Ростислав Футало: «У нас амбициозные планы — нарастить лизинговый портфель до 1 миллиарда долларов»
Фото: All-Leasing.Ru

Ростислав Футало: «У нас амбициозные планы — нарастить лизинговый портфель до 1 миллиарда долларов»

1732

О посткризисном состоянии рынка лизинга дорожно-строительной техники, о своих клиентах и конкурентах порталу All-Leasing.Ru рассказал генеральный директор компании «ШРЕИ Лизинг» Ростислав ФУТАЛО.

— Как принималось решение о выходе компании на российский рынок?

— В свое время решение о вхождении на российский рынок поддерживалось двумя сторонами: акционеры SREI задумались о новых рынках, а ЕБРР поддержал эту инициативу и стал нашим акционером в России.

Группа SREI образовалась более 20 лет назад в Индии, и на нее уже давно обратили внимание ЕБРР, немецкий банк развития DEG, FMO (Банк развития Королевства Нидерландов), Международная финансовая корпорация (IFC), другие финансовые институты. Поэтому им также было относительно легко принимать решение по поводу российской «дочки».

— Кто обеспечивает финансирование сделок компании?

— SREI традиционно успешно работает с государственными и квазигосударственными финансовыми институтами, нацеленными на развитие в долгосрочной перспективе, поскольку инфраструктура требует длительных инвестиций. На различных этапах группу финансировали государственные фонды (FinnFund и SvedFound), коммерческие банки.

В 2005 году лизинговая компания SREI вышла на Лондонскую фондовую биржу и стала первым индийским небанковским финансовым институтом на этой площадке. С 2008 года SREI в Индии заключила партнерское соглашение, в соответствии с которым в капитал вошел BNP Paribas Lease Group.

Что касается источников финансирования «ШРЕИ Лизинг», то нашими кредиторами являются как российские, так и зарубежные банки. Из отечественных это Российский Банк Развития (РосБР), Сбербанк, «Тройка Диалог», индийский банк ICICI, Коммерческий банк Индии, имеющий лицензию в России. В планах сотрудничество с целым рядом российских финансовых учреждений, с которыми в настоящее время ведутся переговоры. Из-за рубежа нас финансируют Axis Bank, Экспортно-импортный Банк Индии.

— Каков портрет вашего клиента?

— В основном нашими клиентами являются компании, представляющие средний бизнес. Но хотя мы не ретейлеры и не собираемся становиться ими, такие сделки, как, например, приобретение двух самосвалов и одного экскаватора — тоже наш формат.

Минимальная сумма финансирования — 100 тысяч долларов, максимальная — ограничивается нашими внутренними нормативами и в данный момент составляет 5 миллионов долларов на одного клиента. Возможно ее увеличение, но тогда возрастает риск недостаточной диверсификации портфеля. Поэтому мы ограничиваем себя в этом вопросе, как того требует консервативный подход к бизнесу наших акционеров.

— У группы SREI довольно много направлений деятельности. У «ШРЕИ Лизинг» такой же широкий спектр деятельности?

— Генеральная линия группы SREI — поддерживать все, что касается инфраструктуры. Поэтому и наш рынок — это строительная, землеройная, грузоподъемная и другие виды техники. И если мы стоим перед выбором — профинансировать, например, самосвал или тягач с прицепом-автовозом, то больше шансов у самосвала. Конечно, финансирование «неинфраструктурной» техники полностью не исключается: если имеется хороший кредитный риск, можно выбрать и «тягач с прицепом».

Кстати, в Индии довольно серьезным направлением деятельности группы является работа в телекоммуникационной сфере: в настоящее время совместное предприятие SREI и известной группы ТАТА финансирует строительство свыше 50 тысяч вышек мобильной связи. В России мы пока только присматриваемся к этому сектору, недавно стали развивать его наряду с энергетическим направлением.

Для «ШРЕИ Лизинг» интересен опыт группы SREI, которая около месяца назад подписала партнерский договор с Volvo в Индии, по которому компании будут совместно вести бизнес Volvo Financial Services. SREI будет официально предоставлять лизинговые услуги под этим брендом. Должен отметить, что с начала 1990-х годов SREI была основным партнером Volvo по вхождению на рынок Индии.

В России мы также развиваем это направление. Существуют рамочные договоренности по рыночной поддержке с производителями строительной техники, иногда они обращаются к нам с вопросами по каким-либо потенциальным или горящим сделкам. «ШРЕИ Лизинг» не является чьим-либо эксклюзивным партнером — мы работаем со всеми брендами. При этом очень важна ликвидность объекта лизинга, чтобы в непредвиденных ситуациях технику можно было продать на вторичном рынке, и здесь необходимы поддержка и понимание со стороны производителей техники.

— «ШРЕИ Лизинг» работает на рынке порядка 5 лет. За это время была определена ниша компании в лизинговом бизнесе и сложилась определенная конкурентная среда. Кого вы считаете своими конкурентами?

— Конкуренты в разных сделках — различные. Есть компании, входящие в структуру банков с государственным участием, такие как «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг». С ними, как и с компаниями, которыми владеют коммерческие банки, мы не пытаемся конкурировать только по цене — это бессмысленно и непродуктивно.

Преимущества «ШРЕИ Лизинг» в таких случаях — качество сервиса, гибкость в структурировании сделки, скорость ее обработки и принятия решения. У нас есть возможность разработать для каждого конкретного клиента индивидуальную структуру сделки — от построения графика погашения с учетом сезонности и других показателей до включения неких дополнительных механизмов обеспечения, если этого требует ситуация.

Конечно, наши ставки конкурентны, иначе заключение сделок было бы невозможным. Однако ставка — это лишь одна из составных частей в принятии решения о сотрудничестве. Нередки случаи, когда мы конкурируем с большой компанией, предлагающей очень привлекательные условия, но клиент обращается к нам. Он не может позволить себе ждать два месяца, поскольку строительные машины нужны в определенное время, в сезон, и скорость принятия решения имеет определяющее значение. А мы имеем возможность оформить сделку за 2 недели при наличии всей необходимой информации. Рекорд «ШРЕИ Лизинг» по сделке в 2,5 миллиона долларов — одна неделя, причем нашим конкурентом была государственная компания.

— Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) является если не прямым, то неким косвенным конкурентом «ШРЕИ Лизинг». Насколько сильно вы ощущаете конкуренцию с ГТЛК?

— Конечно, конкуренция существует, и не только по цене. «Конек» ГТЛК — техника российского производства, хотя сейчас они обратили свое внимание и на иностранную технику. ГТЛК может позволить себе профинансировать что-то дешево, но у нас также есть большой плюс — налаженные отношения с дилерами и производителями. Зачастую фирмам, желающим взять технику в лизинг, делают предложения несколько лизинговых компаний. И здесь важно, кто быстрее перезвонит, сделает предложение, откликнется и приедет на встречу. Например, несмотря на присутствие ГТЛК, нашими клиентами являются ведущие дорожные компании в Южном федеральном округе.

— Как пережила кризис компания «ШРЕИ Лизинг», упал ли объем бизнеса?

— Если говорить о ситуации 2009 — начала 2010 года, то можно определить положение так: «Пациент скорее жив, чем мертв». Спрос резко упал, особенно в сфере транспортной инфраструктуры. Замедлился рост портфеля, поскольку даже при наличии денег мы не видели проектов, которые можно было бы профинансировать. Также присутствовал фактор непредсказуемости и непонятности кредитного риска. В 2009 году мы профинансировали всего около 15 миллионов долларов, а в 2010-м активная деятельность «ШРЕИ Лизинг» началась только в конце года.

Я считаю, что «ШРЕИ Лизинг» достойно пережила кризис. Мы ощутили существенную моральную поддержку акционеров, которые не вывели деньги из бизнеса и остались с нами. Более того, Банк развития Королевства Нидерланды (FMO) в непростом 2010 году стал акционером «ШРЕИ Лизинг», что было довольно смело для того времени и явилось выражением уверенности акционеров в устойчивом развитии SREI в России.

В 2007 году мы открыли краснодарский филиал, потому что считаем развитие бизнеса в этом регионе перспективным. И дело не в одной только Олимпиаде — мы видели предпосылки к развитию Краснодарского края в целом. Естественно, мы участники процесса, происходящего в Сочи, — пусть не напрямую, но в комплексе все это затрагивает и нас.

— Какова в настоящее время ситуация на рынке дорожно-строительной техники?

— По сравнению с двумя предыдущими годами ситуация существенно улучшилась. В отрасль приходят деньги, и техника уже не задерживается на складах у дилеров, даже наблюдается ее дефицит. Невероятно востребованы самосвалы и спецтехника любой хорошей марки, главное требование клиентов — «завтра».

В то же время большее внимание уделяется цене и техники, и услуг. Кроме того, финансирование инфраструктурных проектов не такое щедрое, как было до кризиса. Одним из уроков кризиса можно назвать то, что клиенты начали учитывать валютный риск. В настоящее время 95% новых сделок заключаются в рублях. Мы не навязываем клиенту «как бы» дешевые доллары или евро, поскольку, даже если номинальная ставка будет ниже, валютный риск все равно остается.

— Приходилось ли изымать во время кризиса какое-либо оборудование, технику?

— В финансовом бизнесе есть правило: у партнера могут возникать трудности, и надо решать их вместе. Поэтому мы всегда пытаемся договориться, ведь если возникшие трудности временные, смысла в изъятии попросту нет. Но, естественно, некоторые компании столкнулись с проблемой невозможности платить по контрактам, и за кризисный период нам пришлось изъять около ста единиц техники, большую часть которой мы продали.

Надо отметить, что в России этот процесс иногда связан с большими сложностями. К примеру, был случай, когда при изъятии дорогостоящей техники оказалось, что она находилась в лизинге одновременно еще у двух компаний. Нам повезло: мы смогли законно изъять и успешно продать эту технику. А каково тем лизинговым компаниям, у которых все закончилось лишь на бумаге?
Доля лизинга на российском рынке все еще сравнительно мала, поэтому юридическая и финансовая грамотность наших клиентов не всегда высока. Часто они свято верят в то, что, вернув технику при наличии просроченной задолженности, они никому ничего больше не должны. Однако это не так: даже если машина возвращена лизингодателю, задолженность так или иначе нужно погасить. Лизинговые компании объясняют клиентам нюансы сделок, но, к сожалению, в кризисной ситуации не все условия и соглашения выполняются. Конечно, существуют суды, и зачастую приходится прибегать к их помощи. В России это занимает долгое время, но практически всегда мы выигрываем.

— Каковы планы компании «ШРЕИ Лизинг» на ближайшие несколько лет, что вы делаете для повышения узнаваемости бренда в России?

— Мы недавно на рынке, и бренд ШРЕИ в России все еще недостаточно известен. Но с этого года мы принимаем активные меры для того, чтобы стать действительно известными в своем сегменте. Ведь у нас амбициозные планы — наработать лизинговый портфель в 1 миллиард долларов всего за несколько лет.

Беседовал Александр ЩЕКОЧИХИН

 

 


 

ЗАО «ШРЕИ Лизинг» — российская «дочка» группы SREI — одной из крупнейших небанковских финансовых структур в Индии, существующей более 20 лет. На данный момент размер портфеля группы SREI, занимающей примерно треть рынка Индии, составляет 8,9 млрд долларов. Из них в сфере лизинга и аренды строительной, дорожной и подобной техники — около 2,5 млрд долларов. Кроме того, группа SREI занимается арендой оборудования, финансированием инфраструктурных проектов (дороги, транспорт, аэропорты, порты, энергетика, телеком и т. п.). Отдельное направление — консалтинг в сфере финансирования инфраструктурных проектов, государственно-частного партнерства. В России «ШРЕИ Лизинг» действует с 2006 года. Компания создана при участии ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), немецкого банка развития DEG, FMO (Банк развития Королевства Нидерланды). Совместная доля этих трех институциональных инвесторов в компании составляет 40%. Четвертый и основной акционер — SREI Infrastructure Finance Limited (SIFL). «ШРЕИ Лизинг» финансирует нефтегазовое, горно-шахтное, портовое, аэродромное и энергетическое оборудование, железнодорожный транспорт, строительную, дорожно-строительную технику. Компания является членом Объединенной лизинговой ассоциации с 2007 года.