Иван Стригин: «Банки переходят к тюнингу»

Иван Стригин: «Банки переходят к тюнингу»

1261

Клиенты банка, высматривая «родной» банкомат, ищут знакомый логотип и корпоративные цвета. Между тем специалист, бросив мимолетный взгляд на устройство, мгновенно определит изготовителя. Сделать это легче, чем узнать марку припаркованного автомобиля. Львиная доля рынка банкоматов в России принадлежит трем крупным компаниям — NCR, Wincor Nixdorf и Diebold.

Директор по профессиональным инженерным услугам российского представительства компании Diebold Иван СТРИГИН и менеджер по развитию бизнеса компании Дмитрий ПОГОДИН рассказали Банки.ру о том, как меняется рынок банкоматов и почему эти устройства бывают порой не слишком дружелюбны к клиентам.

— Какова стоимость банкомата?

— Цена полнофункционального банкомата от известного производителя может доходить до 40 тыс. долларов и выше, в зависимости от комплектации. В минимальной конфигурации, предназначенной для выдачи наличных, устройство стоит порядка 12 тыс. долларов.

Понятие «дешевый банкомат» возникло в период кризиса, когда на российский рынок вышли азиатские производители и одновременно с этим отечественные изготовители «информационных киосков» замахнулись на сегмент банкоматов. Появились банкоматы «а-ля киоск», которые отличает незатейливый дизайн и сравнительно низкая эргономика. Они заняли ценовую нишу до 10 тыс. долларов.

— Какие устройства популярнее у банков — с богатым или с бедным функционалом?

— Все зависит от задачи, стоящей перед банком. Если ему требуется расставить банкоматы под зарплатный проект, то берут более дешевые банкоматы с функцией выдачи наличных, если требуется расширить сеть АТМ для погашения кредитов, то идет заказ на устройства, принимающие наличные. Если банк озабочен приемом платежей ЖКХ, то он закупает устройства со сканером штрих-кода.

Если говорить о тренде, то год от года доля банкоматов с функцией приема наличных растет. Мы видим интерес банков к функции замкнутого оборота наличности, тем самым банки стремятся снизить расходы на инкассацию банкоматов.

— Но пока она меньше?

— Однозначно меньше. Хотя бы потому, что устройства с функцией приема наличных появились на рынке позже банкоматов, выдающих деньги.

В 2010 году количество банкоматов с функцией приема наличных составляло около 30% от всех установленных в России.

— При получении заказов на комплектацию банкомата приходилось ли вам сталкиваться с экзотическими требованиями банкиров?

— В какой-то момент экзотикой для банкомата казался валютообмен. Но в целом заказ комплектации банкомата можно сравнить с заказом опций автомобиля. Есть определенные функции, которые довольно редко заказывают. Но приходит время, и наступает бум на максимальную комплектацию. Также и банки постепенно переходят к тюнингу — обвешивают купленные банкоматы дополнительными устройствами: мониторами для демонстрации персонализированной рекламы, видеокамерами и тому подобным. Зачастую это делается локально — не на заводе — производителе банкоматов, а на месте.

Появляется спрос на банкоматы с биометрической идентификацией. Больше всего таких банкоматов установлено в Японии, поскольку там есть законодательное требование относительно биометрического подтверждения идентификации владельца пластиковой карточки. Любопытно, что японцы отказались от идентификации по отпечатку пальца и сейчас идентифицируют клиентов по рисунку вен. Отпечатки пальцев, как оказалось, довольно легко подделать.

— В России таких нет?

— Нет.

— А попытки регуляторов внести соответствующие нормы в нашей стране были?

— По поводу биометрии — нет. Но была попытка изменить нормы безопасности — требования к сейфам. Она провалилась, поскольку вызвала сопротивление со стороны всего банковского сообщества. Сейф — пожалуй, самая дорогая часть банкомата. Его замена, как правило, влечет за собой замену всего устройства, поэтому в случае принятия новых норм безопасности банкам пришлось бы полностью обновлять свои банкоматные сети.

— Кто пишет программы для банкоматов — производитель, банк, сторонняя компания?

