что я уверена, что мы встретимся еще не раз.

Павел ЧУВИЛЯЕВ

Фото: Коммерсант