Андрей Степаненко: «Передел рынка возможен при появлении на нем новых автобанков»
Фото: Райффайзенбанк

Андрей Степаненко: «Передел рынка возможен при появлении на нем новых автобанков»

1973

Об усилении конкуренции между универсальными банками и «дочками» глобальных автоконцернов на фоне грядущего завершения программы льготного автокредитования «Ъ» рассказал член правления Райффайзенбанка Андрей СТЕПАНЕНКО.

— В этом году заканчивается действие госпрограммы льготного автокредитования. Насколько существенным подспорьем эта программа стала для российских банков вообще и для Райффайзенбанка в частности?

— Эта программа серьезно поддержала рынок, позволив существенно снизить ставки по автокредитам на те автомобили, которые в нее попали. Ставки в рамках госпрограммы сейчас начинаются от 5,57% годовых, в то время как общерыночный уровень ставок −12—15%. Для нас эта программа, действительно стала существенным подспорьем. В первой половине текущего года в ее рамках нами выдана треть всех автокредитов — 8,5 тыс. из 21 тыс. ссуд.

— Скажется ли завершение программы на объемах выдачи автокредитов?

— Я не думаю, что отмена программы приведет к снижению динамики новых выдач, поскольку за последний год спрос на автокредиты существенно вырос. Однако в данный момент прогнозировать темпы новых выдач автокредитов в целом довольно сложно, особенно с учетом последних событий в мировой экономике.

— Насколько серьезно увеличит отмена программы конкурентные преимущества кэптивных банков автоконцернов, которые и без госпрограммы предлагают довольно льготные условия?

— Вряд ли это перераспределение будет существенным, ведь в программе участвует не так много марок автомобилей, производители которых имеют кэптивные банки в России. Например, в рамках программы мы продаем автомобили концерна General Motors, в частности Chevrolet, а этот концерн не имеет здесь банка, как и Hyundai, чьи автомобили также подпадают под действие программы. Из тех автопроизводителей, чьи автомобили участвуют в программе, свой банк есть лишь у Volkswagen. О планах по созданию собственного банка заявлял и концерн Renault-Nissan, но пока они так и не были реализованы.

— Не произойдет ли после завершения госпрограммы перераспределения спроса в пользу тех моделей автомобилей, чьи производители имеют в России кэптивные банки? Ведь возможность получить кредит по низкой ставке для многих имеет очень большое значение.

— Отчасти такое возможно. Не стану отрицать, что для ряда клиентов возможность получения кредита в рамках госпрограммы по сниженной ставке являлась довольно важной составляющей выбора марки автомобиля. Учитывая это, нельзя исключать, что такие клиенты после завершения программы обратят свое внимание на марки автомобилей, не входившие в госпрограмму и сопоставимые по стоимости, ставки по кредитам на которые субсидируют автоконцерны через свои банки. Впрочем, переток этот будет не слишком значительным: в большинстве случаев люди при выборе марки автомобиля руководствуются все же не ставкой по кредиту, а другими параметрами.

— Получается, что риски усиления позиций кэптивных банков автоконцернов отложенные?

— Как правило, кэптивные банки забирают на себя львиную долю продаж, поскольку, с одной стороны, у автопроизводителей есть влияние на дилеров и они стимулируют их работать именно по программе собственного банка, с другой — ставки кэптивных банков существенно ниже, поскольку производитель «зашивает» в них свою скидку. Однако я не ожидаю, что сейчас произойдет существенный рост бизнеса кэптивных банков автоконцернов, который приведет к значительному ослаблению позиций универсальных банков. Здесь важно обратить внимание на тот факт, что кэптивные банки не обладают теми преимуществами, которые могут предоставить универсальные банки,— разветвленная филиальная сеть, широкая продуктовая линейка и многое другое. Кроме того, эффект от выхода на рынок тех банковских «дочек» автопроизводителей, которые сейчас работают на нем, уже реализовался, поэтому передел рынка возможен только при появлении на нем новых автобанков.

— По крайней мере один из них может появиться на российском рынке в ближайшее время, о таких планах заявлял Renault-Nissan. Кроме того, дочерние банки концернов Volkswagen и Peugeot Citroen на российском рынке еще не успели заработать в полную мощь. Какие пути развития автокредитования вы видите для универсальных банков по мере усиления позиций кэптивных?

— Я вижу три основных направления, в которых стоит двигаться универсальным банкам. Во-первых, это развитие партнерских программ с автодилерами, причем в первую очередь не с монобрендовыми, а с теми, кто сотрудничает с большим числом автопроизводителей. Во-вторых, экспресс-кредитование, где в первую очередь работает спонтанный спрос. И в-третьих, предоставление кредитов на подержанные автомобили, этот сегмент пока практически не охвачен ни кэптивными банками, ни универсальными.

Интервью взяла Ксения ДЕМЕНТЬЕВА