— Часть программного обеспечения устанавливается на заводе-производителе. Это операционная система (практически всегда Windows) и базовые программные приложения, предназначенные для работы с дополнительным оборудованием. Банкомат — это фактически компьютер с периферийными устройствами — обычными, такими как принтер, сканер, видеокамера, и специфическими вроде диспенсера (устройство для выдачи купюр) или валидатора (прибора для определения подлинности купюры). Программы для интеграции с банковским процессингом, для подключения банкомата к системе интернет-банкинга или системе централизованного управления сетью банкоматов могут написать как банковские специалисты, так и сторонние разработчики.

— Отчего некоторые банкоматы не информируют клиента о причине неисправности, высвечивая лишь сообщение о «системном сбое»?

— Как правило, виноваты программисты банка, которые слегка недорабатывают. Нет ничего сложного в том, чтобы написать подробные сообщения для каждой аварийной ситуации: «Закончились деньги», «Пропал сигнал связи» и так далее. Но на этом экономят. На мой взгляд, это неправильно. Клиент имеет право знать подробности. В этом случае у него будет больше доверия к дистанционному обслуживанию.

— Почему банкоматы так долго, в течение месяцев, не могут принимать вновь выпущенные казначейством купюры?

— Купюра, прежде чем ее примет банкомат, проходит многоступенчатую проверку. Она производится на одной из самых сложных компонент банкомата — валидаторе. Такие устройства выпускают всего несколько поставщиков в мире. И это не производители банкоматов, а самостоятельные узкоспециализированные компании. Для них процесс добавления новой купюры связан с реализацией определенных процедур: надо получить определенное количество купюр для тестирования, отправить их в лабораторию, добиться хорошей статистики по отбраковке фальшивок и пропусканию нормальных купюр. В итоге в валидатор загружается новая программная прошивка, позволяющая устройству «видеть» новые купюры. Все это требует времени. Поэтому периоды введения в оборот новых купюр такие длительные.

— Обслуживание банкомата — дело банка или сторонней компании?

— Это отдельный вид бизнеса. Банкомат можно сравнить с автомобилем. Это сложное электромеханическое устройство, находящееся под постоянной нагрузкой, нередко работающее в тяжелых условиях и используемое — да простят меня клиенты банков — неквалифицированными людьми. Никто же не проходит курсы по обучению работе с банкоматом. Устройством пользуются так, как считают правильным. Обслуживание сводится к инкассации, замене расходников (бумаги в принтерах и т. п.) и ремонту. Каждый банк решает для себя сам, что ему выгоднее — обслуживать банкомат самому или с помощью сервисной организации. Практически все сделали выбор в пользу сторонних сервисных фирм. Содержать собственный штат квалифицированных специалистов при наличии распределенной банкоматной сети слишком накладно.

При работе с внешней организацией в учет принимаются несколько основных параметров: время реакции на инцидент, срок восстановления работоспособности и среднее время доступности устройства.

— Это выгодный бизнес?

— Естественно. За него борются. В том числе и производители банкоматов. Но последним приходится сотрудничать с региональными сервисными организациями. Как правило, это компании, обслуживающие не только банкоматы, а технику в более широком смысле.

— Раньше было так: если банк покупал партию банкоматов определенной марки, он фактически попадал в зависимость от производителя. Сейчас все изменилось?

— Банков, строящих более или менее крупную сеть банкоматов на оборудовании единственного поставщика, практически не осталось. Раньше в этом был смысл — до тех пор, пока банки сами обслуживали устройства. С приходом сервисных компаний проблема решилась сама собой. Вопрос совместимости сейчас также практически снят с повестки дня. Об этом заботятся изготовители и локальные представительства этих компаний.

— Каким будет банкомат через несколько лет?

— Примерно таким же. Дело в том, что про новое поколение банкоматов говорить пока рано — срок жизни старых еще не истек. Ни по дизайну, ни по функционалу действующие банкоматы не устарели. Но могу сказать, что будет добавляться биометрия, банкоматы оснастят модулями для работы с бесконтактными картами и для бесконтактного же взаимодействия со смартфонами и прочими мобильными устройствами.

Беседовал Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru